ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

№9,

Педагогические науки

Безгачев Федор Владимирович


Ключевые слова: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ; ОБРАЗОВАНИЕ; СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; REMOTE TEACHING; EDUCATION; NETWORK TEACHING; INFORMATION TECHNOLOGIES; PROFESSIONAL EDUCATION.


Аннотация: В статье раскрываются положительные и проблемные аспекты дистанционного обучения сотрудников органов внутренних дел и предлагаются пути их решения.

С 90-х годов ХХ века начали активно развиваться компьютерные технологии как в промышленности, торговле, медицине, так и в профессиональной деятельности органов внутренних дел (далее ОВД). Введена в действие единая информационно-телекоммуникационная система ОВД (ЕИТКС), расширились возможности обмена информацией между различными подразделениями, возросла информационная составляющая в деятельности территориальных органов внутренних дел.

Реформирование органов внутренних дел, совершенствование структуры, постоянное углубление их специализации, повышение технической оснащенности, внедрение информационных технологий, предъявляют новые требования к профессиональной подготовке кадров. Профессиональное обучение должно быть быстрым, гибким и мобильным, т.е. обеспечивающим подготовку специалистов в минимально возможные сроки, по возможности без отрыва от основной служебной деятельности в условиях частой сменяемости учебных программ и увеличения количества специализаций, по которым происходит обучение.

Внедрение новых технологий предоставило возможность профессионального обучения сотрудников без отрыва от основной служебной деятельности, что особенно актуально в больших регионах, таких как Красноярский край. Наиболее эффективным решением поставленной задачи является использование дистанционной формы обучения.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение) – это процесс обучения, в котором преподаватель и обучаемые географически разделены и потому опираются на электронные средства передачи и приема информации, а также программные средства для организации учебного процесса.

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении, в том числе в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, составляет контролируемая целенаправленная интенсивная самостоятельная работа обучающегося сотрудника ОВД, который может учиться непосредственно по месту прохождения службы, по индивидуальному расписанию, имея возможность получения всей необходимой информации и согласованного контакта с преподавателем с помощью средств телекоммуникации, а также эффективно распределять время освоения изучаемого учебного материала.

Однако необходимо не путать самообразование и обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

Понятие самообразования, которое также входит в понятие образования в целом, не предусматривает в системе наличия преподавателя. Это самостоятельная познавательная деятельность обучающегося. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения (учебно-воспитательного процесса) от систем и программ самообразования, которые представлены автономными курсами на компакт-дисках, видео и аудиокурсами, компьютерными программами. В этом же ряду следует рассматривать и процесс самообразования на основе сетевых программ, курсов и т.д., где не предусматривается взаимодействия учителя и учащихся. Применять в данном случае термин «дистанционный» представляется не оправданным, поскольку речь идет о самостоятельной работе любого учащегося с обучающей программой, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях. Обучающийся может самостоятельно работать с книгой, с компьютерными программами, с сетевым курсом. От этого педагогическая суть процесса (самообразование) не меняется. Понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия.

Данное направление работы является предметом исследования ряда научных работ, среди которых можно выделить два основных подхода: системоразвивающийся (дидактический) и технологический.

Системоразвивающийся подход предполагает такое понятие дистанционного обучения, которое синхронизирует лучшие и приемлемые в российских условиях качества и возможности различных форм и образует новую интерактивную модель обучения. Такая модель предусматривает вариативное, направляемое и контролируемое со стороны учебного заведения образование слушателей, основанное на единстве аудиторных занятий и самостоятельной работы слушателей, обеспеченной комплектами учебной и методической литературы, оснащенной информационными и коммуникационными технологиями.

Так, Полат Е.С. и соавторы формулируют: дистанционное обучение – как организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций) [4].

В тоже время в качестве интегративного подхода при организации дистанционного обучения военных специалистов Образцов П.И. и Пимонов Р.В. предлагают использовать технологический подход, ориентированный на поиск наиболее рациональных способов достижения поставленных целей. При этом авторами под технологическим подходом понимается «дидактический процесс, спроектированный с учетом принципов и особенностей дистанционного обучения, реализуемый с применением целостного комплекса преимущественно компьютерных средств обучения, и позволяющий на системной основе организовать оптимальное опосредованное взаимодействие между преподавателем и обучающимся с целью достижения гарантированного результата» [3].

Использование дистанционных образовательных технологий в системе МВД России, в первую очередь, актуально для обучения по программам повышения квалификации.

Наиболее подходящими являются следующие категории сотрудников полиции:
— начальствующий состав патрульно-постовой службы полиции;
— начальствующий состав охранно-конвойной службы;
— инспекторы по делам несовершеннолетних;
— сотрудники дежурных частей;
— участковые уполномоченные полиции;
— дознаватели;
— инспекторы по исполнению административного законодательства;
— сотрудники по работе с личным составом.

Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, точно также как и очная форма обучения, организуется в соответствии с ежедневным расписанием, которое желательно разместить на сайте дистанционного обучения вместе с учебными материалами, тестовыми заданиями и заданиями для электронных рабочих тетрадей. Также на сайте дистанционного обучения организуется обратная связь с преподавателями в виде тематических форумов, а также консультаций по изучаемым дисциплинам в режиме реального времени.

Сотрудники, обучающиеся с использованием дистанционных образовательных технологий самостоятельно, без отрыва от оперативно-служебной деятельности работают со всеми обязательными элементами дистанционного обучения и в дальнейшем прибывают в учебное заведение системы МВД России для сдачи итоговой аттестации.

Кроме того, элементы дистанционных образовательных технологий можно внедрять в процесс обучения сотрудников, обучающихся по заочной форме обучения. Для данных сотрудников также готовятся и размещаются на сайте дистанционного обучения учебно-методические материалы, а также задания в форме промежуточного контроля знаний по дисциплинам. В последние две недели обучения обучающиеся сотрудники прибывают в учебное заведение МВД России для прохождения учебно-аттестационной сессии.

Как и у всех форм обучения у обучения с использованием дистанционных образовательных технологий имеются свои положительные и отрицательные стороны [1].

Первая положительная сторона практически вытекает из основы образовательного процесса при дистанционном обучении –это возможность обучения по месту прохождения службы, без отрыва от основной деятельности. Это позволяет эффективно распределять учебное и рабочее время [2].

Вторая положительная сторона – дистанционное обучение позволяет экономить денежные средства, в том числе и бюджетные, за счет сокращения командировочных расходов, а также расходов на проживание.

Нельзя не отметить возможность обучения практически неограниченного числа людей. Ограничения накладываются техническими возможностями серверов и дистанционной образовательной среды, а также отсутствием технического включения в учебный процесс (компьютер, подключение к сети ЕИТКС ОВД).

Следующий положительный аспект связан с кадровым и материальным обеспечением образовательной организации. Так как обучение осуществляется на рабочем месте обучающегося, то аудиторный фонд и его техническое оснащение сводится к минимуму, а преподавательский состав активно задействуется при подготовке дистанционных курсов, при проведении занятий в режиме видеоконференцсвязи и консультаций в режиме чата или форумов. Нельзя не отметить, что обучающимся могут предлагаться контрольные задания, требующие проверки правильности решения преподавателем, а не компьютером. Но эти затраты не сравнимы с затратами, связанными с очной формой обучения и даже с формой заочного обучения.

И, наконец, при создании единой дистанционной образовательной среды каждому обучающемуся предъявляются абсолютно равные требования.

Рассмотрим также проблемные стороны дистанционного обучения.

Во-первых, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий лишено очного общения обучающегося и преподавателя. В связи с этим может возникнуть недостаточное взаимодействие на эмоциональном уровне и как результат снижение мотивации обучающихся. Весь учебный процесс ложится на плечи обучающегося и как следствие требует высокой самоорганизованности [5]. Для решения данной проблемы можно прибегнуть к проведению занятий с использованием видеоконференцсвязи по наиболее актуальным темам. В остальных случаях можно осуществлять индивидуальную переписку обучающегося с преподавателем посредством электронной почты.

С другой стороны, внедрение дистанционного обучения уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачетов или экзаменов. Не секрет, что волнение и боязнь преподавателя не позволяют некоторым обучающимся показать полностью свои знания.

Немаловажной является проблема реализации активных форм обучения (практические занятия, учения, деловые игры и др.) поскольку дистанционное обучение ориентировано на самостоятельную подготовку. Например, можно организовать практические занятия по дисциплине «Информационные технологии в деятельности ОВД». Для этого возможно разработать практические задания для работы с автоматизированными информационно-поисковыми системами (далее АИПС). Однако при организации последних возникает необходимость разработки и поддержания в актуальном состоянии учебных АИПС, а это в свою очередь требует трудозатрат со стороны практических подразделений (информационных центров). В противном случае будет разорвана практическая направляющая процесса обучения.

Немаловажной является проблема обучения по таким дисциплинам как «Огневая подготовка», а также «Физическая подготовка». Конечно, изучить теоретический раздел данных учебных курсов возможно самостоятельно, но неотрывная составляющая это практические навыки, которые в данном случае самостоятельно не получишь. Конечно можно без привлечения преподавателей по огневой подготовке образовательной организации системы МВД России научиться стрелять, но это будут дополнительные затраты на аренду тира, привлечение преподавателя по огневой подготовке сторонней гражданской организации и так далее. Не каждый сотрудник согласится понести личные расходы на практические занятия по данной дисциплине. Такая же проблема с «Физической подготовкой». Научиться применять боевые приемы борьбы сидя за компьютером нельзя. В связи с чем, нужен спортзал, тренер и очень важно найти свободное время для посещения спортивного зала. Это все неблагоприятно влияет на образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий.

Одним из вариантов решения данной проблемы может быть применение дистанционно-очной формы обучения. В каждом отделе внутренних дел есть сотрудники, отвечающие за профессиональную подготовку, а именно за огневую и физическую подготовки. Практические занятия по этим дисциплинам проводятся непосредственно в подразделениях, на имеющихся там стрелковых объектах и в спортивных залах. В последние 2-3 дня из курса обучения уже преподаватели учебного заведения проводят занятия по этим дисциплинам с сотрудниками, прибывшими для сдачи итоговой аттестации. Таким образом, контролируется подготовка по месту прохождения службы. В случае неудовлетворительных результатов данные сотрудники до итоговой аттестации не допускаются.

Следующий проблемный вопрос: отсутствие возможности идентификации личности, которая выполняла контрольные задания, предложенные обучаемому. В случае решения затруднительных заданий обучающийся может прибегнуть к помощи своих высококвалифицированных коллег. Как вариант решения рекомендуется проводить контрольно-проверочные занятия с использованием системы видеоконференцсвязи. Однако количество подобных занятий может быть ограниченным в связи с большой нагрузкой на преподавателя. И, конечно, не в каждом органе внутренних дел есть оборудование позволяющее проводить видеоконференции с преподавателями образовательной организации. Требуется целевое выделение денежных средств для приобретения данного оборудования, которое также может использоваться для видеосвязи руководителей ОВД с Главными управлениями и Министерствами внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Кроме того, необходимо отметить высокую трудоемкость подготовительного этапа. Исходя из специфики дистанционного обучения для электронных курсов характерны следующие составляющие: лекции, тестовые задания и письменные задания.

Все перечисленные элементы необходимо разработать и внести в дистанционную образовательную среду. Лекции напрямую предусмотрены основными образовательными программами. Другие же элементы необходимы для организации контроля качества подготовки сотрудников, уровня их знаний. Тестовые задания разрабатываются для каждой лекции по соответствующей теме. В то же время для некоторых тем в качестве формы контроля предусматриваются письменные задания.

Проблема трудозатрат актуальна только на начальном этапе создания учебных курсов, в дальнейшем трудозатраты снижаются, но также остается необходимость проверки письменных заданий, а также необходимость вносить изменения как в учебно-методические материалы, так и в дистанционную образовательную среду в связи с изменениями в нормативно-правовой базе.

Особое место занимает следующая проблема: слабое понимание сотрудниками кадровых подразделений территориальных органов на районном уровне организации дистанционного обучения. В связи с чем, на обучение направляются сотрудники, уровень компьютерной грамотности которых недостаточен для данного вида образования. Для оказания помощи при работе с различными элементами дистанционной образовательной среды приходится дополнительно привлекать сотрудников из числа наиболее подготовленных. Как один из вариантов решения данной проблемы можно рассмотреть организованное изучение сотрудниками органов внутренних дел порядка обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. На сайте дистанционного обучения размещается инструкция по регистрации, а также инструкция по работе с элементами курса.

Не смотря на все затруднительные моменты в обучении с использованием дистанционных образовательных технологий, при выборе формы обучения во многом решающими факторами являются экономическая составляющая и неотрывность от служебной деятельности. Дистанционное обучение будет применяться шире, когда улучшаться технические возможности удаленного доступа в органах внутренних дел. Поэтому применение дистанционных форм обучения сотрудников органов внутренних дел, на данном этапе, актуально в рамках профессиональной подготовки с использованием заочной формы обучения, а также повышения квалификации.


Список литературы

  1. Безгачев Ф.В. Положительные моменты и проблемные аспекты дистанционного обучения в системе органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : материалы XX международной научно-практической конференции : в 2 ч. / отв. ред. Н.Н. Цуканов ; СибЮИ МВД России. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. – Ч. 1. С. 108-109.
  2. Молоков В.В. Эффективность модульного дистанционного образования // Вестник Сибирского юридического института : научно-практический журнал. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2009. – Вып.2(4). – С. 53-55.
  3. Образцов П.И., Пимонов Р.В. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины в системе дистанционного обучения // Открытое образование. – 2006. – № 6. – С.7-18.
  4. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. – М., «Академия», 2006.
  5. Шерстяных А.С. Дистанционное образование: проблемы организации учебного процесса // Вестник Сибирского юридического института : научно-практический журнал. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2009. – Вып.2(4). – С. 50-52.