ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ ТУВИНЦЕВ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ИСПОВЕДУЮЩИХ БУДДИЗМ
№10,
Психологические науки
Пфау Татьяна Вильевна
Сувакпит Долума Геннадьевна
Ключевые слова: СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ; ПОКАЗАТЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ; УРОВЕНЬ РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ; ТУВИНЦЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА; STRUCTURE OF INDIVIDUAL RELIGIOSITY; INDICATORS OF SPIRITUAL AND MORAL ORIENTATIONS; LEVEL OF RELIGIOUS SELF-AWARENESS; TUVINIANS OF MATURE AGE.
Актуальные проблемы исследования индивидуальной религиозности в психологии подчеркивают, что для современного человека характерны субъективные религиозные ориентации, сосредоточенные во внутреннем мире личности [1]. Индивидуальная религиозность определяется как сложное, интегративное социально-психологическое свойство личности, обусловленное наличием особой парадигмы восприятия мира, как сотворенного Богом. Под структурой религиозности понимается совокупность показателей приверженности индивида к религии, имеющих разную степень выраженности [2].
Зрелый возраст является временем, когда возрастает значение религиозности, человек достигает пика духовности и внутреннего спокойствия. Духовная жизнь наполняется наивысшими творческими достижениями и жертвенными поступками, исполненными любви к другим, во имя веры. Религия кладет духовное начало зрелости. В тесной связи со всей психикой, зрелый религиозный человек развивает свою личность [3, 7].
Религия в Туве является одним из способов развивать и обогащать свою личность. Религию, которую уважают и которой уделяют большое внимание в Республике — это Буддизм. Большинство коренного населения Тувы — буддисты и они верят, что Буддизм определяет образ жизни и мысли миллионов людей. Тувинцы стремятся следовать учению Будды в повседневной жизни различными способами: посредством питания, рода занятий, медитации, подачи милостыни или подношение даров алтарям, храмам и монастырям [5].
О значении религиозности в развитии социально-психологической адаптации говорили психоаналитики. Религия приводит к снижению тревоги, в то же время, З. Фрейд говорил, что она опасна, приучая людей верить в иллюзии. Только свободный человек может правильно понять мир и свою роль в нем, развить присущие ему возможности, не впадая в иллюзии [9].
Проблема дезадаптации личности от воздействия деструктивных организаций изучалась в работах А.А. Скородумова (1996), Н.В. Бондарева (2006, 2012), Т.В. Пфау (2011). Так в исследовании А. А. Скородумова было установлено, что деструктивные организации вовлекают уже дезадаптированных личностей, усиливают дезадаптацию своих членов группы в результате воздействия на сознание и созданный специфический образ жизни. В работе Н.В. Бондарева были выявлены доминирующие черты личности потенциальной жертвы деструктивных организаций – зависимый, ригидный, импульсивный, шизоидный [6]. Исследование Пфау Т.В. было посвящено изучению структуры индивидуальной религиозности у последователей учения Виссариона и показало, что на уровне сознания последователи учения Виссариона считают себя людьми адаптированными, имеющими высокий уровень религиозного самосознания. Но на неосознаваемом уровне у данной группы религиозно ориентированных людей наблюдается внутренний конфликт, проявляющийся в высокой степени фрустрированности многих базовых потребностей личности [4].
Целью нашего исследования было изучение структуры индивидуальной религиозности у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм. Была использована методика Ю.В. Щербатых «Структура индивидуальной религиозности». Методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни. В исследовании принимало участие 40 тувинцев зрелого возраста, жителей Республики Тыва: г. Кызыл, г. Шагонар, с.Хайыракан, с. Арыг-Узуу, с. Чодураа, с.Сукпак. В возрасте от 50 до 65 лет (мы опирались на возрастную периодизацию Э. Эриксона, в которой зрелость охватывает период от 25 до 65 лет). Средний возраст составил 57,8 лет. Из них 20 человек, исповедуют буддизм, и 20 человек, относящих себя к православной религии. Группы уравнены между собой по половому составу. По национальности – все тувинцы.
Результаты исследования мы представим в виде таблицы.
Таблица 1. Сравнительная характеристика показателей духовно-нравственных ориентаций у тувинцев зрелого возраста-буддистов и тувинцев зрелого возраста, относящих себя к православной религии (средние значения).
Группа испытуемых |
Показатели духовно-нравственных ориентаций тувинцев зрелого возраста |
|||||||
Отношение к религии как к филосовской концепции (ФИЛ) |
Интерес к магии (МАГ) |
Поиск в религии утешения и поддержки (ПОД) |
Внешние признаки религиозности (ВНЕ)
|
Интерес к «псевдонауке» (ПСН) |
Вера в творца и признание существования высшей силы (ВЫС)
|
Наличие религиозного самосознания (САМ
|
Отношение к религии как к образцу моральных норм поведения (МОР) | |
буддисты | 7 | 3.65 | 4.8 | 4.45 | 4.2 | 4.35 | 7.05 | 6.75 |
Православная религия | 4.95* | 4.85** | 7.15* | 6.7* | 7* | 5.5* | 4.65* | 3.65* |
Примечание: *- значимые различия на уровне 0,05; **- значимые различия на уровне 0,01
Наше исследование показало, что уровень религиозного самосознания гораздо выше у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм. Это подтверждается тем, что в группе последователей буддизма внутренняя потребность в религиозном веровании выше, чем в противоположной группе (UЭмп = 44.5, р<0,05). Именно в буддизме верующие тувинцы стараются найти ответы на возникающие у них вопросы, связанные с проблемами человеческого бытия, смысла жизни. Они в большей степени, чем православные верующие люди стремятся к построению идеалистической картины мира, в которой все происходит по воле Великого творца (UЭмп = 54, р<0,05). В религиозном веровании буддисты видят не только возможность учиться и духовно расти, но и считают религию коррективом нравственности и морали (UЭмп = 25.5, р<0,05).
Последователи православной религии более склонны к поиску в религии поддержки и утешения, чем буддисты (UЭмп = 58, р<0,05). Тувинцы, придерживающиеся православной религии, имеют повышенный уровень ориентации на внешние признаки религиозности (UЭмп = 59, р<0,05). Для них наибольший интерес имеют загадочные и таинственные явления, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знание (UЭмп = 57, р<0,05), они имеют повышенную тенденцию верить в творца и признавать существование высшей силы (UЭмп = 104.5, p≤0.05).
Выводы:
1. Тувинцы зрелого возраста — буддисты превосходят православных верующих тувинцев по уровню склонности к идеалистической философии. Это говорит о том, что именно в буддизме верующие тувинцы стараются найти ответы на возникающие у них вопросы, связанные с проблемами человеческого бытия, смысла жизни. Они в большей степени, чем православные верующие люди стремятся к построению идеалистической картины мира, в которой все происходит по воле Великого творца.
2. Тувинцы зрелого возраста – буддисты не склонны искать в религии поддержку и утешение, что, в отличие от них свойственно последователям православной религии.
3. Тувинцы-буддисты не ориентируются и не придают большого значения внешним признакам религиозности, что характерно для тувинцев, относящих себя к православной религии. Последователи православной религии большее значение придают религиозной символике, соблюдению религиозных обрядов, чем буддисты.
4. Тувинцы зрелого возраста – буддисты, по сравнению с верующими в православную религию тувинцами, не имеют повышенного интереса к загадочным и таинственным явлениям, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знание.
5. В то же время тувинцы – буддисты, в отличие от представителей православной религии, в большей степени относятся к религии, как образцу моральных норм поведения. В религиозном веровании буддисты видят не только возможность учиться и духовно расти, но и считают религию коррективом нравственности и морали.
Список литературы
- Демьянов А. И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. Воронеж, 1984. С. 6—31.
- Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности //“Психологический журнал”, Т,17, №6, 1996, С.119-122.
- Пивоваров В. Р. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 1976. С. 218.
- Пфау Т.В. Социально-психологическая адаптация, структура индивидуальной религиозности и неосознаваемые компоненты отношений последователей учения Виссариона / Т.В. Пфау // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 186-187.
- Резников Е.Н, Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика. – М: издательство «ПЭРСЭ» 2002г. Объем-155с.
- Романова Е.С. Теоретические аспекты исследования механизмов адаптации современной молодежи с разным уровнем религиозности. Социальные отношения. 2013. № 2 (7). С. 61-67.
- Смирнов, Д. О. Методика изучения религиозной активности / Д. О. Смирнов // Пасхи. Психологический журнал. – 2002– №1. – С. 138-154
- Щербакова, Ю. И. Религиозная идентичность личности как фактор толерантности в межличностных отношениях : дис. … канд. психол. наук / Ю. И. Щербакова. –М., 2010. – 209 с.
- Фрейд З. Психология бессознательного: монография / З.Фрэйд, М.: Наука, 1990.- 289 с.