ПРАВОСЛАВНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

№9,

Юридические науки

Супонина Елена Александровна (Кандидат юридических наук)


Ключевые слова: ЭКСТРЕМИЗМ; ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ; ПРАВОСЛАВНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ; EXTREMISM; EXTRIMIST ACTIVITY; CRIMINAL RESPONSIBILITY; NATIONAL SECURITY; RELIGIOUS EXTREMISM; ORTHODOX EXTREMISM.


Аннотация: Статья посвящена так называемому православному экстремизму – явлению крайне противоречивому и неоднозначному. Анализируя причины и условия возникновения экстремизма, а также лексическое значение самого понятия «экстремизм», автор приходит к выводу, что экстремистские проявления характерны для лиц, проповедующих любые религиозные ценности.

Поводом для настоящего исследования стало заявление депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н.В. Поклонской, которое она сделала 27 сентября 2017 года на заседании Межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей. В своем выступлении на собрании депутат, в частности, сказала, что православного экстремизма не бывает [1]. Так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Экстремизм (от лат. extremus – чрезмерный, крайний) — приверженность крайним взглядам, методам действий (чаще всего в политической сфере). Экстремизму подвержены как отдельные лица, так и целые группы, организации.

Начало двадцать первого века оказалось сопряженным с эксплуатацией экстремизма и терроризма как средства разрешения любых противоречий и конфликтов: от межличностных и групповых, до территориальных, религиозных и национальных. Как справедливо заметил А.В. Павлинов, более эффективного и универсального инструмента воздействия на власть, дестабилизации правопорядка в отдельном государстве и в мире в целом современная история не знала [2, с. 3].

Несмотря на то, что проблемы борьбы с экстремизмом уже давно стали предметом научных изысканий, единства в разграничении разновидностей этого явления среди исследователей по-прежнему нет. Вместе с тем, вопросы терминологии и концептуализации экстремизма имеют не только академический, но и практический характер.

Различные аспекты уголовной ответственности за те или иные проявления экстремистской деятельности анализировались в научных трудах многих ученых. В частности, указанная проблема стала предметом диссертационных исследований С.В. Азевой, В.А. Бурковской, И.В. Воронова, К.К. Демирова, А.С. Киреева, Н.Е. Макарова, Д.Е. Некрасова, Д.В. Новикова, А.В. Павлинова, Е.Н. Плужникова, И.А. Сазонова, Е.П. Сергуна, Н.В. Степанова, Р.М. Узденова и некоторых других. Однако в большинстве своем эти работы касались, в первую очередь, политического экстремизма. Вместе с тем, экстремистские проявления присущи не только политически мотивированным лицам, но и представителям различных социальных, религиозных, этнических, национальных и т.п. групп.

Вопросы корреляции религиозного экстремизма с современными угрозами российской национальной безопасности рассматривались в работах Возженикова А.В., Глебова И.Н., Золотарева В.А., Майорова Л.И., Манилова В.Л., Моисеева Н.Н., Панарина И.Н., Пирумова В.С., Прохожева А.А., Шуберт Т.Э. Но проблемы христианского (тем более православного) экстремизма научным исследованиям до сего времени не подвергались.

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день проблема противодействия экстремизму (в том числе и религиозному) в нашей стране стоит наиболее остро. В Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента России от 31.12.2015 №683, в ряду основных угроз государственной и общественной безопасности указана деятельность радикальных общественных объединений и группировок, которые используют религиозно-экстремистскую идеологию [3].

Существование в стране религиозного экстремизма в конечном итоге ставит под угрозу религиозную безопасность российского общества, под которой Я.А. Лонский понимает «защиту российского социума от деструктивного влияния псевдорелигиозных организаций на сознание, психику и поведение граждан России, а также сохранение традиционной религиозной системы в пределах исторически устоявшейся нормы» [4, с. 93]. В целом соглашаясь с ученым, хотелось бы обратить и его внимание, и внимание читателя на тот факт, что религиозные фанатики, какие бы цели они не преследовали и какую бы мировую религию (или отдельное ее направление) не представляли, в конечном итоге бьют по имиджу этой самой религии и потенциально ставят ее в положение изгоя.

Умышленно оставим за рамками исследования ортодоксальные и ультраортодоксальные религиозные секты, по определению не способные увлечь за собой значительные массы людей. А вот мировые религии, несмотря на узость заявленной темы, мы в данном контексте не затронуть не можем.

Религиозный экстремизм существует ныне уже потому, что общество, не раз испытавшее на себе весьма жестокие действия религиозных фундаменталистов, так и не расставило все точки над «i», не дало принципиальной оценки «религиозному беспределу».

Череда разномасштабных религиозных войн в средневековой Европе унесла десятки тысяч жизней, а нежелание принять христианство стало причиной истребления целых народов. То, что сделали в Америке представители католической церкви, иначе как геноцидом не назовешь. Помимо этого, именно католики осуществляли планомерное уничтожение связанных с иноземной наукой и культурой артефактов.

И это далеко не исчерпывающий перечень преступлений, совершенных «святой» церковью…

Однако самое прискорбное состоит в том, что человечество до сегодняшнего дня не дало принципиальной оценки всем перечисленным событиям. Недавние признания католической церкви в том, что она допускала некие ошибки, — лишь исключение, подтверждающее правило. «Ошибки», стоившие жизни миллионам людей и практически приведшие к регрессу цивилизации, бумерангом вернулись в наше время.

Как справедливо утверждают криминалисты, неустраненные недостатки в борьбе с преступностью порождают рецидив [5, с. 111]. Как результат – мы наблюдаем всплеск исламского экстремизма. Примечательно, что, творя свои зверства, отрезая людям головы и разрушая архитектурные памятники, новые экстремисты по сути своей не совершают ничего нового. Более того, те ужасные вещи, которые мы наблюдаем на экранах телевизоров и о которых читаем в прессе, — слабое подобие того, что вытворяли христиане, вооруженные специальными приспособлениями и письменными наставлениями, способными сделать смерть человека особенно болезненной.

Несколько утрируя свою мысль, можно представить, в каком недоумении находятся сейчас исламские террористы, которые не понимают, почему по ним наносят бомбовые удары войска Западной коалиции. Ведь они фактически занимаются теми же делами, что и их духовные наставники каких-то два-три столетия тому назад.

Ну а как же быть с православием? Да, оно не дискредитировало себя массовыми убийствами и уничтожением интеллектуальных и духовных ценностей. Но является ли это основанием для того, чтобы ставить православие за рамки потенциального экстремизма? Конечно же нет.

Во-первых, отечественное законодательство, нормативно закрепляя понятие экстремистской деятельности [6], предоставляет правоприменителю возможность достаточно широко его трактовать, что само по себе увеличивает спектр субъектов соответствующих преступных деяний.

Во-вторых, проявления так называемого «экстремизма от православия» в последние годы встречаются все чаще и чаще. Так, 21 декабря 2010 года лозунг «Православие или смерть!», изображенный на футболках, представленных на Интернет-ресурсе «www.russiansymbol.ru», решением Черёмушкинского районного суда города Москвы был признан экстремистским и включён в Федеральный список экстремистских материалов под №865 [7] В соответствии с заключением экспертов Российского института культурологии, данная надпись пропагандирует превосходство граждан одной религии по отношению к другой и возбуждает религиозную вражду [8].

В январе 2017 года широкую известность в связи с конфликтом, возникшим вокруг выхода на киноэкраны фильма режиссера А.Е. Учителя «Матильда», получила официально незарегистрированная общественная организация «Христианское Государство – Святая Русь», активистами которой в адрес руководителей российских кинотеатров были разосланы предупреждения о недопустимости демонстрации упомянутого фильма. В письмах содержались угрозы об уничтожении и повреждении имущества кинотеатров, а также о возможном причинении вреда людям.

Следует согласиться с А.В. Римским и А.В. Артюхом, выделяющим в качестве основных критериев для определения религиозного экстремизма крайние толкования вероучений и крайние методы по реализации и распространению взглядов и целей, а также крайнюю нетерпимость к инакомыслию [9, с. 247].

Таким образом, словосочетание «православный экстремизм» имеет право на существование и как синтаксическая конструкция, и как реальный феномен.

Так почему же православный экстремизм не только остался за рамками сферы деятельности человека, связанной с выработкой и теоретической систематизацией знаний о действительности, но и, по мнению представителя высшего органа законодательной власти в стране, вообще не возможен?

Судя по всему, на этот вопрос нет ответа…


Список литературы

  1. Сайт российского медиахолдинга «РБК» («РосБизнесКонсалтинг») / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/59cba3d49a794726a2f02edb (дата обращения: 26.10.2017).
  2. Павлинов А.В. Криминальный антигосударственный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореферат диссертации… доктора юридических. Москва, 2008. — 48 с.
  3. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 27.10.2017).
  4. Лонский Я.А. Религиозный экстремизм как угроза религиозной безопасности // Журнал философских исследований. 2017. Том 3. №2. С. 93-103.
  5. Артемьев Н.С., Бурчихин А.Н. Причины и условия рецидивной преступности и основные меры ее предупреждения // Вестник Вятского государственного университета. 2015. №5. С. 110-114.
  6. Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 27.10.2017).
  7. Федеральный список экстремистских материалов // Сайт Министерства юстиции Российской Федерации / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://minjust.ru/ru/extremist-materials?field_extremist_content_value=&page=4 (дата обращения: 27.10.2017).
  8. Футболку «Православие или смерть!» признали экстремистской // Lenta.ru, 02.02.2011 / [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://lenta.ru/news/2011/02/02/extremesale/ (дата обращения: 27.10.2017).
  9. Римский А.В., Артюх А.В. Экстремизм и терроризм: понятие и основные формы проявления // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №10. С. 244-249.