РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПРАВОПОНИМАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

№3,

Юридические науки

Дударева Регина Викторовна


Ключевые слова: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА; ПРАВОПОНИМАНИЕ; ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ; ШКОЛЫ ПРАВА; ПРАВО; THEORY OF STATE AND LAW; LEGAL THINKING; LEGAL THEORY; LAW SCHOOL; LAW.


Аннотация: В данной статье предлагается рассмотреть тенденции и основные этапы развития и формирования общей теории права в России.

Происхождение права является дискуссионным вопросом в юридической науке. Многообразие взглядов на происхождение права привело к формированию различных теорий правопонимания, которые нередко противоречат друг другу по своему содержанию. В современных теориях права отсутствует единое понимание его сущности. Многообразие типологии правопонимания нередко рассматривается, как свидетельство высокого уровня достижений в правовой науке, в частности теории права, так как ключевым аспектом ее проблематики является понимание права.

Значение права играет важную роль в обеспечении прав и свобод человека и гражданина (которые, согласно ст.2 Конституции РФ являются высшей ценностью), а также в последнее время основополагающей становиться тенденция возрастания роли права в области внешней и внутренней политики российского государства.

Процесс формирования в России юридической науки происходил, безусловно, под влиянием западной юридической науки. Отечественные юристы дореволюционного периода отмечали особое отношение к западной науке.

И нам приходилось начинать с усвоения плодов чужой работы, и нам, прежде всего надо было подняться до уровня иноземной науки… Тем не менее, в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишком столетий [1, С.233].

Теоретические представления о праве в нашей стране стали формироваться в XVIII веке. Особую роль в развитии данных представлений имели реформы Петра I. Основой для формирования собственной теории права становится открытие Академии наук, в которой начинается преподавание новых дисциплин, таких как философия права, энциклопедия права и всего комплекса юридических дисциплин.

Следующий период развития представлений о праве связан с реформами Александра II в 60-е годы XIX в. Произошедшие изменения привели к необходимости систематизировать законодательство и разработать теорию, согласно которой право создается государством. В целом для науки данного периода характерно усиление позитивистских настроений, аналогичные представления укореняются и в обществе. Все это стало причиной развития юридического позитивизма или правового этатизма.

Представителями нового направления стали: С.В. Пахман, Е.В. Васьковский, Н.И. Палиенко, М.Н. Капустин, Н.К. и др. Наиболее известным представителем данного направления стал Г.Ф. Шершеневич. Который считал государство единственным источником права, отсюда принудительный характер правовых норм, а главной функцией государства правотворческую.

Следующей из рассматриваемых теорий является социологическая теория права, которая в противовес этатистской теории доказывает социальную природу права. Данная теория развивалась в России в рамках позитивизма. Ее сторонники отрицают умопостижение сущности права, ибо, по их мнению, наука устанавливает только эмпирические характеристики. Сторонники данной теории сосредоточили свое внимание на изучении условий возникновения правовых отношений и особенностях их развития.

Представителем социологического направления были профессор юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета Н.М. Коркунов, профессор государственного права Московского университета М.М. Ковалевский и профессор юридического факультета Московского университета С.А. Муромцев.

Создателем психологической теории права стал Л. И. Петражицкий рассматривающий право как явление индивидуальной психики, наделяя правовые эмоции специфическими признаками, сводится к индивидуальным эмоциям.

Важнейшей заслугой психологической теории является признание неразрывной связи права с субъектом. Именно эта теория способствовала развитию правовой мысли не только в России, но и далеко за ее пределами [2, С. 64].

Б.А. Кистяковский развивал в своих работах учение неокантианства, особенно в вопросе обеспечения социальной справедливости и защиты людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с основой на христианские представления об осуществлении «солидарных интересов людей» [3, С. 554].

Рационалистическая теория представленая в работах Б.Н. Чичерина основывалась на метафизической философии права. Главным достижением, которой является признание человека свободным лицом, то есть человеческой личностью. Это и есть главное нравственное требование.

Новая эра истинно человеческого развития начинается для России с царствования Александра Второго» [4, С. 107].

Именно благодаря Чичерину в российской дореволюционной юриспруденции появились идеи либерализма, а именно либерального консерватизма, который обосновывал необходимость сочетать интересы личности и государства. Аналогичные взгляды выражали В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др. Продолжателем данных идей является П.И. Новгородцев
разделяющий идеи либерализма и идеализма, своим учением способствующий возрождению естественного права.

Настойчивая пропаганда Новгородцевым идей нравственного идеализма и возрождения естественного права сыграла большую плодотворную роль в развитии дореволюционной русской юриспруденции и ее ориентации на философско-правовые исследования, в критике консервативно-охранительных идей юридического позитивизма [5, С. 149].

Опираясь на идеи Чичерина и Соловьева, правовед Е.Н. Трубецкой доказал, что главным условием существования права является духовная природа человека.

Феноменологическая концепция права была заключительной теорией для дореволюционного периода. Наиболее известным ее представителем был Н.Н. Алексеев, рассматривавший право как явление с определенным смыслом не зависящим от конкретного правового содержания и выражающий определенную политическую волю.

Октябрьские события 1917года привели к кризису развития правопонимания в России. Правовую науку заменяет правовая идеология марксизма, согласно которой и государство и право рассматривались как инструменты насилия.

Особую роль в развитии советской теории права сыграл П.И. Стучка, определяющий право как система или особый порядок общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая его организованной силой (т.е. классовым государством)» [6, С.58].

В марксистко-ленинском учении, конкретно в подходе Пашуканиса, содержится принципиальное отрицание права и государства, как явления частно собственнического строя.

В современной России в юридической науке различают следующие направления правопонимания:
Нормативистко-этатисткий подход представителями которого являются М.И. Байтин, В.В. Лазарев, А.Ф. Черданцев.
Социологическое правоведение и его сторонники В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев, Ю.И. Гревцов, и др.
Естественно-правовое направление представлено Р.З. Лившицом, В.К. Бабаевым, С.С. Алексеевым.
Либертарно-юридическая концепция права, разделяющая право и закон, присутствует в работах В.С. Нерсесянца, В.А. Четвернина, в которых право понимается как мера свободы.

Автор коммуникативной теории права А.В. Поляков отмечает, что право существует там, есть осмысленные, легитимированные, институциональные отношения между людьми (так называемая правовая коммуникация), следовательно, там, где отсутствует система взаимообусловленных когерентных прав и обязанностей как части жизненного мира данного социума, там отсутствует и право [7, С. 217-218].

Право является особым институциональным порядком отношений, участники которого взаимодействуют путем реализации своих прав и обязанностей, то есть, право – это коммуникация. Сущность права определяется эйдосами – образами, смыслом субъекта [8, С. 277-278].

Интегративным типом правопонимания в современной России является реалистический позитивизм, автором данного учения является Р.А. Ромашов.

В целом не смотря на многообразие современных представлений о праве, в современной юридической науке следует отметить сближение теоретических позиций представителей разных направлений. Основополагающие процессы, происходящие в современном обществе: глобализация, модернизация и другие также оказывают значительное влияние на тенденции развития правовой мысли.

Из всех рассмотренных направлений наиболее перспективным в настоящее время представляется интегративное правопонимание. Которое синтезирует теоретически значимые основы научных теорий и содержит в себе наиболее положительные стороны этих концепций. Главное достижение этого подхода заключается не только в синтезе конкурирующих теорий, но и в признании права многогранным. А значит, право может быть познано различными способами.


Список литературы

  1. Коркунов Н.М. История философии права: пособие к лекциям. – 4-е изд. – СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1908. – 431с.
  2. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: учебник. – СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. – 472с.
  3. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право: очерки по методологии социальных наук и общей теории права. – М.: М. и С. Сабашниковы, 1916. – 708с.
  4. Чичерин Б.Н. Философия права. – М.: Типо-литография Товарищества И.Н. Кушнерев, 1900. — 344с.
  5. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 552с.
  6. Стучка П.И. Избранные произведения по марксистско-ленинской теории права. – Рига: Латв. гос. изд-во, 1964. – 748c.
  7. Антонов М. В., Поляков А. В. Правовая коммуникация и современное государство // Правоведение. – 2011. – № 6. – С. 214 – 220.
  8. Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода: учебник. – СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. – 863с.