УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

№9,

Экономические науки

Колобова Ирина Николаевна
Попов Владислав Валерьевич


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА; КАЧЕСТВО ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ; УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ; СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000; УПРАВЛЕНИЕ; УПРАВЛЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ; CUSTOMS SERVICE; QUALITY OF CUSTOMS SERVICES; QUALITY MANAGEMENT OF CUSTOMS SERVICES; ISO 9000 STANDARDS; MANAGEMENT; CUSTOMS ADMINISTRATION.


Аннотация: В статье проводится анализ понятия таможенная услуга, рассматривается процесс управления таможенными услугами, отражены факторы, оказывающие влияние на качество таможенных услуг, а также рассмотрены стандарты ИСО серии 9000, которые применяются и при управлении деятельностью таможенных органов.

В современном мире развитие таможенного сектора является экономически обоснованным. Во-первых расширение глобализации и развитие товарообмена между странами приносят огромный доход в бюджет страны. Во-вторых повышение инвестиционной привлекательности РФ оказывает воздействие как на интеграцию страны в мировое экономическое сообщество, так и на более активное взаимодействие с бизнес-сектором. Необходимо добиться прозрачности и предсказуемости в работе таможенных органов, которые позволят более эффективно производить оформление грузов, как физических, так и юридических лиц.

Сегодня, оказание высококачественных таможенных услуг является фактором успеха государства. Понятие «таможенная услуга» можно рассмотреть в широком и узком смысле. В широком смысле под таможенной услугой понимают общественно-экономическое благо, выступающее в форме таможенной деятельности, а именно в форме таможенного администрирования, регулирования и контроля. Эти действия направленны непосредственно на потребителя и представляют собой вид деятельности, в процессе которой не создается новый продукт, но изменяется его качество.

В узком смысле под таможенной услугой понимают оказание содействия участникам внешнеэкономической деятельности, в процессе перемещения ими товаров через таможенную границу, в том числе за счет таможенных представителей, посредников, инфраструктуры, а также в форме предоставления информации и консультирования в области таможенного дела.

Управление качеством таможенных услуг – непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внутренних и внешних условиях, путем реализации управленческих решений.

Факторы, оказывающие влияние на качество таможенных услуг:
1. Компетентность специалистов, работающих в таможенных органах.
2. Качество информационного обеспечения участников внешнеэкономической деятельности.
3. Качество материального-технического обеспечения деятельности таможенных органов.
4. Качество нормативного обеспечения деятельности таможенных органов.

Под качеством таможенной услуги понимается совокупность ее свойств, которые определяют способность удовлетворить потребности участников внешнеэкономической деятельности. Главным фундаментом повышения качества таможенных услуг являются стандарты ИСО серии 9000. В этих стандартах под качеством рассматривается степень, с которой совокупность присущих характеристик соответствует требованиям. Под требованием понимается потребность или ожидание, которое установлено, предполагается или является обязательным. Необходимо отметить и тот момент, что понятия «таможенная услуга» и «качество таможенной услуги» не имеют нормативно-закрепленного определения.

Стандарты ИСО серии 9000 применяются и при управлении деятельностью таможенных органов, и имеют целью повышение уровня удовлетворенности участников внешнеэкономической деятельности. В стандартах ИСО 9000 услугу рассматривают как «результат, по меньшей мере, одного действия, обязательным условием осуществления которого является взаимодействие потребителя и поставщика; она, как правило, нематериальна». Услуга может быть результатом разнородной деятельности, как формой полезного эффекта труда, так и действием, приносящим пользу другим. Услуга – специфический вид товара, ее качество постоянно меняется.

Управление в таможенных органах – это целенаправленное воздействие со стороны руководителей на сотрудников. Цель — направить их действия на получение конечного результата, посредством реализации определенных функций и использованием современных принципов и методов управления. В управлении качеством также выделяют субъект и объект управления. В таможенных органах субъект управления – это все руководители, уполномоченные принимать управленческие решения, давать поручения подчиненным сотрудникам и требовать их выполнения. Объект управления – это исполнители приказов, указов, распоряжений и поручений руководителей. Управление в таможенных органах — это совокупность элементов, функционирование которых нацелено на обеспечение эффективной деятельности, направленной на достижение целей таможенных органов и выполнение возложенных на них функций.

Государство ежегодно проводит оценку качества таможенных услуг. Этот процесс включает в себя анализ уровня обеспечения национальной безопасности страны, оценивается удовлетворение потребителей услуг в сокращении времени таможенного оформления и издержек за операции по таможенному оформлению и прохождению таможенных формальностей. Оценка качества таможенных услуг осуществляется в соответствии с системой показателей качества. В соответствии с международным стандартом ИСО 9000, управление качеством – часть менеджмента качества, которая направлена на выполнение требований к качеству. Оказание таможенной услуги включает набор начальных требований к качеству данной услуги и реализацию на этой основе обратной связи в виде корректирующих и предупреждающих действий.

Можно с уверенностью сказать, что управление качеством таможенных услуг – это деятельность, направленная на разработку новых, передовых технологий по регулированию деятельности таможенных органов во всех направлениях. Необходимо наращивать потенциал путем принятия грамотных и своевременных управленческих решений с руководящей стороны, и планомерной и комплексной реализацией этих решений со стороны исполнителей.


Список литературы

  1. Ю.Е Гупанова «Научно-методические рекомендации по управлению качеством таможенных услуг». Научно-мет. Пособие. Изд-во «Российская таможенная академия». М., 2012.
  2. Таможенный менеджмент: учебник: В.В. Макрусев. – СПб.: Интермедия, 2015. – 384 с.
  3. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 N 311-ФЗ (действующая редакция, 2016).
  4. Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17).