ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ

№10,

Психологические науки

Лавринец Екатерина Алексеевна


Ключевые слова: ДЕТИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ; СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ; ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ; ДЕПРИВАЦИЯ; ИЗОЛЯЦИЯ; СПОРТИВНАЯ СРЕДА; CHILDREN FROM MIGRANT FAMILIES; SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION; PSYCHOLOGICAL CONSEQUENCES; DEPRIVATION; ISOLATION; SPORTS ENVIRONMENT.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов. Особенность исследовательской части заключается в том, что проблема адаптации детей мигрантов рассматривается во взаимосвязи со спортивной средой.

В современных российских условиях процесс адаптации детей мигрантов имеет сложную многоступенчатую структуру. Он требует учета большого числа влияющих на него факторов: регионального компонента, социального положения, миграционных траекторий семьи, возраста обучающегося, адаптационных способностей, кумулятивного эффекта конфликтов разного уровня, школьной культурной среды, опыта внутришкольного и сетевого взаимодействия, в т.ч. и Интернет, этнических, гендерных и субкультурных особенностей.

Несмотря на государственные и общественные мероприятия, направленные на решение проблем адаптации детей мигрантов, количество которых ежегодно возрастает, проблема до сих пор остается актуальной, так как касается вопросов национальной безопасности и стабильности.

Среди характерных для детей из семей мигрантов проблем значимое место занимают психологические последствия депривации и изоляции.

Английский психоаналитик Джон Боулби ввел в психологию понятие депривации. Он считал, что вследствие неудовлетворенных потребностей в материнской любви и заботе, наблюдающихся в раннем детстве, формируются задержки в эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии ребенка. Современная наука рассматривает два аспекта исследования социальной депривации, которые являются очень важными для понимания проблем психологического характера у мигрантов. Первый аспект коррелирует с понятием социальной изоляции как важной характеристики депривации. В данном случае социальную депривацию трактуют как недостаточность контактов с окружающей средой. Это способно вызвать депрессию, а также тяжелые неврозы и психозы. Чем выше степень социальной изоляция в новой среде, тем серьезнее наблюдаются психические расстройства, которые тяжелее поддаются коррекции. К примеру, имеются данные, что число психиатрических диагнозов растет в зависимости от длительности и характера изоляции мигрантов [1].

Второй аспект отражен в теории относительной депривации Т. Гурра. Ее суть состоит в «придании решающего значения проблеме реализации базовых потребностей человека и значимости субъективного восприятия расхождений между ценностными ожиданиями и нереализованными возможностями, между ожидаемым удовлетворением потребностей и действительным их удовлетворением» [4].

«Степень депривации и изоляции, которую переживают мигранты, в большей степени зависит от социальных параметров принимающего общества» [6]. Способы адаптации индивидуальны и зависят от особенностей, способностей, возможностей и воспитания человека. Безуспешные попытки адаптации, не владение нормами поведения ведет к невозможности утверждения ребенка в качестве значимого члена своего коллектива. Общение ребенка-мигранта с другими детьми может быть затруднено вследствие плохого знания русского языка, отсутствия знаний о правилах поведения, что приводит к конфликтам, неприязненному отношению и т.д. У детей-мигрантов зачастую возникает целый комплекс трудноразрешимых проблем: недостаток навыков общения, заниженная самооценка и т.п.

Н.С. Палагина считает, что «в процессе социально-психологической адаптации мигрантов происходят значительные изменения личностного плана, выражающиеся в снижении самооценки и уровня притязаний, деформации ценностных ориентаций и социальных установок» [5]. В исследовании Н. С. Палагиной было установлено, что у большинства мигрантов выражен высокий уровень дезадаптации, это проявляется в «гипотимном типе реагирования, хаотичном характере активности, в тенденции занимать оборонительную позицию, экстернальности и эскапизме» [5]. «Эмоциональный фон у мигрантов явно снижен, проявляются эмоциональная напряженность и склонность к беспричинной озабоченности маловажными проблемами, раздражительность, тревожное состояние»[5].

М.А. Максимов, соглашается с мнением Н. С. Палагиной и считает, что если у мигранта не получается приспособиться и адаптироваться к новой среде, тоу него происходит отрицательнаятрансформация характера. Изменения претерпевают его психическое состояние, ухудшается его физическое самочувствие, нарушаются многие социальные установки, а также он по-другому «смотрит» на мир и людей вокруг него [3].

Травматические факторы миграции не позволяют детям пользоваться стабильным, безопасным и поддерживающим окружением, необходимым для нормального развития, задерживая процесс становления и формирования личности. Пережитые события нарушают когнитивные процессы, влияют на дальнейшее поведение, межличностные отношения, самооценку и в общем на мировоззрение. Специалисты наблюдают существенные изменения в отношении к миру, себе и своему будущему. Исследования отечественных ученых (В.К. Калиненко, Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой и др.) отражают проблемы, наиболее часто возникающие у детей из семей мигрантов. Среди них можно отметить нарушение когнитивных процессов, функциональные расстройства, невротические реакции, эмоциональные и поведенческие нарушения, проблемы общения, расстройства идентичности. Можно выделить две группы факторов, влияющих на продолжительность процесса адаптации в поликультурное образовательное пространство: внутренние (индивидуальные) и внешние (групповые). Важнейшим фактором в первой группе является возраст детей из семей мигрантов. Выявлено, что школьники младших классов быстрее и успешнее проходят процесс адаптации, нежели ученики старших классов. Быстрота адаптации и продолжительность культурного шока также зависят от пола: мальчикам приспосабливаться к новому окружению гораздо проще, чем девочкам. Внутренними факторами преодоления культурного шока являются личностные особенности детей. Если ребенка можно охарактеризовать такими качествами, как высокая самооценка, интерес к окружающим людям, экстравертность, стремление к сотрудничеству, настойчивость, смелость, самообладание, самоконтроль, то он будет более легко адаптироваться к новым условиям. Одним из наиболее важных внешних факторов являются особенности культуры, к которой ранее относился ребенок из семьи мигрантов. Так специалисты считают, что дети – представители великих держав, адаптируются хуже детей из других стран, так как полагают, что приспосабливаться должны не они, а другие. Важную роль в адаптации играют сложившиеся в стране пребывания условия: дружелюбно ли относятся к мигрантам местные жители, готовы ли оказать им помощь, разговаривать и общаться с ними. Специалисты отмечают случаи стойкой агрессии детей из семей мигрантов, которая не преодолима до того времени, пока он полностью не адаптируется к новым социокультурным условиям. Этот процесс может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет, а иногда и всю жизнь.

Мнения исследователей сходятся в том, что адаптация ребенка из семьи мигрантов представляет собой процесс приспособления личности к нормам и ценностям новой для него культуры, в том числе новой детской субкультуры, воспитания дружелюбности, толерантности и уважения во взаимодействии со взрослыми и детьми. Взаимоотношения взрослых с детьми, детей друг с другом влекут формирование и изменение мотивационно-ценностной системы личности ребенка из семьи мигрантов. Появляется возможность привить детям социально-значимые нормы и способы поведения в обществе.

Следовательно, основное условие эффективности адаптационного процесса детей из семей мигрантов – это максимально возможное удовлетворение их актуальных потребностей. В данном случае большую роль играют потребности в материальном благополучии, комфортных условиях проживания, получении знаний, в отношении и чувстве принадлежности к определенной группе, в общении и доброжелательных отношениях, в самореализации и возможности быть самим собой, в социально-психологической защищенности и уверенности в будущем.

В современных обществах спортивная школа является одним из центральных звеньев социально-психологической адаптации детей мигрантов. В спортивной школе происходит освоение важнейших навыков (знаний, моделей отношений и представлений о ступенях успеха), необходимых для последующей эффективной интеграции и адаптации в принимающем сообществе.

Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов понимается нами как комплексный феномен, описывающий условия, среду, стратегии вхождения детей в ситуацию спортивного процесса [2]. Особенность исследовательской его части заключается в том, что проблема адаптации детей мигрантов рассматривается во взаимосвязи со спортивной средой местного локального общества. Такой подход поможет исследовать данную проблему в совокупности всех факторов, влияющих на успешность адаптации детей.


Список литературы

  1. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека: монография / Ф.Б. Березин. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.
  2. Лавринец Е.А. Особенности социально-психологической адаптации подростков-спортсменов из семей мигрантов // NovaUm.Ru (Электронный журнал). 2017 г. № 6. С.240-241.
  3. Максимов М.А. Особенности СПА мигрантов к новым условиям жизни [Электронный ресурс] / Электронное научное издание «Социосфера». URL: http://sociosphera.com/files/conference/2013/k-09…13.pdf (дата обращения 30.10.2017).
  4. Павловец, Г.Г. Психологическая адаптация вынужденных мигрантов: Дисс. … докт. психол. наук. СПб.- 1999.
  5. Палагина, Н.С. Особенности социально-психологической адаптации мигрантов в преодолении жизненного кризиса: Автореф.дис. канд. психол. наук. – Таганрог, 2007. – 20 с.
  6. Солдатова, Г.У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев / Г.У. Солдатова. – М.: Изд. Смысл 2001.