ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№9,

Юридические науки

Чехлатова Елена Анатольевна


Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ; CORRUPTION; ANTI-CORRUPTION MEASURES; STATE AND MUNICIPAL OFFICIALS.


Аннотация: В данной статье рассматривается антикоррупционное законодательство Российской Федерации. Представлена система мер антикоррупционного характера. Приведены примеры антикоррупционных мероприятий.

Правительство государства признает вред, наносимый коррупцией экономическому развитию и развитию политических взаимоотношений как на мировом уровне, так и внутригосударственном, в том числе на уровне государственных и муниципальных учреждений.

Проанализировав меры по противодействию коррупции в Российской Федерации, можно охарактеризовать правовую базу деятельности по противодействию коррупции в России и проанализировать проявления коррупции в сферах российского общества.

Изменениями, внесенными в ст. 7.1 Федерального закона № 273-ФЗ [1] и Федеральный закон № 79-ФЗ [2], расширен перечень лиц, которым запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Если раньше на муниципальном уровне к ним относились только лица, замещающие должности глав городских округов и муниципальных районов (а также их супруги и несовершеннолетние дети), то сейчас этот запрет должны также соблюдать: главы любых муниципальных образований, исполняющие одновременно полномочия глав местных администраций; главы местных администраций, исполняющие свои обязанности на основе контрактов; депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе; депутаты, замещающие должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов; супруги и несовершеннолетние дети указанных категорий лиц.

Конкретизирован перечень лиц, которые могут относиться к депутатам, замещающим должность в представительном органе муниципального образования (ст. 2 Федерального закон № 273-ФЗ): председатель представительного органа муниципального образования и его заместитель (заместители); председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители); депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Теперь все лица, замещающие муниципальные должности, не имеют права: быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами; использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности; получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего должность главы муниципального образования, муниципальную должность; получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц; принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций; выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренностям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов РФ или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями; разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законодательством к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

Существует система принципов гражданского общества как субъекта антикоррупционного противодействия. К таким принципам относится:
1) публичность (открытость) государственных органов всех ветвей власти в деятельности по решению проблем прежде всего общества;
2) подконтрольность власти обществу в разработке и принятию решений, а также сотрудничество с общественными объединениями;
3) реальное обеспечение прав предпринимателей на собственность, защита от попыток захвата собственности;
4) неотвратимость наказания;
5) презумпция виновности чиновников в коррупции;
6) необходимость защиты свидетелей в судебных процессах о коррупции;
7) профилактика проявлений коррупции;
8) другие принципы.

Считаем целесообразным одновременное применение вышеуказанных принципов в совокупности.

В тех государствах, где коррупция достигла критического уровня, руководству в первую очередь необходимо начинать борьбу с понижения уровня до приемлемого, а после можно внедрять и использовать вышеуказанную совокупность принципов.

В практике цивилизованного мирового сообщества сложились основные принципы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью. К ним относятся:
1) систематизированный, комплексный подход к проблеме борьбы с организованной преступностью;
2) сужение возможностей для преступной деятельности. Можно уменьшить спрос на незаконные товары и услуги.
3) уменьшение уязвимости законной экономики;
4) подрыв экономической базы организованной преступности;
5) формирование унифицированного законодательства. [3, С. 62-63]

Закон о борьбе с коррупцией [1] включает несколько профилактических мер, созданных для обеспечения предотвращения данного преступления в стране. К таким методам воздействия относятся:
1. Формирование отрицательного отношения в обществе по отношению к коррупционным проявлениям;
2. Контроль, способствующий соблюдению российского законодательства общественными и парламентскими институтами;
3. Поквартальный анализ правоприменительной практики с целью выявления нарушений, принятия необходимых мер, предупреждающих или устраняющих коррупционные нарушения;
4. Установление ответственности в виде увольнения с занимаемой должности, освобождение от замещаемого поста или применение иных мер юридической ответственности. Наказание предусмотрено за непредоставление или, наоборот, дачу заведомо ложных сведений о доходах, имуществе, расходах и обязательствах со стороны должностного лица, его супруги (супруга) и детей, не достигших совершеннолетия.
5. Проверка сведений, предоставляемых гражданами, претендующими на определенный пост или замещение должности государственного или муниципального служащего.
6. Внедрение в кадровую работу государственных и муниципальных структур практики эффективного и безупречного исполнения чиновником своих должностных обязанностей.

Несомненно, каждое из противоправных деяний заслуживает определенного наказания. Закон о борьбе с коррупцией предполагает дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность. Она определяется в зависимости от вида правонарушения по отношению к юридическим и физическим лицам, гражданам России, иностранным резидентам и лицам без гражданства, совершившим коррупционные действия.

Таким образом, противодействию коррупции способствует система мер, направленная в том числе на предотвращение коррупции на государственной и муниципальной службе. Такими мерами могут послужить мероприятия по привлечению государственных и муниципальных служащих к участию в обсуждении и разработке нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции, стимулирование государственных и муниципальных служащих к предоставлению информации о замеченных ими случаях коррупционных правонарушений, просвещение государственных и муниципальных служащих по вопросам антикоррупционной тематики.


Список литературы

  1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 26.09.2017 г.)
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 26.09.2017 г.)
  3. Усова Е.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Следователь. 2014. №5. С. 62-63.