ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ФИНЛЯНДИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ФТС РОССИИ ДО 2020 ГОДА

№10,

Экономические науки

Веселова Мария Павлиновна
Шайдуллова Мария Владимировна


Научный руководитель: Макрусев В.В., профессор кафедры управления, доктор физико-математических наук, профессор.


Ключевые слова: ПРОБЛЕМЫ ТАМОЖЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА; СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ГРАНИЦЕ; КОМПЛЕКСНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФТС РОССИИ ДО 2020 ГОДА; СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РФ ДО 2020 ГОДА; PROBLEMS OF CUSTOMS COOPERATION; RUSSIAN-FINNISH COOPERATION; THE COMPLEX CONCEPT OF FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA TO 2020; STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION TO 2020.


Аннотация: В статье представлены цели таможенного сотрудничества России и Финляндии и его результаты, рассматриваются проблемные аспекты на различных уровнях в зависимости от масштабов распространения, их причины и пути решения в условиях реализации Комплексной концепции ФТС России до 2020 года.

Комплексная концепция ФТС России до 2020 года (далее ‒ Концепция) содержит информацию о том, что в сложившихся условиях интеграции в мировое сообщество одной из целей таможенной службы РФ является концентрация деятельности на развитие системы таможенного администрирования.

В Концепции указано, что международное сотрудничество между таможенными службами РФ и других стран должно направляться на упрощение перемещения товаров и ТС (транспортных средств) с помощью гармонизации законодательства России в сфере таможенного дела с нормами международного права и общепринятой международной практикой.

Приоритетом ФТС в сфере международной деятельности в последние годы было создание Единого экономического пространства. Европейские страны сотрудничают с РФ в рамках совместных проектов Комитета сотрудничества Россия ‒ Европейский союз и на двусторонней основе. Продолжают реализацию проекта по автоматизированному обмену информацией между таможенными службами России и тринадцатью государствами — участницами Европейского союза.

ФТС РФ принимает участие в работе ВТО (Всемирной таможенной организации), в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество». С ВТО был подписан Меморандум о сотрудничестве в сфере обучения, образования, модернизации и исследований в области таможенного дела. Происходит расширение сети представительств таможенной службы РФ за границей.

Основными задачами дальнейшего развития в области международного сотрудничества является содействие интеграции в ЕАЭС, укреплению Содружества Независимых Государств и международных организаций, в которых принимает участие Россия. К основным задачам также можно отнести увеличение сети представительств таможенной службы РФ за границей, что будет способствовать развитию международного сотрудничества с таможенными службами иных стран.

Основываясь на положениях данной Концепции, Россия развивает международное сотрудничество с таможенной службой Финляндии. На примере российско-финляндских отношений рассмотрим, как осуществляется международное сотрудничество России с иностранными государствами и какие проблемы в этой сфере всё ещё существуют.

Для наиболее детального анализа предложена модель сотрудничества таможенных органов России и Финляндии в таможенной сфере (рис.1).


Рис. 1. Модель сотрудничества таможенных органов России и Финляндии в сфере таможенного дела

Анализируя представленную на рис.1 модель можно сделать вывод о том, что проблемы сотрудничества – это проблемы во взаимодействии России и Финляндии при решении спорных вопросов, возникающих на российско-финляндской таможенной границе.

Необходимо выделить факторы, влияющие на появление проблем в сфере таможенного сотрудничества:

1.Институт Сотрудничества России и Финляндии в сфере таможенного дела, его наличие и его качество;
2.Параметры таможенной деятельности;
3.Проблемы таможенной деятельности;
4.Органы, влияющие со стороны ЕС (Европейского союза) и ЕАЭС (Евразийского экономического союза);
5.Параметры среды ВЭД.

Цель данной статьи – определить проблемные вопросы, возникающие в сфере таможенного сотрудничества на российско-финляндской границе, и пути их решения в контексте Комплексной программы развития таможенных органов РФ. Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи, а именно:

1.Определить среду таможенного сотрудничества;
2.Проанализировать основные проблемы, возникающие на российско-финляндской границе в сфере таможенного сотрудничества;
3.Выработать пути решения выявленных проблем.

Современные проблемы таможенного сотрудничества на российско-финляндской границе представлены на рис.2 и зависят от масштабов их распространения. Дадим им краткую характеристику.


Рис. 2. Проблемы таможенного сотрудничества на российско-финляндской границе (в зависимости от масштаба)

Наиболее важная проблема международного уровня касается беженцев. Ситуация с ними стала наиболее обострённой во втором полугодии 2015 г., причём прибывали они из России в Финляндию.

Что касается прямых конфликтов между Россией и Финляндией, связанных с пересечением таможенной границы, то в 2015 году в связи с санкциями ЕС Финляндия отказала во въезде председателю Госдумы РФ С. Нарышкину, который направлялся туда участвовать в сессии Парламентской ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ПАСЕ), несмотря на добрососедские отношения до этого инцидента.

Развитие сотрудничества между Россией и Финляндией очень важно для обеих сторон и приносит свои плоды во многих сферах, так как каждая сторона стремится достигнуть установленных целей в рамках данного взаимодействия.

Торговые отношения России и Финляндии построены на взаимовыгодной основе: в 2015 году Российская Федерация заняла третье место среди стран, занимающихся экспортом товаров в Финляндию, его структура и по сей день состоит в основном из природных ресурсов и полезных ископаемых, особое внимание финны уделяют поставке лесных ресурсов. Россия в свою очередь импортирует финскую продукцию высокой переработки: машины, оборудование, товары химической промышленности. Ещё одним результатом сотрудничества этих двух стран стало уникальное явление: Финляндия арендует российскую часть Сайменского канала, который связывает финские внутренние воды с Балтийским морем. [2]

Стоит также отметить, что российско-финляндская граница – одна из наиболее обустроенных границ нашей страны. На ней имеются восемь международных автомобильных пунктов пропуска и один железнодорожный. В сфере защиты окружающей среды Финляндия содействует в осуществлении экологических проектов в России, особенно в районах, прилежащих к границе. Эти две страны активно осуществляют культурный взаимообмен, например, в 2015 году Россию выбрали тематической страной для книжной ярмарки в Хельсинки. На их территориях открыты мемориалы, посвященные павшим в войнах 1939-1944 гг.

Сотрудничество позволяет России и Финляндии выстраивать работу более эффективно, содействует ускорению и оптимизации таможенного контроля в пунктах пропуска. Россия заинтересована в укреплении и расширении сфер взаимодействия с Таможней Финляндии как по созданию благоприятных условий для быстрого и комфортного пересечения границы, так и по обмену информацией о возможных нарушениях таможенного законодательства. Физические объемы внешней торговли России по итогам 2016 года увеличились на 7%. Экспорт возрос на 3%, импорт увеличился на 34%. Товарооборот с крупнейшим участником внешнеэкономической торговли – Финляндией – остался на прежнем уровне.

Тем не менее, существует проблема недостаточного взаимодействия ТО РФ и Финляндии по борьбе с таможенными правонарушениями. Для её решения 23 ноября 2016 года состоялось очередное заседание Рабочей группы, которая состояла из представителей Российской Федерации и Финляндии, а именно: начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС (Федеральной таможенной службы) России Александра Мельникова и Директора Контрольно-правоохранительного департамента Таможни Финляндии Сами Ракшита по координации деятельности таможенных органов России и Финляндии по борьбе с таможенными правонарушениями в регионе деятельности Новороссийской таможни.


Рис. 3. Цели сотрудничества РФ и Финляндии в рамках Рабочей группы

Основным результатом деятельности группы является достижение договоренности о продолжении практики проведения совместных специальных таможенных операций, направленных на пресечение попыток незаконного перемещения через российско-финляндскую границу товаров как на центральном, так и региональном уровнях на всех видах транспорта. Особое внимание в ходе переговоров стороны уделили необходимости укрепления двустороннего взаимодействия в борьбе с таможенными правонарушениями, совершаемыми в рамках международной Интернет-торговли.

Наиболее очевидная проблема – это проблема длительного оформления документов (наличие очередей и пробок). Третье место в рейтинге самых больших по количеству машин очередей делят два пограничного перехода на российско-финляндской границе – это «Торфяновка» и «Брусничное». В последнее время пересечение финской границы стало более быстрым, чем раньше, и процедуры на российской стороне можно пройти даже за полчаса. Но и такой скорости явно не достаточно для искоренения очередей перед российскими пограничными переходами, где в выходные и праздничные дни в них стоят от 40 до 70 автомобилей. По нормативу, оформление одного человека, у которого нет проблем с документами, на пограничном переходе сотрудником пограничной службы должно занимать не более 30-60 секунд. В отличие от пограничников – у таможенников, которые помимо занесения в электронную базу данных об автомобиле, проверяют еще «Зеленую карту» и таможенную декларацию, такого норматива нет или он значительно больше по времени.


Рис. 4. Причины появления проблемы наличие очередей и пробок.

Самые большие очереди на МАПП (многосторонний автомобильный пункт пропуска) «Брусничное» (Nuijamaa), где автомобилисты вынуждены стоять более 2,5 часа. В пробке находятся порядка 160 машин, из которых 20 грузовых. На «Торфяновке» (Vaalimaa) на прохождение границы потребуется около часа. Свободнее всего на МАПП «Светогорск» (Imatra), где границу можно пройти за полчаса. [3]

Кроме того, проблемы с очередями на пограничных переходах Северо-Запада с российской стороны имеют и другие причины. В Финляндии на границе присутствуют сотрудники только двух ведомств – это таможенники и пограничники. У нас же работают представители шести ведомств. Действительно, на российской стороне Россельхознадзор осуществляет ветеринарный и фитосанитарный контроль, транспортная инспекция Минтранса РФ проводит габаритный и весовой контроль грузовиков.

Особое внимание уделяется внедрению современных цифровых технологий в таможенных органах Российской Федерации, среди которых автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров. Реализация данных технологий позволяет значительно сократить сроки регистрации деклараций на товары и выпуска товаров. Сокращение временных затрат может составить с шести часов до десяти минут, что может существенно повысить деловую активность участников внешнеэкономической деятельности, снизить затраты на совершение таможенных формальностей.

От 40% до 70% всех автопоездов, проходящих через Торфяновку, таможня направляет на ИДК (инспекционно-досмотровые комплексы). Кстати, на ИДК направляют не только груженые, но и порожние машины.

Кроме того, проблемы с очередями на пограничных переходах Северо-Запада с российской стороны имеют и другие причины. В Финляндии на границе присутствуют сотрудники только двух ведомств – это таможенники и пограничники. У нас же работают представители шести ведомств. Действительно, на российской стороне Россельхознадзор осуществляет ветеринарный и фитосанитарный контроль, транспортная инспекция Минтранса РФ проводит габаритный и весовой контроль грузовиков.

Проблема предъявления различных требований к проверке граждан своих стран, является следствием проблемы длительного таможенного оформления (наличие очередей и пробок) и заключается в том, что финские пограничники не проверяют граждан своих стран. Мы же проверяем всех, возможно, что контроль с российской стороны будет проходить быстрее, если Европейский союз примет решение о безвизовом режиме с Россией и тогда российским таможенникам не придется оформлять граждан Шенгена. Проблема в том, что очереди из легковушек на российской границе создаются усилиями в большей степени таможенных органов, с их избыточными контрольными функциями, которые у них из года в год прибавляются. Только отменив обязательное поголовное заполнение таможенных деклараций всеми владельцами автотранспорта, запретив таможенным органам проверять всех подряд, оставив главными на границе пограничников и возложив на них контроль за пересекающими границу, можно будет сократить очереди. Пока этого не произойдет, кардинально изменить ситуацию не получится, даже запустив скоростное железнодорожное движение между Петербургом и Хельсинки.

Представители Погранохраны и Таможенной службы Финляндии разъяснили, в каких случаях и зачем они могут вести видео- и фотосъёмку на границе.

В связи с попавшим в руки журналистов внутренним приказом по Выборгской таможне, который обязывает российских таможенных органов фотографировать пересекающие границу машины и их содержимое, необходимо отметить правила, существующие у финских таможенников.

Лассе Ютила, начальник таможенного пункта МАПП «Нуйямаа» (с российской стороны — «Брусничное»), его ведомство фотографирует авто, если на то есть необходимость. В остальном хватает системы видеонаблюдения. На пограничных пунктах Финляндии, как правило, установлено техническое наблюдение (видеонаблюдение), с которого поступает информация о регистрационных номерах. У таможни тоже на многих МАПП есть своя система (LIPRE), которая считывает номера и фотографирует контейнеры. Видеозаписи могут быть использованы в качестве доказательств для выяснения подробностей в исключительных ситуациях. С их помощью обеспечивают правовую защиту граждан и таможенников при выполнении служебных обязанностей. У таможенников также есть право фотографировать в ходе досмотра товары. Кроме того, таможня может делать снимок транспортного средства до досмотра и после него, чтобы доказать, что ТС вернули в том же виде. Например, если в ходе проверки требуется снять обивку или элементы конструкции.

Что касается фото- и видеоизображений, то их использование и хранение регулируется законом о свободе информации, материалы хранятся столько времени, сколько требуется. К примеру, если водитель не имеет претензий по состоянию автомобиля после досмотра, фотографии удаляются за ненадобностью. В случае выявления таможенного преступления снимки используются в качестве доказательств в ходе уголовного расследования.

Примерно такие же правила существуют в отношении записей изображений и у финских пограничников. На пунктах пропуска Юго-Восточной Финляндии нет необходимости регулярно фотографировать автомобили, пересекающие границу.

Опыт решения проблем на примере Карельской таможни. В таможенных органах России особое внимание уделяется внедрению современных цифровых технологий, среди которых автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров. Реализация данных технологий позволяет значительно сократить сроки регистрации деклараций на товары и выпуска товаров. Сокращение временных затрат может составить с шести часов до десяти минут, что может существенно повысить деловую активность участников внешнеэкономической деятельности, снизить затраты на совершение таможенных формальностей.

Например, в настоящее время участники ВЭД региона деятельности Карельской таможни все активнее используют технологию авторегистрации деклараций на товары, с начала 2017 года применяется технология автоматического выпуска деклараций на товары.

Карельская таможня продолжает развивать и укреплять сотрудничество с зарубежными коллегами. С целью укрепления взаимодействия таможенных служб России и Финляндии и развития приграничного сотрудничества в 2017 году продолжалась практика проведения совместных мероприятий.

Руководство Карельской таможни придает большую важность изучению должностными лицами, работающими на государственной границе, языка сопредельного государства; регулярно проводит конкурсы профессионального мастерства на знание финского языка.

Анализируя накопившийся опыт в решении проблем таможенного сотрудничества, а также опыт деятельности Карельской таможни, можно предложить следующие пути решения проблемы длительного оформления документов:

1. Перенести все контрольные, проверочные, досмотровые операции с МАПП в места доставки на внутренние таможни. Предписание на досмотр, если таможня считает это необходимым, должно исполняться не на границе, а во внутренней таможне, куда груз направлен под пломбой.
2. Установить регламент по времени прохождения контрольных процедур на МАПП не более 3-х часов с учетом ожидания транспортного средства в очереди на въезд на территорию МАПП.
3. Отменить требование подачи выездной декларации на порожнее транспортное средство международной перевозки, по сути являющееся формальным, так как это никак не применяется при таможенном контроле, но в то же время приводит к необоснованным очередям порожних транспортных средств на выезд с территории Российской Федерации.
4. По перевозкам, по которым подана предварительная информация в электронном виде, принимать решения о выпуске на основе системы управления рисками до прибытия транспортного средства на пункт пропуска, сократив пребывание его на МАПП в таких случаях до 1 часа.
5. Сократить число случаев осмотра транспортных средств с ИДК до единичных с целью выявления запрещенных грузов в интересах общественной безопасности, а не технических ошибок в оформлении товаросопроводительных документов. При выявлении ошибок в документах, подаваемых перевозчиками, направлять указанные транспортные средства под пломбами в таможни назначения для углубленного досмотра. Данные предложения увеличат эффективность работы таможенной службы на российско-финляндской границе, и как следствие, данная проблема будет решена.

В результате проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

1. Сокращение времени, необходимого для прохождения через границу, введение упрощенной процедуры при пересечении таможенной границы, а также внедрение новых технологий и унификация требований ТО РФ и Финляндии к проверке граждан для дальнейшей борьбы с очередями на таможенной границе соответствует целям Стратегии в рамках международного сотрудничества.
2. Наиболее оптимальное направление повышения эффективности взаимодействия таможенных органов РФ и Финляндии должно быть связано с увеличением товарооборота между странами, который должен стимулировать движение финансовых потоков между РФ и Финляндией.
3. Развитие дальнейшего международного сотрудничества между РФ и Финляндией. Перспективными направлениями также могут стать транспортно-логистические услуги в связи с развитием процесса евразийской экономической интеграции в рамках программы развития до 2020 года.


Список литературы

  1. Телерадиокомпания Yleisradio Oy [Электронный ресурс]: http://yle.fi/uutiset/osasto/novosti/novosti/article8634340.html (дата обращения: 16.03.2017).
  2. Посольство Российской Федерации в Финляндии [Электронный ресурс]: http://helsinki.mid.ru/rossijsko-finlandskie-otnosenia (дата обращения: 19.03.2017).
  3. Северо-Западное таможенное управление [Электронный ресурс]: http://sztu.customs.ru (дата обращения: 19.03.2017).
  4. Макрусев В.В. Основы системного анализа. Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2017.
  5. Макрусев В.В., Пчелинцев Н.В. Управление развитием таможенных органов России. М.: Российская таможенная академия, 2013.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 07.08.2017) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года».
  7. Приказ ФТС России от 27.06.2017 N 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года».