ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА «ЕДИНОГО ОКНА»

№10,

Экономические науки

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)

Рычкова Яна Владимировна


Ключевые слова: МЕХАНИЗМ «ЕДИНОЕ ОКНО»; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ; ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; THE MECHANISM OF «SINGLE WINDOW»; THE STATE REGULATORY AUTHORITIES; INFORMATION AND TECHNICAL COOPERATION; CUSTOMS BODIES; PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY; INTERAGENCY COOPERATION.


Аннотация: В статье проанализированы перспективы введения в Российской Федерации национального механизма «единого окна». Сформулированы основные преимущества для участников внешнеэкономической деятельности и государства, которые может дать внедрение данной технологии. Обозначены проблемные вопросы, затрудняющие переход к «единому окну», в том числе проанализированы трудности межведомственного взаимодействия органов государственной власти при реализации анализируемого механизма.

Усложнение процессов осуществления внешнеэкономической деятельности, лишние документы, а также отсутствие надлежащей таможенной инфраструктуры может привести к дополнительным затратам для участников внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) и задержкам в перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее — ТГ ЕАЭС), тем самым подавляя торговый потенциал России. Чтобы не допустить подобного развития событий в таможенных органах необходимо реализовать преимущества механизма «единого окна». Большинство западных стран уже применяют в своем межведомственном взаимодействии данную технологию, тем самым способствуя развитию своих торговых отношений.

«Единое окно» долгие годы является приоритетным направлением развития Федеральной таможенной службы России (далее — ФТС России), разработкой которого занимается на наднациональном уровне — Департамент информационных технологий Евразийской экономической комиссии, на национальном — Центральное информационно-техническое таможенное управление ФТС России. На пути к реализации данного механизма, государственными контролирующими органами (далее — ГКО) России было проделано немало работы, но говорить о том, что национальный механизм «единого окна» в стране создан, поспешно. Рассмотрим основные преимущества и структуру механизма «единого окна», а также проанализируем единую технологическую платформу, на базе которой возможна реализация данного механизма.

Вступление в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) приведет к существенным изменениям технологии работы таможенных органов. Так, в проекте ТК ЕАЭС говорится о том, что подача декларации на товары (далее — ДТ) не сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ [1]. Т.е. в целях осуществления выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой декларанту необходимо будет предоставить в таможенный орган в электронной форме ДТ и декларацию таможенной стоимости, а остальные документы посредством межведомственного информационного взаимодействия будут подгружаться из баз данных соответствующих ведомств. В связи с этим возникает вопрос практической реализации данного положения, так как на сегодняшний день механизм «единого окна» не внедрен в деятельность таможенных органов РФ и их взаимодействие с другими контролирующими органами России в полной мере не реализовано. В настоящее время межведомственное взаимодействие осуществляется посредством подписания двухсторонних соглашений и на практике реализуется направлением запросов уполномоченных должностных лиц в ведомство, которое регулирует какой-либо конкретный круг вопросов. Иными словами, в России реализован принцип «одного окна».

Механизм «единого окна» — это механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками ВЭД, позволяющий однократно представлять участникам ВЭД документы в стандартизированном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением внешней торговли товарами [2].

Применение механизма «единого окна» даёт значительные преимущества, как государственным органам власти, так и участникам ВЭД. Для первых «единое окно» — это лучший анализ рисков, высокая безопасность и увеличение доходной части бюджета, а для вторых — это прозрачные и предсказуемые действия при совершении таможенных операций и проведения таможенного контроля, лучшее использование человеческих и финансовых ресурсов, повышение продуктивности и конкурентоспособности [3].

Для реализации механизма «единого окна» необходимы [4]:
— национальная государственная программа механизма «единого ока», которая определит основной круг ее исполнителей, источников финансирования и график выполнения;
— единый орган, посредством которого будет осуществляться информационное взаимодействие между участниками ВЭД и ГКО;
— стандартизированный набор данных, передаваемых участниками ВЭД через единый пропускной канал;
— единый пропускной канал, используемый для передачи данных.

Эксперты, занимающиеся вопросами создания национального механизма «единого окна», выделяют два основных направления работы [5]:
1. Политическое, которое направлено на согласование между отдельными ГКО вопросов создания механизма «единого окна», гармонизацию политики и назначение ответственного органа, на базе которого будет создан данный механизм. Это направление занимает около 80% всей работы, необходимой для внедрения технологии;
2. Техническое направление связано с разработкой, унификацией данных и реализацией механизма. На него приходятся оставшиеся 20%.

В настоящее время Евразийской экономической комиссией (далее — ЕЭК) активно ведется работа в части политического направления, а именно организации межведомственного информационно-технического взаимодействия. Серьезным вопросом на пути создания механизма стоит разграничение функциональных обязанностей между ГКО, а также ответственность за их невыполнение. Во взаимодействии ФТС России и региональных таможенных управлений до сих пор не достигнуты договоренности относительно политики организации «единого окна». В свою очередь, ведомства и министерства России поддерживают точку зрения, что данный механизм должен строиться на базе ФТС России, как основного контролирующего органа при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Учитывая особенности применения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении перемещаемых через ТГ ЕАЭС товаров, можно представить структуру эталонной модели национального механизма «единого окна» на рисунке 1.


Рис.1. Структура эталонной модели национального механизма «единого окна» в России [2]

На официальном сайте ФТС России представлен единый перечень соглашений об информационном взаимодействии ФТС России с федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти и иными организациями. Одних министерств и агентств насчитывается более 50, которые имеют установленный порядок осуществления своей деятельности, свои задачи и функции [6]. Все это, безусловно, значительно затрудняет создание «единого окна» на базе уже существующего органа. В связи с этим необходимо организовать новое агентство, которое будет служить своего рода базой данных для организации и проведения взаимодействий участников ВЭД и ГКО. В целях реализации такого подхода можно рекомендовать выполнение следующего перечня задач:
— создать единый орган с его функциями, полномочиями, правами и организационной структурой;
— каждому министерству, агентству и иным ГКО, выступающим связующим звеном в разрешении ввоза/вывоза товаров, разработать единые унифицированные электронные шаблоны документов;
— разработать интерфейс информационной базы данных и политику доступа к ней;
— сформировать пользовательский доступ к базе;
— настроить своевременный электронный информационный обмен между ГКО в режиме «онлайн»;
— обеспечить надежную защиту от несанкционированного и преднамеренного доступа к данным;
— разрешить ограниченный электронный доступ участников ВЭД к требуемой в их деятельности базе, в целях осуществления размещения и отслеживания данных для осуществления декларирования товаров.

В конечном итоге, окончательное внедрение в национальную практику «единого окна» позволит перейти к электронному взаимодействию в рамках ГКО государств-членов ЕАЭС, что позволит создать наднациональный механизм «единого окна». Для этого потребуется сломать существующую идеологию предоставления сведений в государственные органы и перенаправить потоки информации в единую базу данных.

Таким образом, лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, из-за сложившегося бумажного документооборота несут значительные финансовые потери, которые возмещаются впоследствии потребителями. Участники ВЭД заинтересованы в создании механизма «единого окна» и в эффективном информационном взаимодействии между государственными контролирующими органами. Активное использование в таможенной сфере информационных технологий импортерами и экспортерами приведет к упрощению порядка и ускорения перемещения товаров через ТГ ЕАЭС, что в свою очередь положительно скажется на увеличении внешнеторгового оборота и количества участников ВЭД.


Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315 (дата обращения: 28.09.2017).
  2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 №19 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» // СПС «Консультант Плюс».
  3. Рекомендация Европейской экономической комиссии ООН №33 «О создании механизма «единого окна»» // ЕЭК ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org (дата обращения: 30.09.2017).
  4. Дробот Е.В., Репин Д.В., Самик М.В. Проблемы и перспективы развития механизма «единого окна» в рамках Евразийского экономического союза // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2015/06/2640 (дата обращения: 02.10.2017).
  5. М. Апостолов. «Единое окно»: дальнейшие шаги и разработка генерального плана // «Единое окно», обмен данными, межведомственное и государственно-частное сотрудничество при упрощении процедур торговли. — М.: сборник материалов конференции, 2011. — С. 41-46.
  6. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http:/www.customs.ru (дата обращения: 28.09.2017).