ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ
№9,
Экономические науки
Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)
Ключевые слова: УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ; ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИИ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЦЕССА, ПОСТАВЩИКИ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ, ПОТРЕБИТЕЛИ ФУНКЦИЙ И УСЛУГ, ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД, ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ; MANAGEMENT OF CUSTOMS ACTIVITIES; THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA, HEAD OF THE PROCESS, THE SOURCE PROVIDERS, CONSUMERS, FUNCTIONS AND SERVICES, PROCESS APPROACH, YEKATERINBURG CUSTOMS.
В настоящее время деятельность Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России) направлена не только на развитие внешнеэкономических отношений и создание благоприятных условий для ведения бизнеса, но и на обеспечение экономической, а в ряде случаев и национальной безопасности Российской Федерации. Чтобы обеспечить стабильность функционирования системы таможенных органов и поддержать высокий уровень качества реализуемых ими функций и услуг необходимо продолжить совершенствование системы управления таможенной деятельностью. Внедрение процессного подхода в работу таможенных органов может стать важнейшим шагом в решении вопросов внутриведомственной иерархии, связанных с преодолением горизонтальных (функциональных) и вертикальных барьеров взаимодействия подразделений и специалистов.
В соответствии со стандартом МС ИСО 9000:2000 вся деятельность, осуществляемая таможенными органами, должна рассматриваться как совокупность взаимосвязанных и управляемых процессов [1]. Процесс – это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя [3]. Главная цель процессного подхода заключается в упрощении процесса управления, сокращении времени и затрат на выполнение определенных функций, что непосредственно совпадает с главными задачами таможенных органов: упростить, усовершенствовать, сделать прозрачными и менее затратными таможенные операции и таможенные процедуры при одновременном повышении эффективности и качества таможенных процессов [2].
Подробнее на рисунке 1 представлены элементы реализации процессного подхода применительно к деятельности таможенных органов.
Рис.1. Реализация таможенной деятельности в форме процессов [4]
Как можно судить из представленного выше рисунка 1, к входу процесса таможенного контроля относятся материальные и информационные потоки (товары, транспортные средства, информация), которые в результате осуществления процесса таможенного контроля преобразуются в выходы. В свою очередь на выходе процесса таможенного контроля потребитель получает функцию или услугу, которые по своей сути выступают результатами деятельности таможенных органов.
Вполне очевидно, что руководителем процесса таможенного контроля в обязательном порядке должно выступать должностное лицо таможенного органа. Оно анализирует поступившую через вход информацию, на основании которой принимает управленческое решение, контролирует его реализацию, несет ответственность за результат, решает возникающие проблемы и оптимизирует процессы путем упрощения и ускорения таможенных операций и процедур. Итогом его работы выступает полученный на выходе продукт – функция или услуга таможенных органов, направленная на удовлетворение интересов участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) и/или широкой общественности.
Процесс таможенного контроля как объект управления – это вид управленческой деятельности, который обладает ценностью как для непосредственно реализующих его должностных лиц таможенных органов, так и для заинтересованных в его осуществлении участников ВЭД. Процесс таможенного контроля имеет собственные технологии выполнения (так называемые таможенные процедуры) и критерии оценки полученных результатов.
Для процессного подхода управления таможенными органами характерно выделение трех групп процессов: основных, вспомогательных, руководства (см. рис. 2).
Рис. 2. Виды реализуемых в таможенных органах процессов [3]
Проведённый анализ теории процессного подхода позволяет проиллюстрировать его применение на конкретном примере, а именно в управлении деятельностью Екатеринбургской таможни. Екатеринбургская таможня, расположенная в г. Екатеринбурге, подчинена Уральскому таможенному управлению (далее – УТУ), её результаты деятельности характеризуются передовыми объемами совершаемых в регионе экспортно-импортных операций, широкой номенклатурой оформляемых товаров, отлаженностью взаимодействия с государственными контролирующими органами и др.
Екатеринбургская таможня (далее – таможня) состоит из 1 службы, 20 отделов, 7 отделений и 12 таможенных постов: Асбестовского, Верх-Исетского, Екатеринбургского (Центра электронного декларирования), Ирбитского, Каменск-Уральского, Новоуральского, Октябрьского, Первоуральского, Малахит (специализированный), Нижнетагильского, Серовского. Общая штатная численность таможни и таможенных постов составляет порядка 390 штатных единиц [5].
С точки зрения процессного подхода сначала необходимо определиться с перечнем поставщиков исходных данных и потребителей функций и услуг, а также представить входы и выходы в виде информационных и материальных потоков, полученный результат представлен на рис. 3 и 4.
Рис. 3. Окружение Екатеринбургской таможни
Рис. 4. Входы и выходы Екатеринбургской таможни
Далее требуется установить взаимосвязи между полученными входами и выходами посредством конкретизации содержания процессов, осуществляемых Екатеринбургской таможней (см. рис. 5–8).
Рис. 5. Таможенное декларирование и таможенный контроль до и после выпуска товаров как основные процессы Екатеринбургской таможни, их входы и выходы
Рис. 6 Консультирование, таможенная статистика и борьба с контрабандой как основные процессы Екатеринбургской таможни, их входы и выходы
Рис. 7. Вспомогательные процессы Екатеринбургской таможни, их входы и выходы
Рис. 8 Процесс руководства Екатеринбургской таможни, его вход и выход
В процессном подходе центральное место занимает руководитель процесса, от его решений зависит эффективность и результативность работы таможенного органа в целом, поэтому на заключительном этапе необходимо выделить руководителей применительно к каждому процессу (см. табл. 1).
Таблица 1
Выделение руководителей в рамках отдельных таможенных процессов [5]
Процесс |
Руководитель |
Таможенное декларирование и таможенный контроль |
Начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля |
Таможенный контроль после выпуска товаров |
Начальник отдела таможенного контроля после выпуска товаров |
Управление таможней |
Начальник Екатеринбургской таможни |
Информационно — технологическое обеспечение |
Начальник информационно-технической службы |
Материально — техническое обеспечение |
Начальник отдела тылового обеспечения |
Консультирование, информирование |
Начальники различных отделов в зависимости от возникших вопросов |
Осуществление таможенной статистики |
Начальник отдела таможенной статистики |
Осуществление аналитических работ |
Начальник организационно-аналитического отдела |
Борьба с контрабандой |
Заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности |
Кадровое обеспечение |
Начальник отдела кадров |
УТУ является одним из первых управлений, внедривших процессный поход в управление своей деятельностью. Новый подход к управлению, применение современных таможенных технологий (ЦЭД, удаленный выпуск, авторегистрация таможенных деклараций и автовыпуск товаров и т.д.), упрощение таможенных процедур и таможенных операций положительным образом отразились на результатах деятельности Екатеринбургской таможни (см. табл. 2). В 1 кв. 2017 г. по сравнению с 1 кв. 2016 г. товарооборот возрос на 0,2 млн. тонн или 16%, сократился стоимостной объем экспорта на 0,6 млрд. долл. США, но увеличился стоимостной объем импорта на 0,102 млрд. долл. США, количество оформленных таможенных деклараций возросло на 21%. Положительная динамика наблюдается в количестве зарегистрированных участников ВЭД, за 1 кв. 2017 г. по сравнению с 1 кв. 2016 г. их количество возросло на 15%, объем таможенных платежей также увеличился на 0,1%.
Таблица 2
Результаты деятельности Екатеринбургской таможни [5]
Наименование показателя |
1 кв. 2016 г. |
1 кв. 2017 г. |
Внешнеторговый оборот, млрд. долл. США |
1,9 |
1,7 |
Импорт, млрд. долл. США |
0,228 |
0,330 |
Экспорт, млрд. долл. США |
1,6 |
1,4 |
Товарооборот, млн. тонн |
1,2 |
1,4 |
Количество оформленных деклараций, шт. |
14500 |
17600 |
Таможенный платежи, млн. руб. |
4480 |
4520 |
Зарегистрировано участников ВЭД |
952 |
1100 |
Таким образом, процесс – это сложный объект, при управлении которым недостаточно только разработки инструкций и регламентов, важны изменения в деятельности таможенных органов в целом. На примере работы Екатеринбургской таможни представлена реализация процессного подхода в управлении таможенной деятельностью посредством использования общеприменимой схемы данного подхода и подробного разложения ее элементов.
Следовательно, в деятельности любого таможенного органа возможно реализовать процессный подход путем регламентирования каждого таможенного процесса и определения ответственного за результат этого процесса.
Список литературы
- Баландин Е.С., Юдаева В.Г. Международные стандарты ИСО серии 9000-2000: Методические рекомендации по применению. – Ульяновск: УлГТУ, 2003. – 90 с.
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 07.08.2017) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140447 (дата обращения
11.10.2017). - Волков В.Ф. Управление таможенной деятельностью: учебное пособие. – Спб.: Интермедия, 2015. – 220 с.
- Макрусев В.В., Зеркин Д.Г., Месяц М.А. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов: монография. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. – 170 с.
- Официальный сайт Уральского таможенного управления. URL: http://utu.customs.ru (дата обращения 11.10.2017).