ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ ТУВИНЦЕВ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ИСПОВЕДУЮЩИХ БУДДИЗМ

№10,

Психологические науки

Пфау Татьяна Вильевна
Сувакпит Долума Геннадьевна


Ключевые слова: СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ; ПОКАЗАТЕЛИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ; УРОВЕНЬ РЕЛИГИОЗНОГО САМОСОЗНАНИЯ; ТУВИНЦЫ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА; STRUCTURE OF INDIVIDUAL RELIGIOSITY; INDICATORS OF SPIRITUAL AND MORAL ORIENTATIONS; LEVEL OF RELIGIOUS SELF-AWARENESS; TUVINIANS OF MATURE AGE.


Аннотация: В статье представлены результаты исследования структуры индивидуальной религиозности тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм. С этой целью проведен сравнительный анализ показателей приверженности тувинцев зрелого возраста к религиям буддизм и православная религия. Выявлена разная степень выраженности отдельных показателей духовно-нравственных ориентаций и доказано, что уровень религиозного самосознания выше у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм.

Актуальные проблемы исследования индивидуальной религиозности в психологии подчеркивают, что для современного человека характерны субъективные религиозные ориентации, сосредоточенные во внутреннем мире личности [1]. Индивидуальная религиозность определяется как сложное, интегративное социально-психологическое свойство личности, обусловленное наличием особой парадигмы восприятия мира, как сотворенного Богом. Под структурой религиозности понимается совокупность показателей приверженности индивида к религии, имеющих разную степень выраженности [2].

Зрелый возраст является временем, когда возрастает значение религиозности, человек достигает пика духовности и внутреннего спокойствия. Духовная жизнь наполняется наивысшими творческими достижениями и жертвенными по­ступками, исполненными любви к другим, во имя веры. Религия кладет духовное начало зрелости. В тесной связи со всей психикой, зрелый религиозный человек развивает свою личность [3, 7].

Религия в Туве является одним из способов развивать и обогащать свою личность. Религию, которую уважают и которой уделяют большое внимание в Республике — это Буддизм. Большинство коренного населения Тувы — буддисты и они верят, что Буддизм определяет образ жизни и мысли миллионов людей. Тувинцы стремятся следовать учению Будды в повседневной жизни различными способами: посредством питания, рода занятий, медитации, подачи милостыни или подношение даров алтарям, храмам и монастырям [5].

О значении религиозности в развитии социально-психологической адаптации говорили психоаналитики. Религия приводит к снижению тревоги, в то же время, З. Фрейд говорил, что она опасна, приучая людей верить в иллюзии. Только свободный человек может правильно понять мир и свою роль в нем, развить присущие ему возможности, не впадая в иллюзии [9].

Проблема дезадаптации личности от воздействия деструктивных организаций изучалась в работах А.А. Скородумова (1996), Н.В. Бондарева (2006, 2012), Т.В. Пфау (2011). Так в исследовании А. А. Скородумова было установлено, что деструктивные организации вовлекают уже дезадаптированных личностей, усиливают дезадаптацию своих членов группы в результате воздействия на сознание и созданный специфический образ жизни. В работе Н.В. Бондарева были выявлены доминирующие черты личности потенциальной жертвы деструктивных организаций – зависимый, ригидный, импульсивный, шизоидный [6]. Исследование Пфау Т.В. было посвящено изучению структуры индивидуальной религиозности у последователей учения Виссариона и показало, что на уровне сознания последователи учения Виссариона считают себя людьми адаптированными, имеющими высокий уровень религиозного самосознания. Но на неосознаваемом уровне у данной группы религиозно ориентированных людей наблюдается внутренний конфликт, проявляющийся в высокой степени фрустрированности многих базовых потребностей личности [4].

Целью нашего исследования было изучение структуры индивидуальной религиозности у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм. Была использована методика Ю.В. Щербатых «Структура индивидуальной религиозности». Методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни. В исследовании принимало участие 40 тувинцев зрелого возраста, жителей Республики Тыва: г. Кызыл, г. Шагонар, с.Хайыракан, с. Арыг-Узуу, с. Чодураа, с.Сукпак. В возрасте от 50 до 65 лет (мы опирались на возрастную периодизацию Э. Эриксона, в которой зрелость охватывает период от 25 до 65 лет). Средний возраст составил 57,8 лет. Из них 20 человек, исповедуют буддизм, и 20 человек, относящих себя к православной религии. Группы уравнены между собой по половому составу. По национальности – все тувинцы.

Результаты исследования мы представим в виде таблицы.

Таблица 1. Сравнительная характеристика показателей духовно-нравственных ориентаций у тувинцев зрелого возраста-буддистов и тувинцев зрелого возраста, относящих себя к православной религии (средние значения).

Группа испытуемых

Показатели духовно-нравственных ориентаций тувинцев зрелого возраста

Отношение к религии как к филосовской концепции (ФИЛ)

Интерес к магии (МАГ)

Поиск в религии утешения и поддержки (ПОД)

Внешние признаки религиозности (ВНЕ)

 

 

 

Интерес к «псевдонауке» (ПСН)

Вера в творца и признание существования высшей силы (ВЫС)

 

 

 

Наличие религиозного самосознания (САМ

 

 

 

Отношение к религии как к образцу моральных норм поведения (МОР)
буддисты 7 3.65 4.8 4.45 4.2 4.35 7.05 6.75
Православная религия 4.95* 4.85** 7.15* 6.7* 7* 5.5* 4.65* 3.65*

Примечание: *- значимые различия на уровне 0,05; **- значимые различия на уровне 0,01

Наше исследование показало, что уровень религиозного самосознания гораздо выше у тувинцев зрелого возраста, исповедующих буддизм. Это подтверждается тем, что в группе последователей буддизма внутренняя потребность в религиозном веровании выше, чем в противоположной группе (UЭмп = 44.5, р<0,05). Именно в буддизме верующие тувинцы стараются найти ответы на возникающие у них вопросы, связанные с проблемами человеческого бытия, смысла жизни. Они в большей степени, чем православные верующие люди стремятся к построению идеалистической картины мира, в которой все происходит по воле Великого творца (UЭмп = 54, р<0,05). В религиозном веровании буддисты видят не только возможность учиться и духовно расти, но и считают религию коррективом нравственности и морали (UЭмп = 25.5, р<0,05).

Последователи православной религии более склонны к поиску в религии поддержки и утешения, чем буддисты (UЭмп = 58, р<0,05). Тувинцы, придерживающиеся православной религии, имеют повышенный уровень ориентации на внешние признаки религиозности (UЭмп = 59, р<0,05). Для них наибольший интерес имеют загадочные и таинственные явления, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знание (UЭмп = 57, р<0,05), они имеют повышенную тенденцию верить в творца и признавать существование высшей силы (UЭмп = 104.5, p≤0.05).

Выводы:

1. Тувинцы зрелого возраста — буддисты превосходят православных верующих тувинцев по уровню склонности к идеалистической философии. Это говорит о том, что именно в буддизме верующие тувинцы стараются найти ответы на возникающие у них вопросы, связанные с проблемами человеческого бытия, смысла жизни. Они в большей степени, чем православные верующие люди стремятся к построению идеалистической картины мира, в которой все происходит по воле Великого творца.
2. Тувинцы зрелого возраста – буддисты не склонны искать в религии поддержку и утешение, что, в отличие от них свойственно последователям православной религии.
3. Тувинцы-буддисты не ориентируются и не придают большого значения внешним признакам религиозности, что характерно для тувинцев, относящих себя к православной религии. Последователи православной религии большее значение придают религиозной символике, соблюдению религиозных обрядов, чем буддисты.
4. Тувинцы зрелого возраста – буддисты, по сравнению с верующими в православную религию тувинцами, не имеют повышенного интереса к загадочным и таинственным явлениям, в восприятии которых вера играет значительно большую роль, чем знание.
5. В то же время тувинцы – буддисты, в отличие от представителей православной религии, в большей степени относятся к религии, как образцу моральных норм поведения. В религиозном веровании буддисты видят не только возможность учиться и духовно расти, но и считают религию коррективом нравственности и морали.


Список литературы

  1. Демьянов А. И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. Воронеж, 1984. С. 6—31.
  2. Мягков И.Ф., Щербатых Ю.В., Кравцова М.С. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности //“Психологический журнал”, Т,17, №6, 1996, С.119-122.
  3. Пивоваров В. Р. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 1976. С. 218.
  4. Пфау Т.В. Социально-психологическая адаптация, структура индивидуальной религиозности и неосознаваемые компоненты отношений последователей учения Виссариона / Т.В. Пфау // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 186-187.
  5. Резников Е.Н, Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика. – М: издательство «ПЭРСЭ» 2002г. Объем-155с.
  6. Романова Е.С. Теоретические аспекты исследования механизмов адаптации современной молодежи с разным уровнем религиозности. Социальные отношения. 2013. № 2 (7). С. 61-67.
  7. Смирнов, Д. О. Методика изучения религиозной активности / Д. О. Смирнов // Пасхи. Психологический журнал. – 2002– №1. – С. 138-154
  8. Щербакова, Ю. И. Религиозная идентичность личности как фактор толерантности в межличностных отношениях : дис. … канд. психол. наук / Ю. И. Щербакова. –М., 2010. – 209 с.
  9. Фрейд З. Психология бессознательного: монография / З.Фрэйд, М.: Наука, 1990.- 289 с.