АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№9,

Экономические науки

Захарова Екатерина Владимировна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ; ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ; ADMINISTRATIVE REGULATIONS OF PROVIDING THE STATE SERVICES; ADMINISTRATIVE REGULATIONS IN THE CUSTOMS AUTHORITIES; CUSTOMS SERVICES.


Аннотация: Данная статья направлена на определение роли и значимости административных регламентов в системе нормативных правовых актов, их развитие и применение на практике в государственном управлении. Также рассматриваются практические результаты ФТС России за 2017 год по предоставлению государственных услуг.

Понятие «административный регламент» отражает новое явление в современной российской правовой науке. Сейчас на современном этапе мы наблюдаем, как происходит становление правового института, который направлен на значительное и масштабное изменение содержания, форм, принципов и методов деятельности государственной и муниципальной исполнительной власти, государственных и муниципальных служащих и взаимоотношений их с гражданами и организациями [4].

Началом становления и дальнейшего развития административных регламентов в правовой жизни Российской Федерации, является постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. №659 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Административные регламенты являются гарантом строгой последовательности, однозначности и четкости выполнения действий участников управленческого процесса, а также средством обеспечения информационной открытости и прозрачности для общества. Назначение административного регламента заключается в том, что четко определяется технология выполнения государственной функции и оказания государственной услуги государственным органом исполнительной власти без каких-либо ограничений произвольного административного усмотрения и установлении критериев действий должностных лиц, организаций и граждан. Регламентация в государственных органах придает административной деятельности открытый, упорядоченный и демократичный характер.

Важным и новым результатом административной реформы в Российской Федерации (2006-2010) стало создание полной и устойчивой системы административных регламентов органов исполнительной власти на федеральном, региональном и отчасти местном уровне. Благодаря разработке и функционированию административных регламентов произошла систематизация полномочий органов исполнительной власти, оптимизация и детализация административных процессов, что позволило в дальнейшем определить и восполнить нормативные правовые пробелы в законодательстве Российской Федерации [5].

Административные регламенты образовали принципиально новое административно-правовое регулирование взаимоотношений между государством в лице органов исполнительной власти и их должностных лиц, с одной стороны, и гражданами, гражданским обществом, бизнес-структурами — с другой. Они доступны клиентам государства (физическим и юридическим лицам) и используются ими для контроля и оспаривания решений, неправомерных действий (бездействия) органов исполнительной власти и их агентов (служащих) при несоблюдении последними их функций и услуг.

Административный регламент в настоящее время является единственным документом, который содержит всю правовую информацию, предусмотренную законодательными актами, в нее входит контактная информация, стандарт комфортности, сроки, перечень документов, основания для отказа, внутренний контроль, ответственность и порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц при их взаимодействии [6].

По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, за период с 2006 по 2012 г. федеральными органами исполнительной власти было утверждено в установленном порядке около 500 административных регламентов, свыше 9500 административных регламентов утверждено на региональном, более 19500 — на местном уровне [5]. В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации к 2015 г. все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид [6].

Внедрение административных регламентов в таможенных органах введено в рамках Административной реформы, которая повлекла за собой существенные изменения в системе таможенных органов. Сейчас таможенные органы Российской Федерации находятся в стадии активного институционального развития, на сегодняшний день в таможенных органах функционирует 13 административных регламентов по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций. Все регламенты разработаны в соответствие с основными и важными для участника ВЭД таможенными услугами.

В первом квартале 2017 года часто используемой таможенной услугой является информирование об актах таможенного законодательства Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела (3890 оказанных услуг) и выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям (807 оказанных услуг). Самой невостребованной таможенной услугой за первый квартал 2017 года принятие предварительных решений о стране происхождения товара (0 оказанных услуг), а также ведение реестра владельцев таможенных складов (14 оказанных услуг) [7].

Во втором квартале 2017 года востребованной услугой оказалась услуга консультирования по вопросам таможенного дела иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов (3937 оказанных услуг), а также выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям (874 оказанных услуг). Самой невостребованной таможенной услугой за второй квартал 2017 года оказалась услуга по принятию предварительных решений о стране происхождения товара.

В I квартале 2017 года ФТС России получена 1 жалоба по вопросам порядка предоставления государственных услуг. Предметом жалобы явились решения, действия (бездействие) таможенного органа при предоставлении государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Во II квартале 2017 года в Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) поступила жалоба по вопросу порядка предоставления государственной услуги выдачи и отзыва квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям по поводу несогласия с результатом аттестации (неудовлетворительная оценка).

Следовательно, самой часто востребованной и необходимой таможенной услугой является информирование об актах таможенного законодательства Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, административные регламенты, по которым перечисленные услуги предоставляются, не имеют на данный момент времени недостатков и узких мест.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.05 2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред.15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
  3. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 (ред. от 03.04.2015) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти»
  4. Бойко А.Е., Конюкова Н.И. Регламентация и нормирование труда.- Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. – 158 с.
  5. Козлова Л.С. Административные регламенты.- М.: Издательство Юрайт, 2017. – 415 с.
  6. Сайт Федеральной таможенной службы: [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web: URL: http://customs.ru (дата обращения 16.10.2017).
  7. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году: [Электронный ресурс] Режим доступа World Wide Web: URL: http://customs.ru (дата обращения 16.10.2017).