УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
№9,
Экономические науки
Сычаева Лилиана Александровна
Хайнацкая Яна Руслановна
Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА; МАГИСТРАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ; INFORMATION TECHNOLOGY; CONTROL SYSTEM; INTERACTION OF EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE UNIFIED AUTOMATED INFORMATION SYSTEM; BACKBONE ELECTRIC GRIDS.
Система управления таможенными органами обусловлена спецификой решаемых задач в сфере внешнеэкономической деятельности и основана на информационном и управляющем воздействии.
В настоящее время особую актуальность приобрели проблемы управления в таможенных органах Российской Федерации, выделим основные из них:
1. Управление таможенными органами основано на принципе централизации, которая должно быть достаточно развита и эффективна с точки зрения реализации поставленных задач.
2. Управление таможенными органами подразумевает высокую степень социально-политической ответственности.
3. Деятельность таможенных органов протекает под постоянной угрозой воздействия криминальных структур, что требует у должностных лиц таможенных органов высоких морально-психологических качеств.
4. Организация таможенной деятельности должна быть достаточно гибкой в регулярно изменяющихся условиях обеспечения экономической безопасности страны.
Соответственно, управление таможенной деятельностью отличается особой сложностью от управления другими организационными структурами, где, безусловно, применению информационных технологий отводится важная роль.
В настоящее время, технология Единой автоматизированной информационной системы (далее – ЕАИС) предназначена для выработки решений стратегического управления, при помощи переработки большого числа информационных массивов. [1]
Сейчас в ЕАИС выделяют четыре полностью автоматизированных подсистем, так называемого «вертикального» характера сбора и последующей обработки информации, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 — Автоматизированные подсистем ЕАИС.
Информационный обмен между основными компонентами ЕАИС, происходит с помощью локальных глобальных сетей и вычислительных сетей передачи данных. [2]
Информационное обеспечение органов таможни выполняет две группы задач, представленных на рисунке 2.
Развитие IT, обеспечивающих деятельность органов таможни происходит в условиях создания единой информационно-технологической среды деятельности таможни, в тоже время интеграции таможенно-информационного пространства стран членов – Союза в магистральных электрических сетях.
Согласно данным ФТС в 2016 году было разработано и согласованно 9 технологических карт межведомственного взаимодействия, представленных на рисунке 3, предусматривающих передачу данных в электронном виде.
Рисунок 2 – Задачи, выполняемые информационным обеспечением органов таможни.
Рисунок 3 – Технологические карты межведомственного взаимодействия.
64 технологические карты межведомственного взаимодействия были разработаны совместно с заинтересованными ФОИВ и организациями на начало 2017 года.
Так же была проведена работа по оснащению таможенных органов различными средствами вычислительной техники. Так в 2016 году в целях обновления компьютерного, серверного и периферийного оборудования закуплено и распределено по органам таможни:
– 2036 единиц офисных рабочих станций;
– 18 серверов баз данных;
– 1 система хранения данных.
В осуществление работы по реализации Концепции импортозамещения в таможенных органах РФ до 2020 года, утвержденной приказом ФТС России от 15.08.2016 года № 1585, в части, касающейся телекоммуникационного оборудования:
1. Проанализирован рынок телекоммуникационного оборудования отечественных производителей.
2. Произведено тестирование телекоммуникационного оборудования шести отечественных производителей, различного уровня, наиболее соответствующего требованиям Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России.
3. В результатах тестирования выбраны определенные модели телекоммуникационного оборудования для поставки в органы таможни.
4. В органы таможни поставлено 396 комплектов коммуникаторов отечественного производства. [3]
По итогам рассмотрения вопроса можно сделать выводы, о том, что Правительство внедрению новых технологий IT в деятельность таможенных органов, уделяет достаточное внимание.
В то же время необходимо осуществлять чуткий контроль за выполнением поставленных задач, вести диалог с бизнес сообществом для оперативного поиска и решения возможных проблемных ситуаций.
Основная проблема заключается в отсутствии налаженного электронного взаимодействия всех контролирующих органов, вовлеченных в процесс перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС. Бремя взаимодействия с органами ФОИВ по получению от них информации, которая необходима для совершения таможенных операций в настоящее время несет на себе участник ВЭД, тогда как именно органы таможни должны иметь возможность сотрудничать с ФОИВ в целях получения от них всей информации в электронном виде. Эта ситуация весьма замедляет совершение таможенных операций.
Так, например, подразделения Министерства сельского хозяйства, выдающие фитосанитарные сертификаты, большинство журналов ведут от руки. [4] И как следствие, данным государственным органам будет необходим более длинный путь, для того чтобы перейти на полное электронное взаимодействие.
Перед ФОИВ, осуществляющим деятельность, связанную с таможенным декларированием и контролем за перемещением товаров через таможенную границу, стоит сложная задача: необходимо организовать систему межведомственного взаимодействия, которая является по своей сути одним из направлений совершенствования таможенного декларирования и таможенного контроля. На сегодняшний день ведется активная работа в этом направлении.
Перспектива развития такова, что практически все основные функции органов таможни будут переведены на межведомственное взаимодействие, на его основе будут осуществляется получение лицензий, квот, других разрешительных документов, а также дополнительных сведений напрямую от ФОИВ, в распоряжении которых они находятся.
В 2017 году для решения задачи интеграции информационных систем необходимо провести оценку и сопоставление процессов таможенного и налогового администрирования, анализ и доработку нормативной правовой базы ФТС и ФНС России, а также модернизацию информационных систем таможенных и налоговых служб для обеспечения их информационного взаимодействия. При разработке технических заданий на модернизацию, должны учитываться такие принципы, как:
– исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ввода информации и обеспечение ее обработки в режиме реального времени;
– обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационных систем с организацией многоуровневой защиты информации и каналов передачи данных;
– обеспечение интерактивного доступа к информационным системам всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных.
Информационно-технические подразделения ФТС России готовы обеспечить проведение работ по модернизации информационно-программных средств ЕАИС таможенных органов в рамках создания единого механизма таможенного и налогового администрирования.
Еще одна проблема заключается в том, что несмотря на наличие единых стандартов предоставления деклараций в электронной форме, информационные системы стран-участниц ЕАЭС взаимно не интегрированы. Из этого следует, что страны не могут оперативно обмениваться информацией, тем самым замедляя процедуры оценки риска и разработку новых профилей риска.
Перспективной ветвью развития процесса электронного декларирования является взаимная интеграция систем таможенного оформления стран-участниц ЕАЭС. Взаимная интеграция предоставит возможность оперативно обмениваться информацией, тем самым ускоряя и совершенствуя процедуры оценки риска и разработку новых профилей риска.
Внедрение систем автоматизации в деятельность таможенного поста должно происходить только при проявлении твердой воли его руководителей и тщательным процессом контроля за деятельностью его должностных лиц.
Таким образом, совершенствование технической и управленческой деятельности подразделений, которое будет способствовать и совершенствованию информационного обеспечения таможенных органов являются необходимым условием эффективного таможенного контроля, который снижает риск совершения правонарушений в области таможенного дела.
Список литературы
- Макрусев В.В. Основы системного анализа. СПб.: изд. Троицкий мост, 2017.
- Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии «Таможенная служба в 2016 году». [Электронный ресурс] – ФТС России. Режим доступа: http://www.customs.ru
- Электронный документооборот при осуществлении таможенных операций [Электронный ресурс] / «Таможенный брокер». – Режим доступа: http://www.brokert.ru/material/elektronnyy-dokumentooborot-tamojennye-operacii