ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

№10,

Экономические науки

Гапсаламов Алмаз Рафисович (Кандидат экономических наук)
Семенов Алексей Сергеевич


Ключевые слова: ФИНАНСИРОВАНИЕ; БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ; ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ; ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ; КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ; FINANCING; BUDGET FINANCING; FINANCING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS; FINANCIAL RESOURCES; CONSOLIDATED BUDGET; EDUCATIONAL SERVICES.


Аннотация: В статье рассмотрена проблема финансирования бюджетных образовательных организаций и сферы образования в целом. Проведен анализ и оценка основных факторов, которые негативно влияют на выделение государственного бюджета в образование. Сформулированы основные качественные и количественные понятия федеральных программ. Даны рекомендации по модернизации системы финансирования сферы образовательных услуг.

Наиболее важным социально-экономическим правом каждого гражданина Российской Федерации является право на образование. От реализации данного права зависит функционирование и развитие общества и государства. Образованность поколения зависит от качественных реализуемых процессов образования. Основная гарантия государства в области образования состоит в том, что любой гражданин имеет право на получение бесплатного образования. На сферу образования возлагается одна из ведущих ролей государственной деятельности, которые требует значительной финансовой поддержки со стороны государства.

На сегодняшний день финансирование образовательных организаций является одной из первостепенных проблем, на пути развития образования в нашей стране. На данном этапе сфера образования в Российской Федерации характеризуется нехваткой бюджетных мест. Проблемы содержания и качества образования отходят на второй план, так как они зависят непосредственно от финансовых ресурсов. Задолженность по заработной плате персоналу в образовательных учреждениях, также является актуальной проблемой в последние годы, что негативно сказывается на привлечении молодых специалистов, из образовательных организаций в коммерческие структуры. Данные обстоятельства оставляют значимый негативный отпечаток в формировании рынка труда, услуг и цен. Такие ученые как: Л. Г. Поляк, Е. А. Колесникова, Е. В. Савицкая, И. Ю. Федорова, Н.И. Сидорова, занимались исследованием данной проблемы, и посвящали этому множество трудов. [3]

Основным источником финансирования образования является федеральный бюджет государства, бюджет субъектов Российской федерации, бюджеты муниципальных организаций и внебюджетные средства. Под финансированием понимается процесс обеспечения образовательных организаций финансовыми ресурсами. В данный процесс входят определение целей финансирования, размер необходимых денежных средств, сроки, порядок расходования и отчет о расходах. [5] Экономическое состояние страны влияет на финансирование экономики, в том числе и образования. Благодаря макроэкономическим показателям финансирования в нашей стране, можно проанализировать состояния обеспечения сферы образования, и развития ее в дальнейшем.

К большому разочарованию приводит тот факт, что за последние годы происходят значительные сокращения расходов на всех уровнях, обусловленных экономическим состоянием нашей страны. На фоне мирового финансового кризиса, проявляется значительное ухудшение государственного финансирования системы образования. При значительном снижении финансирования в сфере образования, нарастает риск возникновения кризиса и поиск путей альтернативных образовательных учреждений. Консолидированный бюджет Российской федерации в период с 2013-2016 гг. является дефицитным. [1]

Таблица.1 Показатели консолидированного бюджета в образовании

Показатели Годовые показатели значений
2012 г. 2013 г. 2014г. 2015г. 2016г.
1 Доходы консолидированного бюджета, млрд руб. 20853,7 23088,7 24082,4 26371,1 6 044,6
2 Расходы консолидированного бюджета, млрд руб. 20004,5 22825,9 24931,4 27216,4 6 491,6
3 Доходы федерального бюджета, млрд руб. 11366,2 12853,7 13019,5 14496,6 15082,4
4 Расходы федерального бюджета, млрд руб. 10936,5 12 898 13352,8 14831,7 15523,6
5 Расходы на социальную политику в % от дохода 28,7 30 28,8 23,4 20,9
6 Расходы по разделу «Образование», млрд руб., в том числе: 588,5 603,9 672,32 638,6 632,2
6.1 Дошкольное образование 6,1 7.0 57,8 55,9 36,4
6.2 Общее образование 81,2 89,7 67,2 30,1 37
6.3 Профессиональное образование 9,6 10,2 9,2 10,1 10,1
6.4 Переподготовка и повышение квалификации 6,2 6,6 6,9 8,2 7,5
6.5 Высшее профессиональное образование 423,4 448,2 495,7 498,1 517,1
6.6 Молодежная политика 5,0 5,5 5,6 7,2 1,4
6.7 Прикладные научные исследования в области образования 12,1 13,7 8,7 15,2 13,2
6.8 Другие расходы в области образования 22,8 23,6 21,5 13,5 9,4
7 Уровень безработицы, в % 6,4 5,6 5,4 5,2 5,8
8 Уровень инфляции, в % 6,1 6,57 6,43 11,37 12,9

Начиная с 2013 года, дефицит составил порядка 880 млрд. рублей, к 2016 эта цифра уменьшилась вдвое. Применительно к сфере образования, данный профицит влияет негативно на финансирование образовательных учреждений. [1]


Рис.1 Изменение консолидированного бюджета РФ 2012-2016
На реализацию Федеральной программы «Развитие образования» в период 2014-2020 годов было запланировано порядка 306 млрд. рублей, из них федерального бюджета 273 млрд. рублей, и порядка 33 млрд. из внебюджетных источников. Основной целью данной программы является обеспечение соответствия качества образования в Российской Федерации к запросам населения и задачам развития социальной сферы и экономики
Последние пару лет показали нам, что финансирование данной программы сократилось более, чем на 90%, по сравнению с предыдущими годами (2016 год — 1,3 млрд). [1]

Весомым негативным фактором является передача финансирования с федерального уровня на региональный. Начиная с 2015 в региональных образовательных учреждениях, из-за дефицита финансовых средств, началась оптимизация расходов, путем сокращения рабочих мест и переподготовки кадров. Данное явление влияет на увеличение уровня безработицы в стране с каждым годом. Так же немаловажным фактором, пагубно влияющим на процесс финансирования сферы образования, является инфляция.

Исследования, проводимые в системе образования, позволяют искать и разрабатывать новые финансовые механизмы и инструменты, которые позволят ускорить шаги, на пути модернизации системы образования и ее финансирования. В связи с вышесказанным, на пути совершенствования финансирования системы образования, мы считаем, что полезными факторами буду являться:

1. Освобождение от уплаты налогов бюджетные образовательные организации, на которые возлагается основной доход.
2. Совершенствование системы финансирования образования на законодательном уровне.
3. Создание единой информационной платформы для анализа функционирования бюджетных и внебюджетных средств образовательной организации.
4. Привлечение частных и спонсорских инвестиций на государственном уровне (Совершенствование и развитие программы государственно-частного партнерства в области образования).
5. Введение четкой подотчетности и повышение ответственности учредителей и подведомственных организаций. Оценка эффективности использования финансов.
6. Развитие системы образовательного кредитования, с частичным покрытием государства.
7. Введение тендеров на образовательные услуги.
8. Плановые мониторинги и оптимизация в образовательных организациях.

Подводя итоги, можно сказать, что процесс финансирования образовательных услуг требует серьезной работы по исследованию и анализу бюджетных образовательных учреждений и для их потребителей, с целью сведения к минимуму рисков, по созданию определенной нормативной базы. Результатом проведенных мониторингов и работ, должно быть не сокращение финансовой поддержки образовательных организаций, а эффективно функционирующий процесс расходов, с целью оказания качественных образовательных услуг.


Список литературы

  1. Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М. Проблемы финансирования образования в России // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5-3. – С. 546-550
  2. Егупова О.А. Проблемы финансирования образования // Ученые записки. 2009 – № 13 – С. 142-148
  3. Коокуева В.В Проблема регионального образования на федеральном уровне в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2013 – №7 – С.319-322
  4. Потехина Е.В. Процесс финансирования образовательных учреждения: механизм и основные направления // Ученые записки. – 2013. – №5 – С.106-109
  5. Корноухова Т.В., Гапсаламов А.Р. Формы практико-ориентированного обучения в системе СПО на современном этапе развития экономики РФ // Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 196-198