РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТКАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ
№10,
Технические науки
Королев Александр Егорович (Кандидат технических наук)
Ключевые слова: ДВИГАТЕЛЬ; СИСТЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ; ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОТКАЗОВ; ПЛАНИРОВАНИЕ ОБМЕННОГО ФОНДА; ENGINE; SYSTEMS AND MECHANISMS; REGULARITIES OF REFUSALS; PLANNING OF EXCHANGE FUND.
Технические объекты, изготовленные и отремонтированные в тождественных условиях, несут в себе элементы случайности, поскольку имеются локальные отклонения в реализации технологии. Микрометраж ресурсоопределяющих деталей на ремонтных предприятиях показал, что до 40% из них имеют погрешности формы, превышающие нормативные значения . В результате качество изделий оказывается неоднородным и это приводит к рассеиванию эксплуатационных отказов. Методы математической статистики создают условия на основе обработки экспериментального материала сделать теоретические обобщения и установить вероятностные закономерности. Теория надежности позволяет исследовать техническое состояние системы на всех стадиях жизненного цикла . Анализ надежности объектов наблюдения предполагает выработку мероприятий по совершенствованию технологии их ремонта, а на этапе эксплуатации – обоснованное планирование запасных частей профилактических обслуживаний. При изучении надежности нужно использовать показатели, которые в полной мере характеризуют функционирование системы . Количественная оценка надежности должна обеспечивать полноту и достоверность исходных данных, адекватность и точность математических моделей.
Наблюдения выполнялись за 53 двигателями ЯМЗ-238НБ после капитального ремонта до фиксированной наработки 3000 мото-часов. В процессе их эксплуатации все виды отказов заносились механизаторами в специальные формы-журналы. За этот период повторно было отправлено в ремонт 38% двигателей при наработке от 1800 до 3000 мото-часов. Полученные данные обрабатывались статистически-корреляционными методами.
Выявлено (табл. 1), что большинство отказов приходятся на топливную аппаратуру и плотность соединений.
Таблица 1. Распределение отказов
Наименование систем и механизмов |
Доля отказов, % |
Система питания Система смазки Система охлаждения Газораспределительный механизм Цилиндропоршневая группа Кривошипно-шатунный механизм Плотность соединений |
43,4 14,4 1,9 10,6 4,7 7,6 17,4 |
Первые вызваны в основном дефектами ремонта, вторые проявляются вследствие изменяющихся нагрузок и вибраций двигателей на переходных режимах в процессе эксплуатации. Пропорционально этому распределению изменяются показатели безотказности составляющих элементов (табл. 2)
Таблица 2. Показатели безотказности
Наименование систем и механизмов |
Средняя наработка на отказ, мото-ч. |
Среднее число отказов, отк/1000 мото-ч. |
Средняя группа сложности отказов |
Система питания
Система смазки Система охлаждения Газораспределительный механизм Цилиндропоршневая группа Кривошипно-шатунный механизм |
962
2739 5950 3520
3902
4218 |
1,01
0,36 0,05 0,28
0,22
0,16 |
1,40
1,53 1,70 2,00
2,98
3,00 |
По трудоемкости и стоимости устранения отказы делятся на три группы сложности: 1- отказы, устраняемые заменой или ремонтом легкодоступных деталей; 2 — отказы, устраняемые заменой или ремонтом легкодоступных агрегатов и механизмов без их разборки с возможным раскрытием внутренних полостей; 3 — отказы, устраняемые разборкой или расчленением основных агрегатов. У большей части систем и механизмов средняя наработка на отказ превышает период наблюдения, поскольку число отказов за это время менее единицы. По системам количество отказов постоянно снижается (рис. 1), а по механизмам возрастает (рис. 2).
Рисунок 1. Изменение количества отказов по системам питания (1), смазки (2) и охлаждения (3) в процессе эксплуатации тракторов К-700
Рисунок 2. Изменение количества отказов цилиндропоршневой группы (1), газораспределительного механизма (2) и кривошипно-шатунного механизма (3) в процессе эксплуатации тракторов К-700
Отказы по системам в наибольшей мере происходят в начальный период эксплуатации, они определяются недостаточностью регулировок и испытаний при ремонте. В механизмах идет постоянный процесс изнашивания деталей, и число отказов нарастает после некоторого периода работы. Выход из строя деталей на ранней стадии обусловлен отклонениями в качестве запасных частей и сборки двигателей. Безотказность системы охлаждения, газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов остаются практически на постоянном уровне в течение всего наблюдения. Представленные зависимости подчиняются экспоненциальному распределению. Коэффициенты парной корреляции изучаемых параметров r = 0,65-0,72, оценка их достоверности осуществлялась с помощью t-критерия Стьюдента. Расчетные значения критерия для представленных выборок составили tр = 7,70-9,34, что значительно больше табличного (tт = 2,64) при доверительной вероятности 0,99. Следовательно, ноль-гипотеза отвергается, все коэффициенты корреляции статистически значимы. Полученные закономерности по F-критерию Фишера при уровне значимости α = 0,05 адекватно описывают исследуемый процесс (Fр = 0,45…0,56 <Fт = 1,60). В табл. 3 показаны отдельные элементы, предопределяющие безотказность систем и механизмов двигателей.
Таблица 3. Распределение отказов узлов и деталей двигателей
Наименование систем и механизмов |
Наименование узлов и деталей |
Доля отказов, % |
Система питания |
Насос высокого давления Форсунка Трубка высокого давления Трубка низкого давления Угол опережения впрыска |
38,1 12,4 13,3 9,7 26,5 |
Система смазки |
Насос Фильтр тонкой очистки Фильтр грубой очистки Редукционный клапан |
53,1 31,2 12,6 3,1 |
Система охлаждения |
Насос Радиатор Вентилятор |
63,6 27,2 9,2 |
Газораспределительный механизм |
Зазор в клапанах Детали |
83,6 16,4 |
Цилиндропоршневая группа |
Поршень Поршневое кольцо Уплотнительное кольцо |
48,8 29,3 21,9 |
Кривошипно-шатунный механизм |
Коленчатый вал Вкладыши |
86,7 13,3 |
Плотность соединений |
Подтяжка Прокладка |
65,5 34,5 |
Отсюда видны доминирующие узлы и детали, лимитирующие безотказность технической системы. Двигатель — это сложная техническая система, состоящая из множества элементов, отказы которых являются случайными и независимыми событиями. Следовательно, вероятность безотказной работы машины определяется выходом из строя ее элементов (деталей и узлов). Математической моделью функционирования элемента служит случайный процесс восстановления, т.е. последовательность распределенных случайных величин, интерпретируемые как наработки между отказами. Количество запасных частей n∑ к моменту времени t определяется из отношения n∑ = N∙F(t), а по периодам работы – mt = N∙f(t)∙∆t, где N — общее количество машин, F(t) — интегральная функция распределения, f(t) — плотность вероятности отказов, ∆t — интервал наработки. Реализацию данной задачи рассмотрим на примере исходной информации по топливным насосам и поршням. Получено следующее рассевание отказов в процессе наблюдения (рис. 3).
Рисунок 3. Плотность распределения отказов топливных насосов (1) и поршней (2)
На основе этих зависимостей прогнозируется обменный фонд запасных частей нарастающим итогом на один двигатель (рис. 4).
Рисунок 4. Интегральная потребность в топливных насосах (1) и поршнях (2)
Нормативное планирование количества запасных частей недостаточно учитывает реальные условия эксплуатации, данная методика помимо этого позволяет установить их потребность на любом этапе работы.
Список литературы
- Королев А.Е. Влияние качества комплектовки на показатели работы двигателей / А.Е. Королев // Вестник ГАУСЗ. — 2014. — №4. — С. 65 — 67.
- Острейковский В.А. Теория надежности / В.А. Острейковский. – М.: Высшая школа, 2003. — 463 с.
- Костерев В.В. Надежность технических систем и управление риском / В.В. Костерев. – М.: Мифи, 2008. — 280 с.