ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОРГАНИЗОВАННЫХ ТОРГОВ

№9,

Юридические науки

Непомнящих Алексей Алексеевич


Ключевые слова: ТОРГИ; ОРГАНИЗОВАННЫЕ ТОРГИ; ДОГОВОР; ОКАЗАНИЕ УСЛУГ; BIDDING, ORGANIZED BIDDING; CONTRACT; PROVISION OF SERVICES.


Аннотация: Проведение особого вида торгов — организованных торгов предполагает особый субъектный состав, а также, в связи с этим, особый вид договора, который эти субъекты должны заключить, дабы провести организованные торги. В данной статье рассматриваются характеристики данного договора.

В 2013 году окончательно вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах. Упомянутый закон дал определение организованных торгов: «торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами» [3]. Из определения можно заметить, что определенные лица осуществляют отбор участников гражданско-правовых отношений для участия в организованных торгах по определенным критериям. Как следует из ст. 3 Закона, отношения между организатором и участниками торгов регулируются специальным договором, заключаемым между ними. Кроме того, заключение данного договора является одним из основных этапов алгоритма допущения к участию в организованных торгах [8]. В настоящей статье мы разберем характеристики данного договора.

В упомянутой ст. 3 ФЗ «Об организованных торгах» содержится легальное определение анализируемого договора: «По договору об оказании услуг по проведению организованных торгов организатор торговли обязуется в соответствии с правилами торгов регулярно (систематически) оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги». Как следует буквально из первых слов дефиниции, данный договор относится к группе договоров по оказанию услуг, то есть подчиняется правилам, установленным главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации [2]. То есть предметом договора (а, как известно, предмет является необходимым существенным условием любого соглашения) будет являться деятельность по проведению организованных торгов.

По общему правилу договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним, возмездным. Договор об оказании услуг по проведению организованных торгов подчиняется данному правилу. На возмездность договора указывает обязанность участников торгов оплачивать предоставляемые услуги. В то же время п.1 ст. 3 Закона указывает, что услуги по организации таких торгов могут и не оплачиваться в случаях, предусмотренных законом, то есть законодателем допускается существование безвозмездных конструкций договора (в настоящее время нормативными правовыми актами данная возможность не предусмотрена). Двусторонний характер договора также явствует из определения (наблюдается корреспонденция обязанностей: организатор оказывает услуги, участник торгов их оплачивает).

Возвращаясь к вопросу о существенных условиях рассматриваемого договора, отметим следующие моменты. Относительно предмета договора следует заметить, что недостижение участником торгов необходимого ему результата (например, участник не смог заключить необходимый договор) не является основанием для предъявления претензии к организатору торгов, если в этом нет вины последнего. Оказанные организатором торгов услуги должны быть оплачены и в данной ситуации.

Согласно ст. 782 ГК РФ обе стороны имеют право на односторонний отказ от исполнения договора при условии возмещения контрагенту понесенных им расходов/убытков. Однако ч. 3 ст. 3 ФЗ «Об организованных торгах устанавливает исключение из данного правила: организатор (исполнитель договора) имеет право на односторонний отказ без возмещения убытков в случае нарушения участником торгов (заказчик в договоре) требований, устанавливаемых правилами участия в организованных торгах. Здесь можно проследить оттенок публично-правовых отношений: правила организованных торгов утверждаются Центральным Банком Российской Федерации в соответствии с (помимо прочего) правовыми актами Банка, которые могут иметь целью противодействие незаконной деятельности на организованных торгах. Присоединяясь к договору, участник организованных торгов принимает и указанные правила, в связи с этим их несоблюдение может иметь и публично-правовые последствия (наличие несоблюдения может говорить о совершенном правонарушении или даже экономическом преступлении).

Цена договора не является его существенным условием, однако, как предусматривает п.2 ст. 22 ФЗ «Об организованных торгах», организатор торговли, помимо прочего, обязан раскрывать информацию о стоимости оказания услуг организатора торговли. Всё же возможное применение положений ст. 424 ГК РФ [1] не исключается.

Напрашивается вывод о том, что, помимо предмета договора, иных существенных условий договор об оказании услуг по проведению организованных торгов не имеет. Вместе с тем Положение о деятельности по проведению организованных торгов, утвержденное Банком России, содержит нормы о том, что услуги по проведению торгов организатор оказывает в определенные дни (торговые дни), а также определяет периоды времени проведения организованных торгов (данные сроки должны содержаться в правилах организованных торгов). В случае проведения организованных торгов в день, не определенный правилами проведения торгов, организатор обязан сообщить не позднее, чем за три месяца о дате проведения таковых Банку России, а также на своем сайте в сети «Интернет». Таким образом, срок не является существенным условием договора об оказании услуг, однако он определяется организатором и, присоединяясь к договору, участник торгов принимает и определенные организатором сроки [4].

Согласно п. 1 ст. 433 ГК РФ, договор считается заключенным с момента получения акцепта оферты лицом, её направившим, то есть с момента достижения сторонами консенсуса [1]. Форма заключения договора об оказании услуг по проведению организованных торгов своеобразна: путем присоединения к установленному договору, условия которого определены правилами организованных торгов (п. 2 ст. 3 Федерального закона «Об организованных торгах»). Таким образом, можно делать вывод о том, что на рассматриваемый договор распространяются нормы ст. 428 Гражданского кодекса РФ о договоре присоединения.

Как отмечают М. И. Брагинский и В. В. Витрянский, договоры присоединения представляют собой скорее аномальные соглашения, в некотором смысле противоречащие принципам частного права, так как одна сторона как бы «диктует» другой правила, по которым контрагенты будут взаимодействовать, а оппоненту приходится либо принимать такие правила, либо отказываться от соглашения в целом. Договоры присоединения имеют место, как правило, в ситуации, когда одна из сторон соглашения – монополист [5, с. 253]. И данное утверждение подтверждается практикой проведения организованных торгов. В реестре Центрального Банка РФ имеется лишь 7 бирж, соответствующим образом зарегистрированных и получивших лицензии [7]. Следовательно, можно говорить если не о монополистическом рынке организованных торгов, то, как представляется, об олигополистическом.

Несмотря на настороженное отношение цивилистов к договорам присоединения, как представляется, договор об оказании услуг по проведению организованных торгов удачно отнесен законодателем к такому виду договоров. Учитывая, что биржи размещаются в крупных производственных и экономических центрах страны, что совершенно логично, очевидно, что таких субъектов не может быть много. Кроме того, на биржах взаимодействуют очень различные субъекты, как по организационно-правовой форме, так и по объему капитала. В связи с этим присоединение всех субъектов соответствующих правоотношений к единым правилам будет дополнительно способствовать равенству участников организованных торгов.

Постепенно мы подошли к вопросу о субъектном составе договора об оказании услуг по проведению организованных торгов. Федеральный закон «Об организованных торгах» в качестве возможных организаторов организованных торгов называет только хозяйственные общества, имеющие лицензию биржи или торговой системы. Биржа должна являться только акционерным обществом. Лицензия выдается Банком России на неограниченный срок, однако Банк по основаниям, предусмотренным в ФЗ «Об организованных торгах», а также в иных законах, вправе приостановить действие лицензии или вовсе её аннулировать. Возможно обжалование таковых решений ЦБ РФ в арбитражном суде. Законом устанавливаются специальные требования к организаторам организованных торгов, определяются специальные обязанности указанных субъектов. Кроме того, данные юридические лица лишаются права заниматься многими другими видами хозяйственной деятельности, то есть, фактически, должны специализироваться на проведении организованных торгов (имеют специальную правосубъектность). Также организатор торгов самостоятельно может применять к участникам организованных торгов определенные меры дисциплинарного воздействия, сообщая об этом в Банк России [4]. То есть здесь можно видеть некоторые оттенок публичных правоотношений – организатор имеет в своем распоряжении методы воздействия, отличные от гражданско-правовых.

Закон устанавливает требования и к участникам организованных торгов. В зависимости от предмета реализации на организованных торгах закон определяет и субъектов, которые могут на таких торгах участвовать. В ст. 16 ФЗ «Об организованных торгах перечислены субъекты, имеющие право быть участниками организованных торгов, причем дифференцированы по различным видам торгов. Итак, к участию в организованных торгах ценными бумагами могут быть допущены: 1) дилеры, управляющие и брокеры, имеющие соответственные лицензии; 2) центральный контрагент; 3) Банк России. В организованных торгах товаром могут участвовать индивидуальные предприниматели и юридические лица РФ, в том числе посредством субъектов, названных нами в качестве возможных участников ранее (за исключением, естественно, Банка России), а также через иных представителей. В валютных организованных торгах могут участвовать кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию, центральный контрагент, Банк России, иные юридические лица, имеющие право быть контрагентами в сделке по купле-продаже валютных ценностей.

В организованных торгах, служащих для заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, могут участвовать все названные нами ранее субъекты, но с некоторыми особенностями в отношении некоторых из них, устанавливаемых законом. Также к участию в организованных торгах могут быть допущены и иностранные юридические лица (п. 5, 51 ст. 16 ФЗ «Об организованных торгах»), однако в отношении них могут быть установлены специальные ограничения Банком России. Следует заметить, что данный перечень не является исчерпывающим и к организованным торгам могут быть допущены иные лица, правда действовать они могут через названных нами лиц, которые будут являться их коммерческими представителями. Следует обратить внимание на то, что многие понятия, используемые в ФЗ «Об организованных торгах», раскрываются в иных федеральных законах (ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», ФЗ «О рынке ценных бумаг» и др.). Кроме того, допущение к участию в организованных торгах может зависеть от предписаний, содержащихся в названных нами федеральных законах. Таким образом, становится ясным, что законодатель четко регламентировал возможный субъектный состав организаторов торгов, как со стороны организаторов, так и со стороны участников.

Допуск к торгам представляет собой определенную процедуру. Каждый организатор организованных торгов разрабатывает специальные правила, которые также утверждаются Банком России. Как указывает п. 6 ст. 16 ФЗ «Об организованных торгах», правила могут быть индивидуализированы для различных групп/категорий участников организованных торгов. Организатор обязан вести реестр участников торгов [4].

Например, Московская Биржа имеет несколько групп рынков, процедура допуска к торгам на которых регламентируется с присущей им спецификой. Также кандидаты для участия в организованных торгах подразделяются на категории. Для участия в организованных торгах кандидат обязан предоставить определенный комплект документов с заявлением о допуске к организованным торгам, иметь доступ к клиринговому обслуживанию на рынке, получить технический доступ (иметь соответствующее оборудование, программное обеспечение и т.д.), получить доступ к системе электронного документооборота (ЭДО), заключить договор об оказании услуг по проведению организованных торгов. Конечно же, все необходимые доступы обеспечиваются путем заключения дополнительных соглашений. Помимо указанных сведений, биржа может потребовать и иные, которые могут влиять на процедуру допуска кандидата к участию в организованных торгах (например, сведения о финансовом состоянии субъекта). В некоторых случаях кандидатам необходимо уплатить определенные сборы или вступительные взносы [8].

Итак, договор об оказании услуг по проведению организованных торгов относится к группе договоров возмездного оказания услуг и обладает всеми признаками данной группы договоров. В то же время он имеет множество особенностей: особо регламентированный состав контрагентов договора, специальная форма заключения. Также заключение данного договора является лишь одним из этапов алгоритма, совершение которого необходимо для участия в организованных торгах. Кроме того, к деятельности, связанной с организацией, проведением организованных торгов, а также с участием в них, законодателем предъявляются специальные требования в целом, определено комплексное нормативно-правовое регулирование, установлен особый характер контроля. Хотя отношения по заключению договора об оказании услуг по проведению организованных торгов носят гражданско-правовой характер и регулируются в силу своей специфики гражданско-правовыми нормами, несомненно, в целом на данной деятельности в значительной степени сказывается достаточно жесткое законодательное регулирование и государственный контроль, а также велико влияние норм иных отраслей права (в частности, административного).


Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 окт. 1994 г.: введ. Федеральным законом от 30 нояб. 1994 г. № 52-ФЗ : в ред Федер. закона от 28 дек. 2016 г. № 497-ФЗ // Рос. газ.. – 1994. – 8 дек.; 2017 – 9 янв.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 1995 г.: введ. Федеральным законом от 26 янв. 1996 г. № 15-ФЗ : в ред Федер. закона от 23 мая 2016 г. № 146-ФЗ // Рос. газ.. – 1996. – 06 февр., 07 февр., 08 февр., 10 февр; 2016 – 25 мая.
  3. Об организованных торгах: Федеральный закон от 21 нояб. 2011 г. № 325-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 2 нояб. 2011 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 9 нояб. 2011 г.: в ред. Федер. закона от 3 июля 2016 г. № 292-ФЗ // Рос. газ. – 2011. – 26 нояб.; 2016. – 12 июл.
  4. О деятельности по проведению организованных торгов: Положение Банка России от 17 окт. 2014 г. № 437-П: зарегистрировано в Минюсте России 30 дек. 2014 г. № 35494 // Вестник Банка России.– 2015. — № 5. – 26 янв.
  5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. — 3-е изд., стер. – М.: Статут, 2011. – 847 с.
  6. Схема основных действий кандидата [Электронный ресурс] // Московская биржа [сайт]. – URL: http://www.moex.com/a1562 (дата обращения: 26.06.2017).
  7. Реестры субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации [сайт]. — URL: https://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/list_exchange.xls (дата обращения: 28.06.2017).
  8. Правила допуска к участию в организованных торгах ПАО Московская Биржа [Электронный ресурс] // Московская биржа [сайт]. – URL: http://fs.moex.com/files/713 (дата обращения: 28.06.2017).