ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ

№10,

Юридические науки


Карпенко Андрей Анатольевич


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ; ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ; КЛАССИФИКАЦИЯ; ПРИЗНАКИ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; STATE CORPORATIONS; LEGAL STATUS OF STATE CORPORATIONS; CLASSIFICATION; SIGNS; ADMINISTRATIVE LAW.


Аннотация: В данной статье изучается особенности правового статуса государственных корпораций через анализ понятия, признаков и классификацию. Делаются выводы об уникальности правового статуса данных юридических лиц.

Для более подробного изучения вопроса о правовом статусе государственных корпораций, нам необходимо будет отразить само понятие государственной корпорации, охарактеризовать её через выявление общих признаков, отличных от иных юридических лиц, выявить общие черты, дав соответствующую классификацию, а также рассмотреть вопрос о юридической природе рассматриваемого учреждения. Этим задачам будет посвящена данная статья.

Официальное понятие государственной корпорации содержится в Федеральном Законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [1], согласно которому под данным учреждением понимается «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций».

В настоящей работе мы будем рассматривать государственную корпорацию как одну из организационно-правовых форм юридического лица (некоммерческой организации), не вкладывая в данное понятие признаков, присущих «корпорациям», которые используют правоведы и экономисты. В классическом понимании под корпорацией понимается разновидность юридического лица, при которой несколько лиц объединяются для достижения общей цели [2]. На наш взгляд такое определение не аналогично «унитарному» представлению государственной корпорации [3]. Как отмечает Н.Н. Пахомова: «законодатель создал дефиницию государственной корпорации как раз для того, чтобы заложить презумпцию тождественного функционирования этого субъекта в экономическом обороте наряду с другими субъектами гражданского права, хотя, безусловно, с точки зрения внутренних отношений государственная корпорация не может быть отнесена к «классическим» корпорациям» [4]. Другими словами, законодатель презюмировал корпорацией со специальной правоспособностью такую форму организационных отношений, которую составляет государственные корпорации. В своей сущности государственная корпорация является одним из видов государственных учреждений.

Государственным корпорациям, как особому виду юридических лиц некоммерческой деятельности присущи определенные специфические признаки, которые и отличают их от других видов юридических лиц. Изучив законодательство, посвященное нормативно-правовому регулированию деятельности государственных корпорация, мы выявили следующий перечень отличительных признаков [5]:
1. Государственные корпорации не имеют обязательные для иных юридических лиц учредительных документов. Здесь имеется в виду учредительных договор или устав. Их заменяет федеральные законы, которые одновременно создают государственную корпорация, и регулируют их деятельность (так называемые «именные законы»);
2. Государственная корпорация формирует своё имущество на основе имущественного взноса, доходов от деятельности, субсидирования из федерального бюджета, добровольных имущественных отчислений, а также из средств резервного фонда. Собственником такого имущества будет являться сама государственная корпорация;
3. Вопросы ликвидации, реорганизации и банкротства государственной корпорации регулируются специальным законом о государственной корпорации, а не общим для юридических лиц законодательством;
4. Отличительной особенностью государственных корпораций является значительно меньший контроль со стороны государственных органов, а также довольно слабые требования к раскрытию информации.

Несмотря на то, что в российской истории было создано не так много государственных корпораций и каждая из них уникальна, тем не менее их можно классифицировать. Что касается критериев для классификации государственных корпораций, то здесь, прежде всего, нужно выделить критерий сферы деятельности созданных учреждений, а также по их целям и функциям [6]. По таким основаниям они подразделяются на:

1. По сферам деятельности:
• Государственные корпорации в сфере жилищно-коммунального хозяйства («Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»);
• Государственные корпорации в сфере страхования («Агентство по страхованию вкладов»).

2. По целям создания государственных корпораций:
• Строительство объектов для проведения Олимпийских игр (Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта — ГК «Олимпстрой»);
• Реализация государственной политики в области нанотехнологий (Российская корпорация нанотехнологий).

3. По функциям государственной корпорации:
• Государственные корпорации, осуществляющие внутригосударственные функции («Ростехнологии)»;
• Государственные корпорации, осуществляющие международно-политические функции (Банк развития и внешнеэкономической деятельности – «Внешэкономбанк»).

Помимо этого, классификацию государственных корпораций можно произвести по формированию органов (президентские, правительственные, общественные), по срокам (срочные и бессрочные), по способу финансирования (с фиксированным размером имущественного взноса Российской Федерации в уставный фонд корпорации, установленный федеральным законом и имеющий стоимостную оценку или без указания его стоимости и определяющийся только перечнем имущества, переданным Российской Федерацией) и по прочим основаниям.

Таким образом, государственная корпорация является одним из видов юридических лиц некоммерческой деятельности, которая, по своей правовой природе является государственным учреждением, нежели классической «корпорацией» в понимании экономистов и правоведов. Регулирование деятельности государственных корпораций посредством «именных» федеральных законов, ограничения в контроле со стороны государственных органов, а также особые правила о публикации информации о деятельности позволяют государству создавать уникальные учреждения, некоторым образом выходящие за рамки общего законодательства.


Список литературы

  1. О некоммерческих организациях от 12.01.1996 № 7-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 08 дек. 1995 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 дек. 1995 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 01.07.2014 № 169-ФЗ; // Собр. законодательства Рос. Федерации. 14.02.2011 г., № 7, ст. 7.1
  2. Суханов Е.А. Гражданское право: В 4-х т. Том I. Общая часть: Учебник — М.: Волтерс Клувер, 2008. — С. 325.
  3. Суязов Е.Е. Юридическая природа корпораций в России // Юрист. — 2002. — № 2. — С. 23.
  4. Пахомова Н.Н. Основы теории корпоративных отношений (правовой аспект) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 19.10.2017).
  5. Князькин С. Госкорпорации: особый статус // ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 6. — С. 10.
  6. Добровинская А.В. Государственная корпорация как организационно-правовая форма юридического лица // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2016. — № 4. — С. 22.