КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК КАК ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
№3,
Юридические науки
Фомина Валерия Игоревна
Ключевые слова: ГОСУДАРСТВО; СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ; СФЕРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК; КОРРУМПИРОВАННОСТЬ; STATE; SOCIAL ISSUES; PUBLIC PROCUREMENT; CORRUPTION.
В современном мире ежегодно около 400 млрд. долларов становится наживой взяточников и коррупционеров. Особенно страдает сфера государственных закупок, и именно коррупция повышает расходы на основные государственные затраты почти на 30%. Согласно данным Азиатского банка развития, в некоторых странах Азии странах коррумпированность сферы госзакупок способствует увеличению расходов почти на 100 %. В Уганде годовой ущерб от коррупции составляет приблизительно 100 млн долл., главным образом из-за коррумпированности сферы госзакупок [3, c. 378].
К сожалению, данная проблема присутствует и в современной России и является не менее актуальной, чем в странах Азии.
Глава управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа М. Евраев, отмечает, что по причине коррупции ежегодно теряется около 1 млрд. рублей [1].
По данным Счетной палаты Российской Федерации, ежегодно из бюджетных средств, выделенных на государственные закупки, похищается 14-я часть консолидированного бюджета страны, поэтому ситуации и оценивается главой счетной палаты как критическая [4].
Итак, вся практика изучения коррупции в сфере государственных закупок свидетельствует о огромном распространении данного явления. В качестве примера показывающего беспринципность и бесконечную дерзость коррупционеров можно привести дело по закупке медицинской техники субъектами Российской Федерации. Цена на каждый закупаемый томограф была превышена на 260%. Хотя речь идет о закупке медицинской техники, а значит о самом главном, здоровье человека.
Данное событие получило очень эмоциональную оценку главы российского правительства. Д.А. Медведев назвал его абсолютно циничным, хамским воровством государственных денег [5].
Ради справедливости необходимо отметить, что проблема коррупции в сфере госзакупок является актуальной практически для всех современных государств. В настоящее время членами Организации Объединенных наций являются 193 государства, из них в более чем 90% стран в той или иной степени отмечается присутствие коррупции. А половине из них уровень восприятия коррупции очень высокий [6]. Наилучший уровень по антикоррупционному состоянию отмечается в Дании, Финляндии и Новой Зеландии, благодаря развитым системам обеспечения доступа к информации, а также строгим правилам, регулирующим деятельность лиц, занимающих государственные должности. Наихудший уровень отмечается в Афганистане, Северной Корее и Сомали. Россия в данном рейтинге находится на 133 месте, разделив его с такими странами как Гондурас, Иран и Казахстан и др. [6].
Согласно представлениям современных ученых в Российской Федерации борьба с коррупцией имеет не столько экономическое, сколько социально-политическое значение, так как коррумпированность мешает развитию общечеловеческого потенциала, а следовательно и всего гражданского общества. Безусловно, самой коррумпированной является сфера государственных закупок.
Президент России В.В. Путин оценивая ситуацию развития коррупции в нашей стране отмечает, что госзакупки стали настоящей “питательной зоной” для коррупции [7].
Конечно, проблема коррупции требует комплексного решения, ее невозможно решить только принятием одного закона, так как сама проблема коррупции в сфере государственных закупок является частью целой системы аналогичных проблем.
Указанная проблема является острейшей социальной проблемой требующей скорейшего решения, так как ее несвоевременное решение приводит к подрыву экономики страны, и порождает противоречия в обществе, а иногда и вообще нарушает социальную и политическую стабильность. В целом проблема коррупции в сфере госзакупок напрямую связана с проблемой в эффективности развития государственного сектора экономики и эффективности государственного управления системой закупок. Коррупция как явление становится очень часто причиной противозаконного перераспределения капитала и основных объектов собственности и приводит к еще большей криминализации государственных структур. Чаще всего объектами коррумпированного воздействия становятся земельные отношения, отношения по использованию недр, таможенные отношения и масштабное строительство. Именно в этих сферах отмечается в настоящее время наибольший ущерб от деятельности коррупционеров. Все это конечно отражается на эффективности экономической деятельности государства и его деятельности в иных важнейших сферах жизни общества. При этом особенно в условиях современного кризиса, уровень развития экономической сферы должен быть достаточно высоким и эффективным, чтобы стать реальной основой для развития иных сфер общества: политики, культуры и социальной сферы.
Решение проблемы коррупции зависит от политической воли, организованности и личной мотивации лиц, принимающих решения в данной сфере, от особых процедур, определяющих действия среди поставщиков и заказчиков, а также требует ужесточения контроля за развитием конкуренции в стране.
Согласно представлениям современной теоритической юридической науки, практически вся деятельность в сфере государственного предпринимательства связана с перераспределением, продажей и использованием основных ресурсов, и требует установления основных форм взаимодействия субъектов, действующих в данной сфере, а также в сфере частного предпринимательства [2, с.318].
Подводя итог и исследуя опыт разных стран, можно прийти к выводу о том, что до настоящего времени ни одно государство окончательно не искоренило коррупцию в государственных закупках, не смотря на активизацию антикоррупционных мер, которые, безусловно, способствовали снижению уровня коррупции в данных странах. В связи с этим, следует отметить, что современные государства стремятся сосредоточить свое внимание преимущественно на профилактических мероприятиях предотвращающих негативные последствия в данной сфере.
Список литературы
- Десятая часть госзаказа — коррупционная составляющая. // «Newsland» №78 от 03.11.12 URL: http://newsland.com/news/detail/id/1007692/ (дата обращения: 04.10.2016).
- Иванова Т.Е. Транзакционные издержки в государственном предпринимательстве // Экономика: теория и практика. № 3 (23). 2011. -318 с.
- Кампоса Э., Прадхана С. Многоликая коррупция: выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / под ред. Э. Кампоса и С. Прадхана; пер. с англ. М.: 2010. -551 с.
- Каждый год по триллиону. //Коммерсантъ Деньги №46 от 19.11.2012 URL: http://www.kommersant.ru/doc/2056354/ (дата обращения: 04.10.2016).
- Медведев Д.А. Томографы за 7,5 млрд рублей — «хамское воровство».// РИА НОВОСТИ от 10.08.2010 / URL: http://ria.ru/video/20100810/263743028.html (дата обращения: 04.10.2016).
- Россия в Индексе Восприятия Коррупции: новая точка отсчета. //Исследование «Центра Антикоррупционных исследований и инициатив» URL: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/rossiia-v-indekse-vospriiatiia-korruptcii-2012-novaia-tochka-otscheta (дата обращения: 04.10.2016).
- Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию от 12.12.2012 г. URL: http://президент.рф/transcripts/17118 (дата обращения: 04.10.2016).