ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕДУРЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ С ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ

№10,

Экономические науки

Трунченкова Анастасия Михайловна


Научный руководитель: Кнышов А.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенных операций и таможенного контроля ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»


Ключевые слова: БЕСПОШЛИННЫЙ ВВОЗ; ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ; МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ; ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ; БЕСПОШЛИННЫЙ ПОРОГ; DUTY-FREE IMPORT; E-COMMERCE; INTERNATIONAL MAIL; EURASIAN ECONOMIC UNION; DUTY-FREE THRESHOLD.


Аннотация: В статье анализируются пороговые значения, при превышении которых перестаёт действовать принцип беспошлинного ввоза международных почтовых отправлений на территорию Евразийского экономического союза. Особое внимание уделяется последним изменениям в регулировании исследуемого вопроса и анализу ситуации в рамках государств Евразийского экономического союза.

С увеличением объёмов интернет-торговли, большой интерес вызывает пересылка товаров в международных почтовых отправлениях (далее – МПО). В настоящий момент в России деятельность почтовой отрасли регулируется действующим законодательством России, а также международными соглашениями и национальными правилами оказания услуг почтовой связи.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что около 80 % всех посылок, поступающих в РФ, содержат товары, приобретенные в рамках интернет-торговли. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (далее – АКИТ) объем трансграничной торговли в первом полугодии 2017 года вырос на 49% по сравнению с первым полугодием 2016 года и составил 178 млрд. руб. По итогам 2017 года доля этого сегмента в обороте интернет-торговли России составит 37%, а ее объем — 420 млрд руб. (см. рисунок 1) [1]. Больше всего зарубежных товаров россияне покупают в Китае: доля отправлений из этой страны составляет 90%, из ЕС — 4%, США — 2%.


Рис. 1. Количество отправлений с товарными вложениями из зарубежных интернет-магазинов в РФ

Таможенное оформление МПО производится в рамках применения специальной таможенной процедуры. К МПО относятся «посылки и отправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза (далее — ВПС)» [1]. Таможенное декларирование товаров, пересылаемых в МПО, производится с использованием предусмотренных актами ВПС документов, сопровождающих МПО, либо декларации на товары. Кроме того, МПО не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Евразийского Экономического союза (далее – ЕАЭС) без разрешения таможенного органа [4].

К МПО относятся: письма (простые, заказные, с объявленной ценностью); почтовые карточки (простые, заказные); бандероли и специальные мешки «М» (простые, заказные); секограммы (простые, заказные); мелкие пакеты (заказные); посылки (обыкновенные, с объявленной ценностью); международные отправления экспресс-почты [1]. Одним из достаточно удобных и, как следствие, распространенных способов перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров физическими лицами для личного пользования является пересылка таких товаров в МПО.

ЕАЭС, как наднациональное объединение, устанавливает только верхний предел норматива беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в МПО. В отношении товаров, пересылаемых в адрес юридических лиц, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары ввозятся в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро [1]. Также меры нетарифного регулирования не применяются в отношении товаров, пересылаемых в МПО, стоимость которых эквивалентна сумме, не превышающей 200 евро. МПО, пересылаемые из России за рубеж, таможенными платежами не облагаются.

В настоящее время в ЕАЭС нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования для физических лиц, пересылаемых в МПО, определяются главой 49 ТК ТС и Соглашением от 18.06.2010 о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском (далее – Соглашение) [2].

Пунктом 16 Приложения 3 к Соглашению в ЕАЭС установлены нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО в течение календарного месяца в адрес одного получателя, являющегося физическим лицом. Данная норма составляет 1000 евро или 31 килограмм. При этом дополнительно определено, что законодательством государства-члена ЕАЭС могут устанавливаться более жесткие нормы ввоза товаров для личного пользования. Данным правом воспользовалась Республика Беларусь (далее – РБ) и Республика Армения (далее — РА).

Так, в соответствии с Указом Президента РБ от 21.07.2014 № 360 «О перемещении через таможенную границу ТС в РБ товаров для личного пользования» в отношении МПО либо товаров, доставляемых перевозчиками в течение одного календарного месяца в адрес одного физического лица, не уплачиваются таможенные пошлины, налоги, если таможенная стоимость таких товаров не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и общий их вес не превышает 31 кг. В 2016 году Правительство РБ ужесточило режим для МПО для личного пользования. Так, Указом президента РБ №40 от 26.02.2016 устанавливается беспошлинный норматив в размере 22 евро и (или) массой более 10 кг. Для отправлений, которые превышают указанный норматив, начисляется адвалорная пошлина в размере 30%, но не менее 4 евро за 1 кг, а также 5 евро таможенного сбора. По мнению представителей РБ, установленные Соглашением нормы способствуют беспошлинному ввозу физическими лицами на территорию ЕАЭС иностранных товаров, приобретенных в интернет-магазинах иностранных государств, создавая тем самым недобросовестную конкуренцию как участникам ВЭД государств — членов ЕАЭС. Кроме того, неприменение в отношении товаров для личного пользования мер нетарифного и технического регулирования способствует ввозу иностранных товаров без соблюдения требований к качеству и безопасности, а также иных применяемых в торговом обороте запретов и ограничений. Также Государственный таможенный комитет РБ, обосновывая принятое решение, отметил практически шестикратный рост числа МПО в РБ, с 1,9 млн. штук в 2013 до 11,8 млн. штук в 2015 [5].

Россия в рамках образовавшегося ЕАЭС сохранила ранее установленный лимит в 350 евро. На текущий момент РФ не предполагает какого-либо ужесточения существующего режима. В России, Республике Казахстан, и Кыргызской Республике более жесткие нормы ввоза товаров для личного пользования не установлены.

4 февраля 2015 год Совет Евразийской Экономической Комиссии рассмотрел вопрос об унификации стоимостных и весовых норм беспошлинного ввоза товаров для личного пользования, пересылаемых в МПО и доставляемых перевозчиком. В ходе обсуждения было принято решение до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС сохранить ныне действующие нормы, установленные в странах-участницах Союза на национальном уровне. В ноябре 2015 года на площадке ЕЭК проводились обсуждения возможностей снижения порога беспошлинного ввоза товаров в МПО. Одним из инициаторов стала АКИТ, основной целью которой является сокращение конкуренции со стороны зарубежных интернет-площадок.

В рамках обсуждения были выдвинуты 2 модели регулирования беспошлинного ввоза: двухступенчатая и трёхступенчатая. В рамках двухступенчатой модели предполагалось, что если стоимость товаров, ввезенных в месяц, не превышает 150 евро и 10 кг веса, то взимается таможенная пошлина эквивалентная НДС, в случае превышения данного норматива будет взиматься таможенная пошлина в соответствии с Единым таможенным тарифом.

Одним из возможных решений для регулирования вопроса интернет-торговли является перенос налогообложения продавца на территорию, где он реализует свой товар посредством интернет-торговли. Фактически стоит установить, что при достижении порогового значения объема продаж на территории ЕАЭС, иностранный интернет-продавец обязан зарегистрировать на территории ЕАЭС юридическое лицо, которое будет исполнять функции налогового агента в отношении налогов (НДС, налога на прибыль) с объема продаж, превышающих пороговое значение. При этом необходимо учитывать, что данное решение потребует урегулирования вопроса отсутствия противоречий с Соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенных между государствами-членами ЕАЭС.

Ранее планировалось, что порог будет снижен в 2018 году с 1000 до 500 евро, а в 2019 году – до 200 евро. За счет снижения порога в 50 раз, правительство планирует дополнительно собрать в 2018 году 30 млрд. рублей, а в 2019 и 2020 г. по 60 млрд. рублей. Оформлением посылок в качестве таможенного представителя физических лиц займется ФГУП «Почта России».

Из приложения к пояснительной записке к проекту бюджета на 2018–2020 гг. следует, что снижение беспошлинного порога до 20 евро вступит в силу с 1 июля 2018 года [7].

Однако президент Национальной ассоциации дистанционной торговли А. Иванов считает, что примеры обложения налогами трансграничной торговли во всем мире показывают, что администрирование этого налога стоит дорого, а сборы не покрывают административных и операционных издержек. В качестве примера можно привести пример стран, которые снижали порог до очень низких сумм [6].

Так, после снижения в 2016 году в РБ порога с 200 евро до 22 евро объем посылок из-за рубежа снизился в пять раз. Однако увеличилось число посредников, которые занимаются оптовой покупкой товаров, а затем продажей на локальном рынке конечным покупателям.

После снижения порога до 50 долларов США в Бразилии с рынка ушли официальные представительства китайских ритейлеров (Aliexpress), оборот почты Бразилии упал в 4 раза, а черный рынок продолжает расти на 50% в год. Нелегальная доставка товаров стала фактором развития коррупции в таможенной службе Бразилии.

Таким образом, государства-члены ЕАЭС, за исключением РБ и РА, остаются достаточно либеральными в отношении нормативов беспошлинного ввоза товаров для личного пользования в МПО. В перспективе, учитывая темпы роста таких МПО, в основном из КНР, может существенно вырасти нагрузка на почтовые службы, сформируются определенные риски для национального бизнеса в области электронной торговли и возрастет объем товаров, приобретаемых для коммерческой реализации под видом товаров личного пользования.


Список литературы

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
  2. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
  3. Приложение № 2 к пояснительной записке к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период». [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.minfin.ru
  4. Востротин Д.С., Мещериков В.А. Таможенное оформление товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях // В сборнике: Материалы Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный-2016». – 2016. – С. 135-145
  5. Кабанов И.П. Регулирование беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях в мире и ЕАЭС// Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 9. – С. 41-49.
  6. Рожков Р. Беспошлинный порог для интернет-посылок предлагают снизить до €20 // Издательский дом «Комерсант». [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3426940
  7. Исследования рынка интернет торговли России. Результаты 1 полугодия 2017 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:http://www.akit.ru