АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: НАУЧНЫЙ ОБЗОР

№10,

Психологические науки

Корнилова (Быстрова) Татьяна Владимировна


Ключевые слова: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА; СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ; ОСУЖДЕННЫЕ; ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ; ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ; ПОЖИЗНЕННЫЕ СРОКИ; PENAL SYSTEM; STAFF OF THE CORRECTIONAL INSTITUTIONS; CONVICTED; PSUCHOLOGICAL PHENOMENON; PSYCHOLOGICAL SUPPORT; LONG TERMS OF IMPRISONMENT; LIFE IMPRISONMENT.


Аннотация: В статье представлен научный обзор актуальных современных исследований в области юридической психологии. Результаты публикаций затрагивают как прикладную, так и фундаментальную научную проблематику. В статье отражены вопросы психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также психологического сопровождения исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении различных категорий осужденных.

Студенты, аспиранты, преподаватели, научные работники активно пользуются фондами научной и учебной литературы. При этом могут возникать определенные сложности в вопросах ориентирования в достаточно большом количестве издаваемой литературы. С целью облегчения поиска информации по актуальным проблемам юридической психологии подготовлена статья по наиболее значимым вопросам данной области, подготовленным и обсуждаемым сотрудниками Вологодского института права и экономики ФСИН России.

Исследования авторов Вологодского института права и экономики ФСИН России в области юридической психологии направлены на изучение психологических феноменов, психологическую подготовку курсантов и сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также психологическое сопровождение осужденных.

Значительный блок исследований, проведенных в последние годы, направлен на изучение психологических особенностей курсантов.

Так, Басина Т.А. рассматривает в своих публикациях особенности учебной мотивации и представлений курсантов ведомственного вуза об осужденных. Автором представлены развернутые результаты исследований курсантов, обучающихся на разных курсах [1]. По схожей тематике проведено исследование Маришина С.В., направленное на изучение представлений выпускников Вологодского института права и экономики ФСИН России о своей будущей профессиональной деятельности. В частности, автором рассматриваются критерии выбора курсантами профессии, профессиональные качества, наиболее значимые для сотрудников уголовно-исполнительной системы, возможные трудности при прохождении службы [2].

Анализу развития ценностных ориентаций в процессе профессионального становления курсантов первого и третьего курсов обучения ведомственного вуза посвящена статья Прокопьевой С.А. Полученные автором эмпирические данные свидетельствуют, что имеются статистически значимые различия в структуре ценностных ориентаций у заявленных категорий респондентов [3].

В настоящее время в ФСИН России особое внимание уделяется профилактическим мерам по предотвращению нарушений служебной дисциплины и недопущению преступлений среди личного состава.
Е.В. Вахрамова отмечает, что одним из путей укрепления законности среди сотрудников уголовно-исполнительной системы стало проведение специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа. Проведение таких исследований среди выпускников Вологодского института права и экономики ФСИН России осуществляется непосредственно перед выпуском с их добровольного письменного согласия. Автором отмечается, что результаты исследований необходимо учитывать при определении подразделений и должностей для последующего назначения выпускников [4].

Важным вопросом, затронутым в статье Миронычевой К.Е., Соболевым Н.Г., является процесс адаптации выпускников высших образовательных учреждений к службе в уголовно-исполнительной системе. Авторами рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации выпускников, их роль, а также даются рекомендации по оказанию специализированной помощи молодым специалистам [5].

Одной из частых проблем, с которой сталкиваются сотрудники уголовно-исполнительной системы в профессиональной деятельности, являются конфликты. Так, Маришин С.В. рассматривает типы деловых конфликтов, их категории, последствия конфликтов, способы улаживания конфликтов в профессиональной деятельности [6]. Некоторыми авторами изучаются особенности стратегий поведения в конфликтных ситуациях в отдельных группах сотрудников.

Лобановой Е.С. и Федосеевой И.А. рассматривается феномен позитивного мышления в контексте его значения в вопросах профилактики стрессовых состояний у сотрудников исправительных учреждений. Анализируются результаты эмпирического исследования связи уровня профессионального стресса и аспектов позитивного мышления сотрудников отдела охраны [7].

Актуальными остаются вопросы проявления эмоционального выгорания сотрудников исправительных учреждений, включенных в служебное общение с осужденными, и предлагаются направления работы по его профилактике.

Исследование Черкасовой М.А. и Позднякова В.М. посвящено изучению особенностей возникновения, специфики протекания и развития профессионального выгорания у различных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы на разных этапах прохождения службы. Обосновано понятие «психологический мониторинг профессионального выгорания сотрудников УИС России», описаны предложенные авторами научная модель явления и технология психологического мониторинга профессионального выгорания сотрудников ФСИН России. Для эффективной реализации психологического мониторинга предложены меры организационно-правового, содержательно-психологического и процессуально-методического характера [8].

Баламут А.Н. анализирует испытываемые затруднения в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при непосредственном взаимодействии с осужденными к пожизненному лишению свободы. При этом автором рассматриваются возможные варианты самостоятельного преодоления сотрудниками стрессогенных факторов [9].

Многими авторами раскрываются особенности профессиональной деятельности и предъявляемые требования к личностным и деловым характеристикам сотрудников управления по конвоированию УИС, представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций, социальных мотивов, выявлены ресурсы стрессоустойчивости данной категории сотрудников [10].

Исследования Сперанской А.В. и Прокопьевой С.А. направлены на изучение профессионально важных качеств начальников отрядов исправительных учреждений [11].

Баламутом А.Н. и Черкасовой М.А. рассматриваются вопросы совершенствования психотерапевтического направления деятельности пенитенциарного психолога. Авторами приводятся результаты полуструктурированного интервью, проведенного с практическими психологами территориальных органов ФСИН России, в котором сотрудниками выделены ключевые направления психотерапии, наиболее востребованные в деятельности пенитенциарного психолога, определены трудности при организации психотерапевтических мероприятий в исправительных учреждениях [12].

Ряд публикаций сотрудников института посвящен прикладным проблемам психологического сопровождения исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении различных категорий осужденных. Наиболее разработанными в научном плане стали психологические аспекты работы с осужденными, отбывающими длительные и пожизненные сроки лишения свободы.

Посредством психодиагностического инструментария Баламутом А.Н. определены особенности планирования своей жизни осужденными, находящимися в условиях социальной изоляции свыше двадцати лет. К таковым он относит стремление осужденных к условно-досрочному освобождению, а также актуальную нереализованную потребность личности в полноценной, активной и эмоционально насыщенной жизни [13]. Рассматриваются вопросы использования системы критериев оценки личности осужденного к пожизненному лишению свободы с учетом возможности предоставления условно-досрочного освобождения.

Вопросам психологического сопровождения процесса отбывания наказания ВИЧ-инфицированных осужденных молодежного возраста к пожизненному лишению свободы посвящено исследование Соболева Н.Г. и Панкратовой А.А. [14].

Быстровой Т.В. показан теоретический обзор публикаций и исследований, касающихся состояния изученности жизнестойкости в зарубежной и отечественной науке. Ряд исследований автора направлен на изучение особенностей жизнестойкости и ее взаимосвязи с индивидуально-психологическими особенностями личности различных категорий осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы [15]. Т.В. Быстровой и В.М. Поздняковым разработаны типологии осужденных мужского и женского пола с учетом особенностей жизнестойкости, а также представлена и экспериментально апробирована психотехнология, направленная на преодоление дефицитарности по компонентам жизнестойкости, способствующая созданию условий для просоциального самосовершенствования личности [16].

Рогач В.Г. рассматривает проблему переживаний осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, и мероприятия по психологической коррекции негативных переживаний в местах лишения свободы. Рогачем В.Г. и Поздняковым В.М. представлены методические рекомендации по оптимизации переживаний у осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки лишения свободы, разработанные с учетом результатов эмпирического и экспериментального исследований [17].

Осиповой О.Ю. и Матвеевой О.С. раскрывается проблема совладающего поведения в стрессовых ситуациях осужденных к длительным срокам лишения свободы, являющихся злостными нарушителями режима отбывания наказания в исправительном учреждении. Эмпирически выявленные копинг-стратегии позволяют прогнозировать поведение осужденных, как в период отбывания наказаний, так и влиять на их постпенитенциарный прогноз. Также авторами предлагаются рекомендации, направленные на психологическую коррекцию неконструктивных стратегий и оптимизацию совладающего поведения [18].

Соболев Н.Г. и Михайлов А.Н. представляют результаты эмпирического исследования психологических особенностей автобиографической памяти осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в исправительном учреждении с учетом времени нахождения человека в условиях социальной изоляции и тяжести совершенного преступления. Авторами доказывается, что оценка тематики автобиографической памяти важна для получения представлений об источниках и механизмах самодетерминации осужденных и структур их самосознания, которые определяются разнообразием феноменологических форм самопрезентации личности [19].

В статье Штефана Е.Ф. описываются особенности смысложизненных ориентаций осужденных, придерживающихся норм тюремной субкультуры, и предлагаются направления работы по их психологической коррекции [20].

Коноваловой Н.А. раскрываются проблемы формирования адекватной временной перспективы у осужденных в условиях исправительного учреждения. Рассмотрено понятие временной перспективы, обозначены ее особенности у осужденных, предложены методы ее формирования [21].

Широкий спектр исследований, посвященных теоретическим подходам к определению содержания и структурных составляющих психологии правосознания, содержанию представлений осужденных о праве и законе, о справедливости [22], проблемам изучения, структуре и функциям психологии группового правосознания осужденных [23], раскрыт в публикациях Сучковой Е.Л.

Ракитской О.Н. дан анализ психологических особенностей личности мужчин, осужденных за преступления экстремистской направленности [24].

Большое количество исследований посвящено проблеме психологического сопровождения исполнения наказаний в отношении осужденных женщин. Так, Ракитская О.Н. и Морозова Н.О., рассматривая проблему совершения женщинами преступлений насильственного характера, анализируют социально-психологические причины насильственного поведения, возможности восстановления и развития свойств личности, обеспечивающих их ресоциализацию, обосновывают необходимость коррекции отношения к семье [25]. Лобанова Е.С. в статье представляет результаты эмпирического исследования доминирующих манипуляций, используемых осужденными женщинами в условиях исправительного учреждения [26]. Особенности ценности семьи женщин молодежного возраста, осужденных за детоубийство раскрываются в исследовании Осиповой О.Ю [27]. Сучкова Е.Л. на основе изучения представлений осужденных женщин о содержании и функциях неформальных норм и правил поведения в исправительных учреждениях подготовила рекомендации для сотрудников исправительных учреждений по противодействию влиянию неформальной нормативной системы тюремного сообщества [28].

Научные труды Бабурина С.В. и Чиркова А.М. направлены на изучение проблемы преодоления негативных последствий пенитенциарного стресса у осужденных. Авторами обсуждается сущность стратегии психотерапии стрессовых и психических личностных расстройств у осужденных с целью их ресоциализации на основе развития духовной сферы [29].

Матвеевой О.С. и Осиповой О.Ю. раскрываются вопросы, кающиеся социальной адаптации несовершеннолетних, вернувшихся из специализированных учреждений, а также описывается программа социального сопровождения несовершеннолетних, содержащихся в группах риска, склонных к повторному совершению преступлений. Представленная программа позволяет добиться положительных результатов в деле успешной социальной адаптации деликвентных подростков, обеспечив им необходимые в социуме условия [30].

Необходимо отметить содержательное наполнение и практико-ориентированный характер выполненных научных статей профессорско-преподавательским составом института. Вышеуказанные статьи будут востребованы и полезны для проведения научных исследований, подготовки к учебным занятиям по вопросам психологического обеспечения пенитенциарной деятельности.


Список литературы

  1. Басина Т.А. Особенности учебной мотивации курсантов ведомственной образовательной организации // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2017. – №1 (68). – С. 18-20; Басина Т.А. Особенности представлений курсантов ведомственного вуза об осужденных // Устойчивое развитие науки и образования. – 2017. – № 7. – С. 182-186.
  2. Маришин С.В. Особенности представлений выпускников ведомственного вуза ФСИН России о своей будущей профессиональной деятельности // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2017. – № 3 (39). – С. 100-103.
  3. Прокопьева С.А. Развитие ценностных ориентаций в профессиональном становлении курсантов // Юридическая наука и практика альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. – Самара, 2017. – С. 252-254.
  4. Вахрамова Е.В. Особенности проведения специального психофизиологического исследования с использованием полиграфа в отношении выпускников ведомственного вуза ФСИН России // II Всероссийский съезд психологов силовых структур Российской Федерации (Казань, 29 августа-02 октября 2016 г.): сб. материалов. Под общ. ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Караяни, Ю.С. Шойгу. – 2016. – С. 127-133.
  5. Миронычева К.Е., Соболев Н.Г. Факторы, влияющие на процесс адаптации выпускников высших образовательных учреждений к службе в уголовно-исполнительной системе // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения: сб. материалов международной научно-практической конференции (к 60-летию принятия ООН Минимальных стандартных правил обращения с заключенными). – Вологда, 2016. – С. 275-279.
  6. Маришин С.В. Конфликты в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики материалы: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 385.
  7. Лобанова Е.С., Федосеева И.А. Позитивное мышление и его связь с уровнем профессионального стресса сотрудников исправительных учреждений // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2016. – № 2 (34). – С. 82-87.
  8. Черкасова М.А., Поздняков В.М. Психологический мониторинг профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы России: монография – Вологда, 2016. – 135 с.
  9. Баламут А.Н. Актуальные вопросы психологического обеспечения сотрудников УИС, непосредственно взаимодействующих с осужденными к пожизненному лишению свободы. // II Всероссийский съезд психологов силовых структур Российской Федерации (Казань, 29 августа-02 октября 2016 г.): Сб. материалов. Под общ. ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Караяни, Ю.С. Шойгу. – 2016. – С. 440-447.
  10. Прокопьева С.А., Осипова О.Ю. Особенности ценностных ориентаций у сотрудников управления по конвоированию // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения (к 10-летию принятия Европейских пенитенциарных правил): сб. материалов международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общ. ред. П.В. Голодова. – Вологда, 2017. – С. 43-48; Прокопьева С.А. Проявления социальных мотивов у сотрудников управления по конвоированию ФСИН России // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2017. – №2. – С. 47-50.
  11. Сперанская А.В. Диагностика профессионально важных качеств у начальников отрядов исправительных учреждений // Уголовное наказание в России и за рубежом: проблемы назначения и исполнения (к 10-летию принятия Европейских пенитенциарных правил): сб. материалов международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общ. ред. П.В. Голодова. – Вологда, 2017. – С. 57-62; Прокопьева С.А., Сперанская А.В. Место умственных способностей в структуре профессионально важных качеств у сотрудников воспитательного отдела // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 515.
  12. Баламут А.Н., Черкасова М.А. Актуальные вопросы совершенствования психотерапевтического направления деятельности пенитенциарного психолога // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2016. – №1 (33). – С. 69-72.
  13. Баламут А.Н. Изучение жизненных планов осужденных к пожизненному лишению свободы с учетом возможности условно-досрочного освобождения // Международный пенитенциарный журнал. – 2017. – Т. 3, № 2. – С. 133-136.
  14. Соболев Н.Г., Панкратова А.А. К вопросу о психологическом сопровождении процесса отбывания наказания вич-инфицированными осужденными молодежного возраста к пожизненному лишению свободы // Психолого-педагогическое обеспечение исполнения наказаний в отношении осужденных молодежного возраста: сб. материалов научно-практического семинара. Под общ. ред. С.В. Маришина. – Вологда, 2017. – С. 73-79.
  15. Быстрова Т.В. Взаимосвязь копинг-стратегий и психологических защит с уровнем жизнестойкости у осужденных с длительными сроками отбывания наказания // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. – 2016. – № 4 (27). – С. 33-38.
  16. Быстрова Т.В., Поздняков В.М. О повышении жизнестойкости осужденных с длительными сроками лишения свободы // Прикладная юридическая психология. – 2017. – №1 (38). – С. 30-36.
  17. Рогач В.Г., Поздняков В.М. Методические рекомендации по оптимизации переживаний у осужденных мужского пола, отбывающих длительные сроки лишения свободы // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2015. – №3 (31). – С. 52-57.
  18. Осипова О.Ю., Матвеева О.С. Стратегии совладающего поведения осужденных к длительным срокам, являющихся злостными нарушителями режима содержания // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 8-4 (50). – С. 55-57.
  19. Соболев Н.Г., Михайлов А.Н. Особенности автобиографической памяти осужденных, признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в ИУ // Прикладная юридическая психология. – 2017. – № 1 (38). – С. 48-54.
  20. Штефан Е.Ф. Направления работы по психокоррекции смысложизненных ориентаций осужденных, придерживающихся норм тюремной субкультуры // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. Ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 727.
  21. Коновалова Н.А. Формирование адекватной временной перспективы у осужденных: понятие, субъекты, методы // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. Ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 317.
  22. Сучкова Е.Л. Представления осужденных о праве и законе // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2016. – № 3 (71). – С. 205-209.
  23. Сучкова Е.Л. Теоретико-методологические проблемы изучения психологии группового правосознания осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2016. – № 3 (35). – С. 76-80.
  24. Ракитская О.Н. К вопросу о психологических особенностях лиц, осужденных за преступления экстремистской направленности // Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний: сб. материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. – Рязань, 2016. – С. 898-901.
  25. Ракитская О.Н., Морозова Н.О. Об эффективности психокоррекции отношения к семье у женщин, осужденных за преступления насильственного характера // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2014. – №3 (27). – С. 99-102.
  26. Лобанова Е.С. Об аспектах обучения сотрудников исправительных учреждений способам взаимодействия с осужденными к лишению свободы женщинами, использующими манипуляции // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. Ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 366.
  27. Осипова О.Ю. Особенности ценности семьи женщин молодежного возраста, осужденных за детоубийство // Психолого-педагогическое обеспечение исполнения наказаний в отношении осужденных молодежного возраста: сб. материалов научно-практического семинара. Под общ. Ред. С.В. Маришина. – Вологда, 2017. – С. 89-92.
  28. Сучкова Е.Л. Рекомендации по нейтрализации влияния неформальной нормативной системы тюремного сообщества в исправительных учреждениях для осужденных женщин // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. Ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 611.
  29. Бабурин С.В., Чирков А.М. Стратегия психотерапевтической интервенции стрессиндуцированных состояний психической дезадаптации у осужденных // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции. Под общ. ред. А.А. Вотинова. – Самара, 2016. – С. 49.
  30. Матвеева О.С., Осипова О.Ю. Социальная адаптация несовершеннолетних, вернувшихся из специализированных учреждений // Устойчивое развитие науки и образования. – 2017. – №7. – С. 135-140.