АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОБОИ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

№9,

Юридические науки

Будникова Анастасия Борисовна


Ключевые слова: ПОБОИ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; THE BEATINGS; ADMINISTRATIVE LIABILITI.


Аннотация: В статье дается краткая характеристика состава административного правонарушения — побоев, а также порядка производства по делам об таких административных правонарушениях по законодательству Республики Беларусь.

По законодательству Республики Беларусь ответственность за деяние, аналогичное побоям (ст.6.1.1 КоАП РФ), установлена в ч.1 ст. 9.1 Кодекса Республики Беларусь от 21.04.2003 № 194-З «Об административных правонарушениях» (далее – КоАП РБ): «Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест» [1].

Видовым объектом данного административного правонарушения является, с точки зрения законодателя Республики Беларусь, здоровье, честь и достоинство человека, его права и свободы. Непосредственным объектом правонарушения является здоровье человека.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РБ, выражается в причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности. Медицинским критерием данного телесного повреждения являются незначительные скоропроходящие последствия для здоровья, длившиеся не более 6 дней включительно [3]. Такая формулировка деяния – причинение телесного повреждения – является весьма удобной, поскольку включает в себя все виды насильственных воздействий на тело человека, в том числе нанесение ударов, порезов и т.д. В качестве последствий деяния, как и в ст. 6.1.1 КоАП РФ, предусмотрено отсутствие кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности. Понятие кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей трудоспособности в целом совпадает с российским законодательством. В ч.1 ст. 9.1 КоАП РБ нет указания на то, что в результате деяния лица причиняется физическая боль потерпевшему. Однако можно полагать, что причинение физической боли в этом случае подразумевается, так как боль является негативной реакцией организма человека на причиненные телесные повреждения.

Субъектом правонарушения является вменяемое физическое лицо, достигшее, согласно ч. 2 ст. 4.3 КоАП РБ, 14 лет. Считаю, что в данном случае снижение возраста, с которого наступает административная ответственность, является обоснованным – подростки в 14 лет уже понимают противоправный характер побоев, осознают наличие запретов на нарушение телесной неприкосновенности других лиц, а, следовательно, могут привлекаться к административной ответственности.

С субъективной стороны состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины, что прямо закреплено в диспозиции данной статьи.

В качестве наказания за причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, установлен штраф в размере от 10 до 30 базовых величин или административный арест. Размер базовой величины штрафа в Беларуси на 2017 год определен в 23 белорусских рубля. В переводе на валюту РФ размер штрафа по ч.1 ст. 9.1 КоАП РБ будет составлять от 7006 рублей до 21020 рублей [4] (для сравнения – по ст.6.1.1 КоАП РФ размер административного штрафа от 5 000 до 30 000 рублей). Административный арест, согласно ст. 6.7 КоАП РБ, может устанавливаться на срок до 15 суток. К несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет не применяется административное взыскание в виде административного ареста, а к несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет не применяется штраф, за исключением случаев, когда они имеют свои заработок, стипендию и (или) иной собственный доход. В соответствии с ч. 3 ст. 4.6 КоАП РБ на несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет может налагаться административное взыскание в виде предупреждения независимо от того, предусмотрено ли оно в санкции статьи.

Умышленное причинение телесного повреждения является деянием, влекущим административную ответственность при наличии заявления потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РБ, ст. 9.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З (далее – ПИК РБ об АП)). В этом случае лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим или его законным представителем (ст. 8.4 КоАП РБ, ст. 9.4 ПИК РБ об АП). Однако административный процесс может быть начат прокурором при отсутствии указанного требования и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс [2].

Административно-процессуальное законодательство Республики Беларусь не предусматривает проведение административного расследования по делам о правонарушениях, предусмотренных ст. 9.1 КоАП РБ. Согласно ст. 10.1 ПИК РБ об АП, протокол должен быть составлен и подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению завершена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса.

При этом подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению может быть приостановлена:
1) при назначении экспертизы — на срок проведения экспертизы;
2) при направлении запроса в компетентные органы иностранных государств — до получения ответа на запрос;
3) при проведении действий по установлению лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, — до установления указанного лица [2].

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению возобновляется, если отпали основания для ее приостановления.

Следует отметить, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 9.1 КоАП РФ составляет два месяца со дня его совершения (ст.7.6 КоАП РБ). Течение срока давности при приостановлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению не приостанавливается. Таким образом, если лицо, совершившее правонарушение, на момент возбуждения производства по делу об административном правонарушении не установлено, то подготовка дела к рассмотрению приостанавливается, однако срок давности продолжает течь, и по истечении двух месяцев производство по делу прекращается на основании п. 3 ч.1 ст.9.6 ПИК РБ об АП.

Проводить подготовку дела об административном правонарушении ст. 9.1 КоАП РБ уполномочены должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 1 ст. 3.30 ПИК РБ об АП).

В ходе подготовки дела к рассмотрению должностные лица ОВД могут собирать доказательства путем опросов, осмотров, производства экспертиз и других процессуальных действий, предусмотренных ПИК РБ об АП. Законодательством Беларуси, в отличие от КоАП РФ, предусмотрено производство осмотра места совершения административного правонарушения, помещения, жилища и иного законного владения, предметов и документов (ст. 10.13 ПИК РБ об АП), а также освидетельствования (ст. 10.14 ПИК РБ об АП).

Основанием для проведения осмотра места совершения административного правонарушения, помещения, жилища и иного законного владения, предметов и документов является наличие достаточных оснований полагать, что в ходе осмотра могут быть обнаружены следы административного правонарушения, иные материальные объекты, выяснены другие обстоятельства, имеющие значение для дела об административном правонарушении (например, могут быть обнаружены следы борьбы, следы крови или иные биологические следы потерпевшего, части одежды, орудия правонарушения и т.д.).

Освидетельствование проводится должностным лицом ОВД с привлечением в случае необходимости врача- специалиста для обнаружения на теле человека особых примет, следов административного правонарушения, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для дела об административном правонарушении, если для этого не требуется проведение экспертизы. Освидетельствованию могут быть подвергнуты физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, а также потерпевший. По делам о причинении телесных повреждений с помощью освидетельствования могут быть зафиксированы скоропроходящие телесные повреждения у потерпевшего (незначительные ссадины, гематомы, следы иного насилия), а также телесные повреждения, возникшие у правонарушителя при совершении им насильственных действий (например, повреждения на кистях рук, свидетельствующие о нанесении лицом ударов) или в результате оказания сопротивления потерпевшего.

В качестве меры обеспечения административного процесса к лицу, совершившему административное правонарушение, может быть применено административное задержание (ст. 8.2 – 8.5 ПИК РБ об АП). Административное задержание физического лица применяется в целях пресечения противоправной деятельности, составления протокола об административном правонарушении, если составление его на месте выявления (совершения) административного правонарушения не представляется возможным, установления личности, обеспечения участия при рассмотрении дела об административном правонарушении, пресечения сокрытия или уничтожения доказательств, а также для обеспечения исполнения административного взыскания в виде административного ареста. Лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное ст. 9.1 КоАП РБ, может быть задержано на срок до семидесяти двух часов, срок исчисляется с момента фактического задержания. Несовершеннолетние могут быть задержаны только на срок до трех часов. Административное задержание физического лица на срок свыше трех часов оформляется протоколом; время административного задержания физического лица на срок, не превышающий трех часов, указывается в протоколе об административном правонарушении [2].

По окончании подготовки дела к рассмотрению должностным лицом ОВД составляется протокол об административном правонарушении, который со всеми материалами дела незамедлительно направляется на рассмотрение. Дела об административных правонарушениях рассматриваются только судом (ч. 1 ст. 3.2 ПИК РБ об АП). В соответствии со ст. 3.5 ПИК РБ об АП, дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, рассматриваются районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних.

Таким образом, объект, объективная и субъективная стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 КоАП РБ «Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия», во многом совпадают с аналогичными элементами состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ. Существенным различием составов является возраст административной ответственности – по КоАП РБ он наступает с 14 лет, а по КоАП РФ – с 16 лет. Осуществление производства по делам о таких административных правонарушениях в Республике Беларусь также имеет свои особенности, например, возбуждение производства только по заявлению потерпевшего, возможность приостановления производства, если лицо, подлежащее привлечению к ответственности, не установлено, и т.д.


Список литературы

  1. Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 № 194-З «Об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.10.2016) URL: http://continent-online.com (дата обращения 14.07.2017)
  2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З. URL: http://continent-online.com (дата обращения 14.07.2017)
  3. Постановление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь от 24.05.2016 № 16 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения судебно-медицинской экспертизы по определению степени тяжести телесных повреждений»// URL: http://www.lawbelarus.com (дата обращения 14.07.2017)
  4. Центральный банк Российской Федерации. Официальные курсы валют на заданную дату, устанавливаемые ежедневно. URL: http: //www.cbr.ru (дата обращения 14.07.2017)