ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ КАК ФОРМА НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№10,
Юридические науки
Карпенко Андрей Анатольевич
Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ; ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ИННОВАЦИИ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; GOVERNMENT CORPORATION; INNOVATIVE ACTIVITIES; INNOVATION; ADMINISTRATIVE LAW.
В современном мире всё больше возрастает роль крупных интегрированных структур, которые задают темпы научно-технического развития экономики, в том числе реализуя инновационные идеи. Под инновационной деятельностью такие структур понимают комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатами такой деятельности являются новые или дополнительные товары и услуги, или товары и услуги с новыми качествами. Аналогом таких структур в России являются государственные корпорации. С точки зрения государства, высокий научный, технический и инновационный потенциал данных учреждений должен в короткие сроки вывести российскую экономику на уровень передовых стран.
Официальное понятие государственной корпорации содержится в Федеральном Законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [1], согласно которому под данным учреждением понимается «не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций».
В современной юридической литературе нет единой позиции относительно вопроса деятельности государственных корпораций, как инструментов реализации инновационной политики государства. Проанализировав позиции учёных о роли данных учреждений можно выделать два критикуемых момента: неоднозначный статус корпорации, как собственника переданного ей имущества и целесообразность концентрации инновационного капитала в государственных (по своей сущности) образований.
Так, П.А. Денисов говорит о том, что юридический статус государственных корпораций противоречит общим нормам, регулирующих деятельность юридических лиц [2]. Д.К. Ремизов критикует непосредственно проводимую государством политику в отношении государственных корпораций, считая её недостаточно эффективной. При этом учёный называет государственные корпорации единственным инструментом, с помощью которого государство может эффективно участвовать в инновационной деятельности [3]. Негативную оценку государственным корпорациям дал Д.А. Медведев в своём послании Федеральному Собранию от 12.11.2009 года «Корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении их деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, в конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством. В дальнейшем они или сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам».
Другие же ученые дают положительную оценку государственным корпорациям, как инструменту участия государства в области инноваций. Упомянутые ранее П.А. Денисов в своей работе пришел к выводу, что на данном этапе развития только государственные корпорации, в той организационной форме, в которой они представлены на данный момент, могут решить задачи, поставленные перед ними государством. Положительную оценку высказывает и Е.В. Морозова: «Госкорпоративная форма хозяйствования представляется перспективным инструментом экономического развития страны, поскольку способствует разрешению противоречий, связанных с необходимостью удовлетворения внутреннего спроса высокотехнологической продукции и обеспечением выхода на мировой рынок инноваций в условиях ресурсных ограничений… Восприимчивость к новым технологиям госкорпораций и широкие возможности мобилизации дополнительных финансовых ресурсов обеспечивают дополнительные преимущества в воспроизводстве новых товаров, услуг и знаний» [4]. В целом, мы согласны с мнением П.А. Денисова в том плане, что уникальная организационно-правовая форма государственных корпораций делает её, наряду с институтом государственных заказов, одним из механизмов участия государства в сфере инновационной деятельности.
Как отмечает В.П. Мозолин, участие государства в экономической сфере реализуется двумя основными формами: регулирование экономических отношений через нормотворческую деятельность, а также путем непосредственного участия государства, как самостоятельного субъекта с общими для всех участников правами [5]. Однако если говорить об способах участия государства именно в инновационной деятельности, то здесь, на наш взгляд, чётко прослеживаются три формы:
1. Управление инновационной деятельность путём планирования, анализа, учёта, контроля и регулирования. Прежде всего это осуществляется при планировании бюджетной политики;
2. В форме стимулирования и поддержки инновационной деятельности. Иными словами, государство создаёт необходимые условия, соответствующий «климат» и инфраструктуру;
3. Путём непосредственного участия. Заметим, что первые две формы относятся к формам косвенного участия, в то время как третья форма является прямым участием государства в инновационной деятельности. В качестве механизма такого участия и выступают государственные корпорации.
Что касается спорного положения об имуществе государственных корпораций, то здесь можно отметить следующее. Несмотря на то, что имущество, переданное государственным корпорациям, принадлежит им на праве собственности. Однако стоит отметить, что в процессе ликвидации государственной корпорации оно переходит в собственность государству. Г.С. Кирдина называет такое положение, как институт «условной верховной собственности» [6]. С.Г. Ивашкина говорит о том, что имущество государственной корпорации не может рассматриваться в качестве её собственности. Он считает, что его можно квалифицировать как ограниченное вещное право, что приближает его скорее к праву оперативного управления [7]. Мы соглашаемся с его мнением и считаем, что законодателю следует внести изменения в положения о имущественных правах государственных корпораций, сделав акцент на приближение его к праву оперативного управления.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что государственные корпорации являются, на настоящий момент, оптимальной формой участия государства в инновационной деятельности. Государственные корпорации, используя переданное ей имущество для выполнения возложенных на неё задачи, обладая частью государственных полномочий и гибкостью в правовом поле (благодаря «именным» федеральным законам) может стать связующим звеном между государством и сферой инновационной экономики. Таким образом, государственные корпорации являются уникальной формой прямого участия государства в сфере инноваций.
Список литературы
- О некоммерческих организациях от 12.01.1996 № 7-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 08 дек. 1995 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 дек. 1995 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 01.07.2014 № 169-ФЗ; // Собр. законодательства Рос. Федерации. 14.02.2011 г., № 7, ст. 7.1
- Денисов, П.А. Административно-правовой статус государственных корпораций: дисс. … канд. юрид. Наук. — М., 2011. — С. 19.
- Голикова, Е. Совершенствование технологии: правовые и налоговые аспекты // Финансовая газета. — 2008. — № 7. — С. 86.
- Морозова, Е.В. Управление рисками в инновационной деятельности государственных корпораций: дисс. … канд. экон. наук — М., 2010. — С. 8.
- Мозолин, В.П. Государственная корпорация vs акционерное общество // Журнал российского права. — 2010. — № 6. — С.24.
- Кирдина, С.Г. Государственные корпорации – ответ на глобальные экономические вызовы [Электронный ресурс]. Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс». – (дата обращения: 19.10.2017).
- Ивашкина, С.Г. Гражданско-правовой статус государственной корпорации: автореферат дисс. … канд. юрид. наук. — М., 2011. — С. 7.