АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОГО И НАРУЖНОГО ДОСМОТРА СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

№10,

Юридические науки

Безгачев Федор Владимирович
Крупин Владимир Александрович


Ключевые слова: ДОСМОТР; ПРИНУЖДЕНИЕ; МЕРЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ; INSPECTION; COERCION; PERSONAL SECURITY MEASURES.


Аннотация: В статье раскрываются проблемные аспекты наружного и личного досмотра, проводимого сотрудниками органов внутренних дел и предлагаются пути их решения.

Согласно ежегодной статистики МВД России продолжают иметь место случаи, когда сотрудники полиции, игнорируя меры личной безопасности, получают ранения, увечья и гибнут.

Так, по официальным данным только за 2016 год при исполнении служебных обязанностей погибло 139 человек, в том числе: 93 сотрудника органов внутренних дел и 46 военнослужащих Росгвардии.

Участились случаи, когда административные правонарушения перерастают в уголовно-наказуемые деяния, связанные с посягательством на жизнь и здоровье сотрудников органов внутренних дел. К ним относятся деяния, предусмотренные статьями 317 УК РФ «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов», 318 УК РФ «Применение насилия в отношении представителя власти».

В средствах массовой информации все чаще предают огласке сюжеты с вооруженным нападением на сотрудников полиции. Одними из резонансных случаев являются нападения в Алтайском крае и Челябинской области на сотрудников ДПС ГИБДД:
— в Алтайском крае 19.06.2015 г. по подозрению в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.8 КоАП РФ «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения» был остановлен автомобиль ВАЗ-2106, которым управлял 38 — летний водитель. При оформлении процессуальных документов в служебном автомобиле, гражданин выхватил нож и нанес инспектору ДПС смертельное ранение.
— 17.08.2016г. на дороге Чебаркуль – Магнитогорск за нарушение ПДД сотрудниками ДПС был остановлен автомобиль ВАЗ-2107 под управлением 64 — летнего пенсионера. При проверке документов выяснилось, что водитель находится в состоянии опьянения. Мужчина при составлении протокола вытащил нож и ударил им полицейского в грудную клетку – лезвие прошло в 3 сантиметрах от сердца.

Возможно, этого можно было избежать путем проведения досмотровых мероприятий и своевременного изъятия у них оружия и опасных предметов.

Рассмотрим возможные причины гибели и ранений сотрудников полиции в результате не проведенного наружного или личного досмотра. В первую очередь, хотелось бы отметить халатное отношение к личной безопасности. У любого человека может быть при себе холодное или огнестрельное оружие, а также различные предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия. Сотрудники полиции проявляя свой непрофессионализм не задумываются о возможных последствиях, не учитывают опасность для жизни и здоровья не проведя досмотр.

Многие сотрудники органов внутренних дел не знают нормативно-правовые акты, регламентирующие досмотр граждан, вещей. В результате чего у них возникает боязнь проведения досмотра людей из-за возможного обжалования их действий в надзирающие и контролирующие органы с дальнейшими возможными решениями о привлечения данных сотрудников к дисциплинарной, вплоть до увольнения, или уголовной ответственности за превышение должностных полномочий.

При проведении специальных мероприятий по охране общественного порядка, на основе приказа руководителя ОВД, могут привлекаться сотрудники различных подразделений органов внутренних дел, в том числе и сотрудники внутренней службы. У данных сотрудников часто возникают проблемы с наличием у них протоколов личного досмотра, а также с их процессуальным оформлением.

С учетом изложенного возникает необходимость в рассмотрении правовых основ и порядка процессуального оформления наружного и личного досмотров.

Необходимо отметить, что в ведомственном нормативно — правовом акте в Уставе патрульно-постовой службы полиции, утвержденного приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (далее — Устав ППСП) содержится понятие «наружный досмотр» [3].

Устав ППСП определяет порядок деятельности только строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции. Для других категорий сотрудников органов внутренних дел наружный досмотр не регламентирован ведомственными нормативно-правовыми актами.

В тоже время, согласно подразделу Устава ППСП: «Особенности задержания и доставления в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений», наружный досмотр проводится в отношении лиц, которые задерживаются и доставляются сотрудниками полиции в территориальные отделы полиции только по подозрению в совершении преступления.

Что касается наружного досмотра, то согласно пункту 266 Устава ППСП «наружный досмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, в зависимости от обстоятельств, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан. Обнаруженное оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на наряд или побега, немедленно изымаются». Данный пункт не определяет, каким образом будет проводиться досмотр.

Порядок проведения наружного досмотра изложен в Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 01.07.2017 г. №450. Базовые тактические особенности проведения наружного досмотра включают в себя досмотр задержанных в положении стоя у стены, под воздействием загиба руки за спину, с использованием наручников, под угрозой применения оружия (специального средства) в различных положениях, а также при работе в группе [4].

При наружном досмотре подозреваемого в совершении преступлений в целях обеспечения безопасности, понятые не требуются, он не оформляется протоколом.

На практике проведении наружного досмотра осуществляется визуальный осмотр верхней, иной видимой одежды доставляемого и видимых участков тела, а также прохлапыванием, прощупыванием одежды и вещей доставляемого с целью обнаружения и изъятия оружия и других предметов, которые могут быть использованы для оказания сопротивления, нападения на сотрудника полиции (например — авторучка может оказаться стреляющим оружием). Для более эффективного досмотра наружные наряды необходимо экипировать ручными металлоискателями, которые значительно упростили бы процедуру наружного досмотра.

Необходимо отметить, что Уставом ППСП регламентирована тактика действий сотрудников ППСП при выявлении административных правонарушений. В данном подразделе проведение наружного досмотра не предусмотрено. В результате чего многие полицейские считают, что при составлении протокола об административном правонарушении на месте происшествия проводить наружный досмотр не обязательно. Несмотря на то, что мера обеспечения личной безопасности сотрудников полиции и окружающих не предусмотрена, сотрудникам полиции, следует принимать во внимание, что административные правонарушения также совершают лица, ранее судимые и находящиеся в розыске.

Также, в соответствии Инструкцией о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации, утвержденной приказом МВД России от 23 декабря 2011г. №1298 нет четкого алгоритма действий сотрудников полиции в части досмотровых мероприятий, так в пункте 8 сказано «Перед помещением лиц, находящихся в состоянии опьянения, в салон транспортного средства сотрудникам полиции необходимо убедиться в отсутствии у них оружия, а также иных предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия», в пункте 9 «При обнаружении у лиц, находящихся в состоянии опьянения, оружия и иных предметов докладывают в дежурную часть территориального органа МВД России и действуют в соответствии с указаниями дежурного». В реальной ситуации необходимо понимать, что правонарушитель не будет ждать пока дежурный, даст указание наряду о проведении каких-либо тактических действий, а в ряде случаев будет оказывать сопротивления или совершать нападение на сотрудников полиции с использованием данных предметов или оружия. В связи с чем, необходимо предоставить право сотрудникам полиции самостоятельно, в зависимости от ситуации принимать решения, но в соответствии с нормативно — правовыми актами, регламентирующими тактику действий наряда полиции.

При проведении досмотровых мероприятий основными факторами опасности для жизни и здоровья сотрудника полиции выступают:
— нахождение при проведении действий на очень близкой дистанции с досматриваемым, которая обеспечивает условия для нападения, причинения этим лицом вреда себе и совершения иных противоправных деяний (захват огнестрельного оружия, людей, транспорта и т.п.);
— неизбежность физического контакта с одеждой, телом досматриваемого лица и изымаемыми у него предметами, что создает условия для получения ранений и заражения (химического, биологического и иного) различного характера;
— проведения досмотра не в самых благоприятных для этого условиях и обстоятельствах (отсутствие предварительной и полной информации об осматриваемом; возможность использования взрывного устройства закрепленного на теле; отсутствие сотрудника «на прикрытии»; присутствие посторонних лиц или соучастников, плохое самочувствие сотрудника, слабое освещение и т.п.)
— дилетантство (непрофессионализм) при организации своих действий (неуверенность или излишняя агрессивность, беспечность, потеря бдительности, несогласованность, оплошность в оценке обстановки, непрофессиональное поведение и пр.)
— недостаточная подготовка и отсутствие опыта в выполнении действий (незнание или допущение ошибок в проведении досмотра).

Досмотровые мероприятия могут осуществляться и осуществляются:
— в самых различных условиях и обстоятельствах несения службы (несение службы на КПП, в регионе со сложной оперативной обстановкой, днем, ночью, в любое время года и в любую погоду, в людных и безлюдных местах, в начале смены и в конце; в хорошем физическом состоянии и на фоне утомления; с прикрытием и без и т.д.);
— в отношении и в присутствии различных категорий лиц, всегда представляющих потенциальную, а по отношению к отдельным категориям и реальную угрозу для жизни и здоровья сотрудников и граждан (террористы, лица, бежавшие из-под стражи, мест лишения свободы, скрывшиеся с места совершения преступления, психически неуравновешенные, нетрезвые и т.п.).

Наружный досмотр в отличие личного досмотра является предупредительной мерой, направленной на обеспечение личной безопасности сотрудника полиции и преследующей цель изъятия у подозреваемого в совершении преступления оружия и иных предметов, которые могут быть использованы им для нападения на сотрудников полиции.

Но, в связи с тем, что в Федеральных законах данной предупредительной меры нет, граждане зачастую отказываются от проведения наружного досмотра тем самым оказывают неповиновение сотрудникам полиции. Между сотрудниками полиции и гражданином возникает конфликтная ситуация и зачастую сотрудники решают ее с применением физической силы и специальных средств, что в свое время негативно влияет на общественное мнение о полиции.

В данной ситуации в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 13 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции может применить такую меру принуждения, как личный досмотр и досмотр вещей, так как есть основания полагать, что гражданин имеет при себе:
— оружие, боеприпасы, патроны к оружию (вне зависимости от того, какое оружие);
— взрывчатые вещества, взрывные устройства;
— наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры;
— ядовитые или радиоактивные вещества [1].

Сотрудник полиции обязан составить протокол личного досмотра или сделать соответствующую запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании [2].

Необходимо отметить, что личный досмотр, с одной стороны, существенно затрагивает права граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации (охрана достоинства личности (часть 1 статьи 21), свобода и личная неприкосновенность (часть 1 статьи 22), с другой — это важная правовая гарантия обеспечения законных интересов и безопасности сотрудника полиции [5].

Законодательством не определено какие данные разрешают сотруднику полиции провести личный досмотр и досмотр вещей. Скорее всего, это может быть непосредственное визуальное восприятие уполномоченным лицом применить досмотр, наличия у гражданина при себе, под одеждой или в носимых вещах оружия или предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо факт нахождения лица в розыске, при информации о наличии у разыскиваемого оружия или склонности к нападению, сопротивлению сотрудникам полиции.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что необходимо разработать и законодательно закрепить в Федеральном законе проведение сотрудниками полиции упомянутых в статье мероприятий по обеспечению личной безопасности, в части проведения наружного досмотра — как предупредительной меры принуждения, а также определить тактические особенности проведения личного досмотра в Наставлении по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России №450.

Кроме того, в системе служебной подготовки, а также при прохождении сотрудниками ОВД профессионального обучения по программам повышения квалификации необходимо уделять внимание вопросам личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, нормативно-правовым актам Российской Федерации регламентирующим досмотровые мероприятия.


Список литературы

  1. О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
  3. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции : приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80.
  4. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 01 июля 2017 г. №450.
  5. Рябинин Н.А. Досмотр как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении // Вестник СибЮИ ФСКН России. 2015. Вып. №3 (20). С.33-40