ПОНЯТИЯ «ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ» И «УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ» В ТЕРМИНОСИСТЕМЕ ДИДАКТИКИ

№9,

Педагогические науки

Киргинцев Михаил Викторович (Кандидат педагогических наук)
Киргинцева Наталья Сергеевна (Кандидат педагогических наук)
Нечаев Сергей Александрович (Кандидат педагогических наук)


Ключевые слова: ДИДАКТИКА; ТЕРМИНОЛОГИЯ; ТЕРМИНОСИСТЕМА; ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ; УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ; DIDACTICS; TERMINOLOGY; TERMINOLOGY SYSTEM; DIDACTIC MATERIAL; LEARNING MATERIAL.


Аннотация: В статье обоснована необходимость упорядочивания терминологии педагогики и смежных дисциплин, рассматриваются требования, предъявляемые к терминам, разграничивается объем понятий «дидактический материал» и «учебный материал».

Современная образовательная система должна не только иметь фундаментальную научную базу, но и гибко реагировать на изменяющиеся требования социума к уровню подготовки выпускников образовательных организаций любого вида. Терминосистема педагогики и связанных с ней наук сегодня характеризуется относительной нестабильностью; в употребление входит значительное количество новых терминов, заимствующихся как из других языков (преимущественно, английского), так и из других отраслей знаний. Это связано, с одной стороны, с глобализационными процессами, приводящими к интернационализации как терминологии, так и самих образовательных процессов. С другой стороны, набирает силу трансдисциплинарный подход, актуализирующий свойство открытости научных монодисциплин и приводящий к взаимному наложению их терминосистем через применение общего категориального аппарата. Именно поэтому важно упорядочивать специальную лексику во избежание её некорректного употребления специалистами.

К терминологии любой науки предъявляются определенные требования. Так в работе [1] приведено порядка 14 требований, к терминам. Данные требования объединены в три группы: требования к значению, требования к форме, прагматические или функциональные требования. На наш взгляд особенно важны требования к значению: непротиворечивость семантики, однозначность, полнозначность, а также отсутствие синонимов. Требования однозначности и отсутствия синонимов не нуждаются в комментариях. Требование непротиворечивости семантики термина подразумевает отсутствие противоречия между лексическим значением термина как слова и значением, приобретаемым им в данной терминологии. Требование полнозначности означает отражение в значении термина минимального количества признаков, достаточных для идентификации обозначаемого им понятия. Рассмотрим, как эти требования к терминосистеме соблюдаются в дидактике.

В работе [2] отмечается, что дидактика пользуется научными понятиями, принадлежащими к трем группам: группе философских понятий; группе общенаучных понятий и группе частно научных понятий. В группу философских понятий входят: сущность, явление, связь, общее и единичное, противоречие, причина и следствие, возможность и действительность, качество и количество, бытие, сознание, практика и т.д. К группе общенаучных понятий относятся: система, структура, функция, элемент, оптимальность, состояние, организация, формализация и т.д.

Следует отметить, что дидактика использует терминологию смежных и родственных дисциплин — психологии и педагогики. Так из психологии дидактика позаимствовала следующие понятия: восприятие, усвоение, умственное развитие, запоминание, умения, навыки. Из области педагогики — понятия: педагогика, воспитание, педагогическая деятельность, педагогическая действительность и т.д.

Кроме того, имеется группа специфических понятий дидактики. К ним относятся: преподавание и учение, учебный предмет, учебный материал, дидактический материал, учебная ситуация, метод обучения, прием обучения, учитель, ученик, урок и др.

Рамки данной статьи не позволяют рассмотреть вопрос взаимодействия терминов, относящихся к различным научным областям, в терминосистеме дидактики в полном объеме, поэтому ограничимся двумя терминами – «дидактический материал» и «учебный материал», т.к. оба они связаны с контентной составляющей дидактической информационной среды.

Как показывает анализ применения этих терминов в научных работах и профессионально-педагогическом дискурсе, оба они используются довольно часто. В словарях [3] и [4] термины «дидактический материал» и «учебный материал» фиксируются как синонимы. Они определяются как разновидность или особый тип наглядного учебного пособия — карты, таблицы, реактивы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д. Особенностью этих пособий является их предназначение для самостоятельной работы на занятии или вне учебной аудитории, однако они также могут служить для демонстрации педагогом на занятии каких-либо явлений. При этом в работе [4] указывается, что дидактический материал может быть подготовлен самими обучающимся по поручению преподавателя, если он является простым по своему содержанию, оформлению и технологии изготовления. Кроме этого отмечается, что дидактическим материалом могут называться также сборники задач и упражнений.

Таким образом, термины «дидактический материал» и «учебный материал», в основном, употребляются для обозначения одинаковых понятий. Как видим, строгой упорядоченности в понятийном аппарате дидактики в связи с рассматриваемыми понятиями пока нет. В разных дидактических трудах можно встретить употребление одного и того же термина в разных значениях.

Как отмечает Н.Ю. Русова [5, C. 44] «понятие дидактический материал является одной из тех категорий дидактики, содержание которых претерпевает в послед¬нее время наиболее существенные изменения».

По мнению Н.Ю. Русовой термин «дидактический материал» обозначает категорию, промежуточную между «содержанием образования» и «средствами образования». В нем актуализирован аспект дидактического моделирования части человеческого опыта, отобранной в качестве содержания образования. Автором работы [5] предлагается рассматривать дидактический материал сквозь призму материально и семиотически организованных результатов дидактического моделирования содержания образования. При этом Н.Ю. Русова подчеркивает, что дидактический материал ни в коем случае не равен только «знаниевой» компоненте содержания образования или «учебной информации» (хотя такие терминоупотребления и нередки в педагогической литературе). По её мнению, дидактический материал представляет собой совокупность обусловленных образовательными потребностями конкретных систем интегрированных элементов содержания образования, представленных в предметной, вербальной и символической формах. Средствами же образования (учебными или дидактическими средствами) предлагается называть совокупность и систему видов, типов и жанров дидактического материала, приведенных в соответствие с технологической спецификой образовательного процесса. Таким образом, на уровне формирования дидактического материала конституирующими являются категории содержания образования, его цели и его адресатов; на уровне же формирования дидактических средств решающую роль играет специфика и технология участия дидактического материала в учебном процессе. Каждая материальная единица дидактического материала (образовательная программа, учебный план, учебник, учебно-методическое пособие, словарь, справочник, компьютерная программа, наглядное пособие и т.п.) в интегрированной форме воплощает все элементы содержания образования, представленные, однако, в разном объеме и составе. Непосредственное соотношение знаниевой, операционно-деятельностной и опытно-творческой компонент определяется целью образовательной ситуации, для обслуживания которой предназначен дидактический материал, а, в конечном счете, — образовательными потребностями субъектов образования и целью образовательного процесса.

Таким образом, можно констатировать, что рассмотренные термины, с одной стороны, являются по своей сути синонимами. С другой стороны, строго не определяются, обычно не поясняются и еще реже разграничиваются, что привносит неопределенность, а иногда и путаницу в соответствующий научный аппарат.

По нашему мнению, термины «дидактический материал» и «учебный материал» целесообразно развести, если использовать следующий подход: дидактический материал рассматривать как более широкое понятие, а учебный материал интерпретировать как дидактический материал, используемый непосредственно обучающимся в процессе его образовательной деятельности.


Список литературы

  1. Гринев-Гриневич С. В. Терминоведение. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Гринев-Гриневич. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.
  2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  3. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538с.
  4. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Соврем. слово, 2006. – 928 с.
  5. Русова Н.Ю. Теоретические основы моделирования дидактического материала: На примере образовательной области «филология»: дисс. … д. пед. наук: Нижний Новгород, 2000. – 435 с.