ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ

№4,

Юридические науки

Филиппова Анастасия Евгеньевна


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА; СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; СЕМЬЯ; ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ; ГАРАНТИИ; SOCIAL SUPPORT; SOCIAL SECURITY; FAMILY; CHILDREN WITH DISABILITIES; GUARANTEES.


Аннотация: В статье рассматривается государственная социальная политика по поддержке семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Изучены основные гарантии, которые предоставляет государство таким семьям.

На сегодня особую социально-демографическую группу образуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Их объединяют общие запросы, потребности и интересы, реализация которых позволяет им наиболее полно интегрироваться в общественную жизнь.

В большинстве случаев уровень материальной обеспеченности в семьях, имеющих такого ребенка, оказывается гораздо ниже, чем в других семьях. Причины бывают различными, например, это может быть связано с оформлением сокращенного рабочего дня, сменой работы, нередко — с потерей заработной платы.

Государственная социальная политика предусматривает различные гарантии для поддержания детей и помощи в преодолении трудностей, с которыми они ежедневно встречаются. Данные гарантии реализуются посредством системы социального обеспечения и социального обслуживания семей с детьми, имеющими статус инвалидов.

Так, например, на федеральном уровне дети-инвалиды имеют право на социальную пенсию. С 01.04.2016 г. сумма составляет 11903,51 руб. Важно отметить, что пенсионные выплаты подлежат индексации не реже 1 раза в год (ежегодно с 1 апреля).

С 01 02 2016 г. после очередной индексации максимальный размер ежемесячной выплаты на ребенка с инвалидностью составляет 2397,59 руб. Минимальный размер ЕДВ при получении НСУ в натуральной форме составляет 1402,36 руб.

Набор специальных услуг включает в себя обеспечение лекарствами по рецептам, медицинскими препаратами, лечебными продуктами питания для детей, что составляет 766,55 руб.

Однако не является тайной, что реальная стоимость приобретаемых лекарств и лечебных продуктов питания при заболеваниях гораздо выше, чем установленная денежная сумма.

Не исполняется в полном объеме и предоставление социальной услуги в части обеспечения детей-инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, а денежные средства для путевки на санаторно-курортное лечение составляет 118,59 руб.

Государством предусмотрена такая выплата, как бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также междугородном транспорте к месту лечения и домой, составляющая всего 110,09.

Важно отметить, что обеспечение самых базовых потребностей ребенка-инвалида с учетом имеющихся у него проблем здоровья требует больших материальных затрат, чем содержание и воспитание здоровых детей. Потребительская корзина ребенка-инвалида выходит значительно дороже потребительской корзины его здорового сверстника.

Из приведенных выше данных совершенно ясно, что уровень жизни семей с детьми-инвалидами гораздо ниже. Значительное количество семей данной категории живут за чертой прожиточного минимума. В силу различных причин, в том числе и материальных трудностей, они не могут обеспечить своим детям качественного лечения, достойного уровня образования. Выплачиваемые пенсии и пособия не способны полностью покрыть все необходимые затраты на содержание ребенка.

Государственная социальная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор построена на приоритете «изъятия» из семьи и общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях. Государство продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семей с детьми-инвалидами. Так средняя стоимость содержания ребенка в интернате в 5-7 раз превышает совокупные пенсии и пособия, выплачиваемые на ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье [5, с. 27].

Таким образом, на сегодняшний день положение государственной социальной поддержки детей-инвалидов в нашей стране находится на недостаточно высоком уровне. Чтобы изменить существующее положение недостаточно одного финансирования, немаловажную роль играют личные качества людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Однако не только государство и общество, но и сами инвалиды должны проявлять инициативу. Создавая общественные организации, движения, они тем самым заявляют о возможности вести активный образ жизни, несмотря на ограниченные возможности, помогают самореализоваться и развить свой потенциал другим инвалидам [4, с. 11].


Список литературы

  1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ: в ред. Федер. закона от 24.07.2009 // СЗ РФ. 1995. № 48.
  2. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ: в ред. Федер. закона от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015 // Рос. газ. — 2009. — 28 декабря.
  3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ: в ред. Федер. закона от 21.07.2014 // Рос.газ. – 2001. — № 247.
  4. О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. — М.: 2006. — С. 11.
  5. Герасимов В. Н. Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами // Социальное и пенсионное право. 2011. — № 3. — С. 27 — 30.