КЕЙС-МЕТОД В ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИКИ

№10,

Педагогические науки

Бочкарева Татьяна Николаевна (Кандидат педагогических наук)
Илларионова Алена Валерьевна


Ключевые слова: КЕЙС-МЕТОД; ОБУЧЕНИЕ; ТЕХНОЛОГИЯ; КОМПЕТЕНТНОСТЬ; МЕТОДИКА; CASE-METHOD; TRAINING; TECHNOLOGY; COMPETENCE; METHODOLOGY.


Аннотация: В данной статье рассматривается кейс-метод как эффективное средство формирования знаний и умений у обучающихся, а также использование данной технологии в образовательной деятельности педагога, преподающего экономические дисциплины.

В современном мире происходит увеличение потребности работодателей в целеустремленных, активных, творческих специалистах в области экономики. Одной из самых актуальных проблем педагогического процесса является подготовка компетентных работников.

Учебные дисциплины претерпевают постоянные изменения, вызванные введением новых законодательных актов, например, в области налогообложения, образования, бухгалтерского учета. Следовательно, педагоги должны следить за этими изменениями и помочь студентам в адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни.

С уровнем возрастания требований принятия специалистов на какую-либо должность возрастают и требования к профессиональной подготовке выпускников СПО, вузов. В последнее время значительное внимание уделяется созданию условий для развития личности, повышения качества и уровня профессиональной подготовки. Поиск решения проблем в подготовке компетентных специалистов привел к созданию интерактивных методов, средств или технологий, которые направлены на применение теоретических знаний на практике путем создания определенных условий, ситуаций в профессиональной деятельности во время учебного процесса.

Одной из таких технологий изучения темы с помощью введения определенной жизненной ситуации является кейс-метод. Кейс-метод – это специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики.

Использование кейс-метода в подготовке экономистов позволяет развить у студентов следующие навыки:
1. Аналитические. Данный навык поможет будущему экономисту приобрести умение анализировать, отличать важную информацию от второстепенной и умение правильно составлять отчет.
2. Практические. Умение использовать теоретические знания на практике является важнейшим навыком в профессиональной деятельности будущего специалиста.
3. Творческие. Умение обойти проблему с помощью творческих способностей.
4. Коммуникативные навыки. Экономист должен уметь работать в команде, отстаивать свою точку зрения и использовать методы убеждения.
5. Социальные навыки. В процессе таких занятий у студентов развиваются такие социальные навыки, как умение выслушать, поддержать дискуссию и т.д.
6. Самоанализ. Обучающийся начинает осознавать, что его мнение и мнения других могут сильно различаться. Это осознание дает потребность к анализу нескольких мнений и к принятию наиболее верного решения.

Рассмотрим следующие примеры кейс-метода и выясним, действительно ли данная технология развивает эти навыки. Для начала необходимо просмотреть первую ситуацию. Звучит она следующим образом.

Молодая девушка открыла свое предприятие, в котором производились духи и парфюмерная вода. Так как денег не хватало на продвижение товара на рынок, она всегда пыталась воспользоваться своей находчивостью, творчески подходила к решению проблем и добивалась своего очень дешевыми способами. Однажды она приехала завоевывать Европу, а управляющий одной из самых известных парижских галерей отказался покупать ее товар – новые духи. Но она никогда не сдавалась. Когда предпринимательница чего-то хотела, она была очень изобретательна в стремлении добиться желаемого. Девушка все-таки нашла способ за несколько минут доказать управляющему, что ее духи могут занять достойное место в престижной галерее. И вопрос звучит так: «Назовите несколько вариантов того, что же сделала девушка?»

Из области экономики здесь преобладает маркетинг: стоит вопрос рекламы данного товара. Ответы в данном кейсе имеют все шесть навыков и могут быть различными: брызнуть духи на управляющего (вдруг ему они понравятся), разбить флакон об пол (чтобы прохожие люди обратили внимание на товар) и т.д. В кейсе обучающимся необходимо проявить свои творческие способности и логическое мышление.

Следующий кейс относится к дисциплине «Менеджмент» и рассматривает мотивацию сотрудников.

Продавец Иванова И.К. в отделе работает один год. За все время работы она освоила ассортимент отдела, установила доброжелательные отношения с другими сотрудниками. Спокойная, уравновешенная. Работает ответственно, проявляет желание работать в магазине. К сожалению, в общении с покупателями инициативы не проявляет. Отвечает на вопросы, просьбы о помощи в выборе товара, доброжелательна, но старается свести это общение к минимуму. С большей увлеченностью занимается расстановкой товара, поддержанием чистоты и порядка в торговом зале, в связи с чем потенциальные покупатели часто остаются без внимания продавца и уходят. Задание – продумайте и составьте мотивационную беседу с сотрудником Ивановой И.К. на проявление инициативы в общении с покупателями.

Студенты могут предложить сотруднице как поощрение за проявление инициативы в общении с покупателями, так и наказание, например, увольнение или штрафы. В кейсе обучающиеся используют теоретическое применение знаний на практике и умение работать в команде.

Безусловно, все вышеперечисленные навыки развития студентов при изучении экономических дисциплин имеются в данных кейсах. Кейс заставляет участников занятия проанализировать ситуацию, творчески подойти к решению данной проблемы и найти ее верное решение, придя к общему согласию.

Кроме того, кейс-метод имеет множество преимуществ:
1. Активное взаимодействие участников. Активность обучения обусловлена заинтересованностью студентов в столкновении с жизненной ситуацией. Например, в экономике это может быть такая ситуация, в которой надо решить, как уменьшить налог на предприятии или как продвинуть свой товар и т.д.
2. Реальные ситуации. Сочетание теории и практики позволяет студентам эффективнее усвоить учебный материал.
3. Минимальное давление на участников. Решение сложных ситуаций происходит в безопасных условиях тренинга, а не в реальной жизни. Участники не столкнутся с неприятными последствиями при принятии неверного решения.

Кейс-технология также имеет и свои недостатки, заключающиеся в следующем:
— Появление заблуждений. В реальной жизни запаса времени, знаний и безопасности, как при выполнении упражнения может и не быть.
— Отсутствие конкретных выводов. Иногда студентам не хватает времени, чтобы завершить задание до конца.
— Правдоподобность. Участники кейс-метода должны играть роли (предпринимателя, бухгалтера, директора компании и др.) для эффективного прохождения заданий, что не всегда получается у студентов.

Таким образом, кейс-технология – это один из эффективных инструментов, который позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Данный метод способствует развитию у обучающихся аналитических способностей, творческого подхода к различным проблемам, умений работать в группе.

Однако конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.


Список литературы

  1. Гаджиева П.Д. – КЕЙС-МЕТОД — КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ, Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 7 (85). С. 32-39.
  2. Грузкова С.Ю., Камалеева А.Р. – КЕЙС-МЕТОД: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА В ОБРАЗОВАНИИ, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 6 (26). С. 24.
  3. Трапезникова Т.Н. – НОВЕЙШИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: КЕЙС-МЕТОД (МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА), Территория науки. 2015. № 5. С. 52-59.