ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

№10,

Экономические науки

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)

Степанова Екатерина Германовна


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ; ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ; НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; CUSTOMS CONTROL; FOOD SAFETY; FOOD PRODUCTS; THE EURASIAN ECONOMIC UNION; NONTARIFF REGULATION; INTERAGENCY ELECTRONIC COOPERATION.


Аннотация: В статье анализируются особенности проведения таможенного контроля продовольственных товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза. Определена роль Федеральной таможенной службы России в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации.

Во многих странах мира действует сложная, многоплановая и многофункциональная система государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Процесс современного развития мировой экономики требует новых подходов к применению мер таможенно–тарифного и нетарифного регулирования. Более того, интеграция России в мировую экономику ставит множество проблем, например, таких как: развитие современных методов государственного регулирования внешней торговли, ускорение развития национальной экономики и защита российских производителей, а также поддержка конкурентоспособности российских продовольственных товаров на мировой арене. В частности, в рамках перемещения продовольственных товаров главными функциями таможенных органов выступают:
– проведение таможенного контроля, а также совершенствование методов проведения таможенных операций, которые, в свою очередь, призваны создавать условия, способствующие ускорению товарооборота продовольственных товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС);
– содействие развитию внешней торговли российскими продовольственными товарами и налаживание внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
– пополнение бюджета государства, за счет взимания таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, а также таможенных сборов в отношении ввозимых и вывозимых продовольственных товаров;
– соблюдение запретов и ограничений, действующих при перемещении продовольственных товаров через таможенную границу ЕАЭС.

За последние 10 лет произошло резкое ухудшение показателей биологической полноценности сельскохозяйственного пищевого сырья и качества пищевых продуктов в целом. Около половины поступающих в продажу пищевых продуктов и напитков не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам [5]. В связи с этим, участие таможенных органов в контроле перемещения продовольственных товаров является весьма актуальным. Каждая партия ввозимых в ЕАЭС пищевых товаров (в меньшей мере это касается вывозимой продукции) проверяется должностными лицами таможенных органонов на соответствие документам, которые подтверждают их санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную безопасность, а также на соблюдение требований качества и безопасности, которые устанавливаются техническими регламентами или национальными стандартами.

Продовольственная продукция, прибывшая на территорию Российской Федерации, запрещается к ввозу и помещению под соответствующую таможенную процедуру без протоколов лабораторных исследований и экспертных заключений о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам [1]. Должностным лицам таможенных органов необходимо провести проверку документов и сведений, в том числе с использованием системы управления рисками. После чего, в соответствии со своей компетенцией должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области фитосанитарного, санитарно-карантинного, ветеринарного надзора проводится досмотр ввозимых товаров в специально оборудованных местах. В случае если пищевая продукция вызывает обоснованные сомнения в области безопасности и качества, государственные контролирующие органы проставляют в товаросопроводительных документах отметки о запрете или разрешении ввоза продукции [2].

Остановка реализации незаконных и контрафактных товаров возможна только совместными усилиями специалистов контролирующих органов Россельхознадзора, Ространснадзора и Роспотребнадзора. Федеральная таможенная служба России (далее – ФТС России) по вопросам безопасности продовольственных товаров тесно взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, входящими в систему государственного контроля: Минпромторг России, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Минздравсоцразвития России, Росприроднадзор, Росздравнадзор, Минсельхоз России, Россельхознадзор, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и др. Взаимодействие контролирующих органов на границе имеет немалую значимость. Обмен информацией между ФТС России и другими контролирующими государственными органами способствует повышению эффективности государственного контроля за перемещением продовольственных товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения внешнеторговой деятельности.

В целях повышения эффективности таможенного контроля продовольственных товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией и документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий. Связь таможенных органов с федеральными органами исполнительной власти в основном выполняется через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ). СМЭВ позволяет таможенным инспекторам обратиться в информационные ресурсы других федеральных органов исполнительной власти и получить эти документы [6]. Такое взаимодействие можно считать движением в сторону единого окна, т.е. сервиса, избавляющего участников внешнеэкономической деятельности от необходимости собирать документы в разных уполномоченных ведомствах. В ФТС России уже есть практический опыт в этом направлении.

В свободном порту «Владивосток» таможенные органы обязаны принимать предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, перемещаемых на территории порта, не только для таможенных целей, но и для иных органов, осуществляющих государственный контроль в пунктах пропуска. Перевозчики и заинтересованные лица с помощью бесплатных сервисов в личном кабинете представляют предварительную информацию относительно санитарно-карантинного, транспортного и фитосанитарного контроля, а должностное лицо таможенного органа посредством СМЭВ передает эти данные электронно в Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Ространснадзор, получая от них соответствующие решения о разрешении или запрете на ввоз продовольственных товаров. Стоит отметить, что данная технология позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно представлять необходимую информацию, которая становится доступной для всех государственных контролирующих органов, а таможенным органам — оптимизировать работу в пункте пропуска и ускорить прохождение государственного контроля на границе. Существует необходимость создания интегрированной системы взаимодействия, которая будет выполнять функцию общего шлюза, обеспечивающего маршрутизацию электронных сообщений между пятью государствами-членами ЕАЭС, охватывая не только таможенную, но и все остальные службы.

Таможенным органам, а также другим федеральным уполномоченным органам государственной власти необходимо обеспечивать экономическую безопасность Российской Федерации путём контроля ввоза продовольственных товаров. Продовольственная безопасность – это одна из составляющих внутренней экономической безопасности. Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни [4]. Что касается критериев, то для обеспечения продовольственной безопасности граждан России 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться её собственным аграрным сектором.

В настоящее время сильно осложняет продовольственную безопасность международная обстановка Российской Федерации, поэтому государственная политика должна осуществляться по следующим основным направлениям: осуществление мер, связанных с улучшением общих условий функционирования сельского хозяйства; развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров; принятие мер по совершенствованию системы обеспечения безопасности и контроля качества продуктов питания.

В Концепции развития таможенных органов (утв. Распоряжением Правительства России от 14.12.2005 № 2225-р) определено важное направление деятельности таможенных органов в рамках обеспечения продовольственной безопасности страны, а именно, пресечение незаконного перемещения запрещённых и опасных товаров непосредственно на государственной границе, что позволит минимизировать угрозы, связанные с проникновением этих товаров на территорию страны, предотвратить негативные последствия их распространения [3].

Таким образом, таможенный контроль продовольственных товаров на современном этапе развития таможенных органов требует дальнейшего совершенствования. Перспективные изменения таможенного контроля в исследуемой области в первую очередь связаны со скорым вступлением в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Необходимо продолжить учитывать мировой опыт таможенного контроля пищевых продуктов и создавать современную нормативно-правовую базу с целью достижения результативности межгосударственных проектов на уровне интеграционного объединения ЕАЭС.


Список литературы

  1. Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение № 12 к Договору от 29 мая 2014 г. «О Евразийском экономическом союзе»).
  2. Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе».
  3. Распоряжение Правительства России от 14.12.2005 № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации».
  4. Проект Федерального закона № 96700526-2 «О продовольственной безопасности Российской Федерации».
  5. Андреев С.П. Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания // Ассоциация «Технологическая платформа «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК — продукты здорового питания»». – 2016. – №3. – С. 14-20.
  6. Апостолов М. «Единое окно»: дальнейшие шаги и разработка генерального плана // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Единое окно», обмен данными, межведомственное и государственно-частное сотрудничество при упрощении процедур торговли. – 2011. – С. 41-46.