ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИДОПИНГА В РОССИЙСКОМ СПОРТЕ

№9,

Юридические науки


Миягашев Павел Николаевич


Ключевые слова: СПОРТ; ДОПИНГ; АНТИДОПИНГ; АНТИДОПИНГОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ДОПИНГА И БОРЬБА С НИМ; ДОПИНГ-КОНТРОЛЬ; ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; SPORT; DOPING; ANTI-DOPING; ANTI-DOPING PROGRAMS; PREVENTION AND DOPING CONTROL; DOPING CONTROL; RESPONSIBILITY.


Аннотация: Исследование проблем правового регулирования антидопинга в российском спорте особо актуально в последние годы, в свете многочисленных публикаций в СМИ, отстранения российских спортсменов от участия в международных соревнованиях, в т.ч. олимпийских, параолимпийских игр.

Предмет настоящего исследования – это проблемы правового регулирования антидопинга в российском законодательстве.

Применение допинга спортсменами не только наносит ущерб их здоровью, но и подрывает основы российского спорта [13, с. 45].

Данная тематика весьма актуальна в последние годы, что, по нашему мнению, вызвано, прежде всего, несвоевременным правовым регулированием этого понятия, мер предотвращения допинга и борьбы с ним и не на должном уровне.

Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте 1993 г. [11] данного понятия не содержали.

Понятие «допинг» впервые введено на законодательном уровне в РФ в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 № 80-ФЗ в 2004 г. [12], когда были внесены соответствующие изменения федеральным законом от 20.12.2004 № 167-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» – «не применять запрещенные в спорте средства (допинг) и (или) методы» (ч. 4 ст. 23) [4].

Необходимо отметить, что РФ ратифицировала Международную конвенции о борьбе с допингом в спорте в 2006 г. [5].

Действующий федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (далее – Закон о физической культуре и спорте), в отличие от предыдущего (1999 г.), в первоначальной редакции упоминает понятие «допинг» уже не в одной статье, а в шести статьях [6] (ч. 14 ст. 2, ч. 9 ст. 3, ч. 6 ст. 16, ч. 16 ст. 20, п. 2 ч. 2 ст. 24, ст. 26).

Появляется понятие «допинговый контроль» и статья 26, которая полностью посвящена противодействию использования допинговых средств. Госкомспортом России был разработан порядок об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в РФ [8].

Понятие «антидопинговое обеспечение» было введено в законодательство РФ только в 2010 г. [7].

Антидопинговое обеспечение – это проведение мероприятий, которые направлены на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним (ч. 1.1 ст. 3 Закона о физической культуре и спорте).

Анализ действующей редакция Закона о физической культуре и спорте позволяет говорить, что законодатель предпринял попытку более полного правового регулирования проблемы антидопинга.

Так, например, обязанности по предотвращению допинга и борьбы с ним вменены Олимпийскому комитету России (ч. 7.1 ст. 11), общероссийским и региональным спортивным федерациям (п. 6 ч. 3 ст. 16, п. 6 ч. 2 ст. 16.1), профессиональной спортивной лиге (ч. 15 ст. 19.2), организациям, осуществляющим спортивную подготовку (п. 5 ч. 2 ст. 34.3).

Статьей 26.1 Закона о физической культуре и спорте определен правовой статус общероссийской антидопинговой организации.

Необходимо отметить, что на законодательном уровне регламентировано федеральное финансирование осуществление мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним членами спортивных сборных команд РФ (п. 5 ч. 1 ст. 38 Закона о физической культуре и спорте).

Однако остался открытым вопрос финансирования мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, хотя антидопинговое правосознание формируется именно в школьном и массовом спорте.

К мерам по предотвращению допинга и борьбы с ним можно отнести институт ответственности за нарушение антидопингового законодательства.

Закон о физической культуре и спорте предусматривает установление ответственности:
1) спортсменов, тренеров, иных специалистов в области физической культуры и спорта за нарушение антидопинговых правил (п. 2 ч. 8 ст. 26);
2) физкультурно-спортивных организаций за нарушение условий проведения допинг-контроля, предусмотренных порядком проведения допинг-контроля (п. 10. Ч. 8 ст. 26).

Однако Закон о физической культуре и спорте не содержит отдельной статьи, регламентирующей иные виды ответственности за нарушение антидопинговых правил к различным субъектам спортивных правоотношений.

Ответственность за нарушение антидопинговых правил можно найти в иных федеральных законах.

В частности, законодательство РФ предусматривает такие виды ответственности:
1) с 2011 г. – дисциплинарная ответственность в виде прекращения трудового договора со спортсменом за нарушение, в т.ч. однократное, общероссийских антидопинговых правил, антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, которое признано нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации (ч. 2 ст. 348.11 ТК РФ) [2];
2) с 2011 г. – административная ответственность за нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине, иным специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним [3] (ч. 1 ст. 6.18 КоАП РФ);
3) с 2016 г. – уголовная ответственность за склонение спортсмена к использованию субстанций, методов, запрещенных для использования в спорте (ст. 230.1 УК РФ), использование в отношении спортсмена субстанций, методов, запрещенных для использования в спорте (ст. 230.2 УК РФ) [1].

Следует отметить, что в законодательстве РФ нет специальных норм, отсылок к общим основаниям, условиям наступления гражданско-правовой ответственности за нарушение антидопинговых правил.

Как указывает А. А. Мохов данный пробел законодательства необходимо исправить [16, с. 523].

Однако в юридической литературе существует иная позиция относительно гражданско-правовой ответственности за нарушение спортивных правоотношений, в т.ч. антидопинговых правил. Так, по мнению А. В. Ерофеева, дисквалификация, являющаяся, одной из наиболее применимых мер ответственности в спортивных правоотношениях является гражданско-правовой [14, с. 94]. Полагаем данный подход спорным.

Необходимо отметить, что вопрос ответственности за применение допинга в научной среде является дискуссионным. Есть противники и сторонники ее применения, в частности уголовной ответственности.

Так, например, Т. А. Кошаева, Е. В. Ямашева считают, что уголовная ответственность:
1) отвечает современным требованиям, предъявляемым к успешной и результативной подготовке спортсменов к соревнованиям разного уровня;
2) повысит эффективность законодательства РФ в противодействии нарушению антидопингового законодательства [15, с. 105].

Согласно ч. 9 ст. 26 Закона о физической культуре и спорте, нормативно-правовое регулирование предотвращения допинга в спорте и борьбе с ним возложено на федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорт, в частности, в части разработки и утверждения общероссийских антидопинговых правил, порядка проведения допингового контроля.

Так, порядок проведения допинг-контроля утвержден приказом Минспорттуризма РФ от 13.05.2009 № 293 (ред. от 14.06.2011) «Об утверждении Порядка проведения допинг-контроля» [9].

Общероссийские антидопинговые правила регламентированы приказом Минспорта России [10].

Полагаем, что нормативно-правовое регулирование предотвращения допинга в спорте и борьбе на уровне ведомственным приказов недостаточным.

На это указывает ч. 1 ст. 4 Закона о физической культуре и спорте, предусматривающая, что законодательство РФ в этой сфере основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных и региональных законов.

Представляется, что правовое регулирование антидопингового обеспечения, предотвращения допинга в спорте и борьбе с ним следует осуществлять только на уровне федеральных и региональных законов. Более того, в свете политической составляющей, остро назрела необходимость принятие отдельного закона по предотвращения допинга в спорте и борьбе с ним, строго в соответствии с международным правом (Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте и др.).


Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. – 1996. № 25. – Ст. 2954.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. – 2001. – №1 (ч. 1). – Ст. 3.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. – 2001. – № 1 (ч. 2). – Ст. 1.
  4. О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 20.12.2004 № 167-ФЗ // СЗ РФ. – 2004. №52 (ч. 1). – Ст. 5271.
  5. О ратификации Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте: Федеральный закон от 27.12.2006 г. № 240-ФЗ // СЗ РФ. – 2007. – № 1 (ч. I). – Ст. 3.
  6. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. – 2007. – № 50. – Ст. 6242.
  7. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: Федеральный закон от 07.05.2010 № 82-ФЗ // СЗ РФ. – 2010. – № 19. – Ст. 2290.
  8. Об организации и проведении антидопингового контроля в области физической культуры и спорта в Российской Федерации: Приказ Госкомспорта РФ от 20.10.2003 № 837. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=80663&rnd=285391.76228810&dst=100012&fld=134#0 (дата обращения 07.10.2017).
  9. Об утверждении Порядка проведения допинг-контроля: Приказ Минспорттуризма РФ от 13.05.2009 № 293 (ред. от 14.06.2011) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2009. – № 40.
  10. Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил: Приказ Минспорта России от 09.08.2016 № 947 (ред. от 17.10.2016) // Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ. – 2016. – № 8.
  11. Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте (утв. ВС РФ 27.04.1993 № 4868-1) (ред. от 24.12.1993). Утратили силу. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 22. – Ст. 784.
  12. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ (ред. от 30.06.2007). Утратил силу // СЗ РФ. – 199. – № 18. – Ст. 2206.
  13. Граевская Н.Д. Проблема допинга в спорте // Спортивная биология и медицина в повышении качества жизни: XXI век: сб. науч. трудов. – М.,1999. – С.45.
  14. Ерофеев А. А. Особенности мер гражданско-правовой ответственности в области спорта // Вестник экономики, права и социологии. – 2015. – № 1. – С. 93-96.
  15. Кошаева Т.А., Ямашева Е. В. К вопросу об установлении уголовной ответственности за нарушение законодательства о допинге // Журнал российского права. – 2017. – № 6. – С. 105. С. 97-105.
  16. Мохов А. А. Гражданско-правовые средства реализации антидопинговой политики в Российской Федерации // Учебные записки Казанского университета. – 2017. – Т. 159. КН. 2. – С. 520-527.