КОЛЛИЗИИ И ПРОБЕЛЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

№9,

Юридические науки


Миягашев Павел Николаевич


Ключевые слова: ФИЗКУЛЬТУРА; СПОРТ; МАССОВЫЙ СПОРТ; ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА; НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; СУБЪЕКТ РФ; PHYSICAL EDUCATION; SPORT; MASS SPORT; SCHOOL SPORT; ACTIVITIES IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT; LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES; THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION.


Аннотация: Исследование коллизий и пробелов нормативно-правового регулирования деятельности в области физической культуры и спорта, что весьма актуально не только в законодательном, но и прикладном аспектах.

Предметом настоящего исследования является анализ российского законодательства в области физкультуры и спорта и выявление проблем нормативно-правового регулирования деятельности в этой сфере.

Согласно конституционному положению, в российском государстве поощряется деятельность, которая способствует развитию физической культуры и спорта [1] (ч. 2 ст. 40 Конституции РФ).

Нормативно-правовое регулирование деятельности в области физической культуры и спорта регламентировано федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон физической культуре и спорте).

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о физической культуре и спорте, законодательство РФ в этой сфере основывается на Конституции РФ и состоит из:
1) Закона о физической культуре и спорте;
2) иных федеральных законов;
3) принимаемых в соответствии с федеральным законодательством, законов субъектов РФ [3].

В рамках общего конституционного подхода, в случае, когда международным договором РФ установлены правила иные, чем законодательством РФ, то применяются правила международного договора РФ (ч. 4 ст. 4 Закона о физической культуре и спорте).

Нормативно-правовое регулирование деятельности в области физической культуры и спорта на уровне субъекта закреплено в Конституции РФ, поскольку в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Необходимо отметить, что изначально, нормативно-правовое регулирование деятельности в области физической культуры и спорта на уровне субъекта РФ было регламентировано еще Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте (ст. 1) [7].

Новеллой нормативно-правовое регулирование деятельности в области физической культуры и спорта 2007 г. можно назвать положение Закона о физической культуре и спорте о том, что в части вопросов деятельности в области физической культуры, спорта могут приниматься муниципальные правовые акты (ч. 3 ст. 4).

Однако принятие муниципальных правовых актов в области физкультуры и спорта было закреплено законодателем еще в 2003 г.

Так в частности, муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

К вопросам местного значения законодательством РФ отнесено обеспечение условий для развития на территории муниципального поселения, района, городского округа физической культуры, школьного спорта, массового спорта [2] (п. 14 ч. 1 ст. 14, п. 26 ч. 1 ст. 15, п. 19 ч. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).

Отметим, что обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта было изначально отнесено к вопросам местного значения с момента принятия закона в 2003 г.

Соответственно возникает вопрос, почему правовое обеспечение развития в области физкультуры и спорта на уровне муниципального образования было регламентировано Законом о физической культуре и спорте только в 2007 г., а не ранее, в Основах законодательства РФ о физической культуре и спорте.

Принятый в 1999 г. Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ (ред. от 30.06.2007) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», отменивший Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте, вообще не содержал норму в части законодательства о физической культуре и спорта [8], что считаем явным упущением законодателя.

Налицо коллизия и пробел законодательства в части нормативно-правового регулирования в области физкультуры и спорта на уровне муниципального образования.

Следует обратить также внимание, что Закон об общих принципах организации местного самоуправления оперирует такими понятиями как «школьный спорт», «массовый спорт».

Причем, понятием «школьный спорт» в Законе об общих принципах организации местного самоуправления, законодатель стал оперировать только с 2015 г., изменив редакции соответствующих статей, дополнив их понятием «школьный спорт» федеральным законом от 29.06.2015 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].

Однако понятие «школьный спорт» законодатель ввел еще в 2011 г. федеральным законом от 03.12.2011 №384-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [4].

Представляется, соответствующие изменения следовало внести и в Закон об общих принципах организации местного самоуправления.

Понятие «массовый спорт» на законодательном уровне введен только в 2007 г. Законом о физической культуре и спорте.

Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте, Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации от 1999 г. такое понятие не регламентируют, что тоже можно отнести к пробелам российского законодательства того периода в области физкультуры и спорта.

Как справедливо отмечается в научной литературе, определенный перелом относительно к массовому спорту государственной власти произошел в только начале XXI в. [9], что и нашло отражение в законодательстве.

Поддерживаем В. Д. Иванова, В. З.Смирнову, М. А. в необходимости устранения пробелов в законодательстве о физической культуре и спорта, единого, точного толкования, понимания законов [10, с. 108].

Таким образом, анализ российского законодательства в области физкультуры и спорта позволяет сделать вывод о том, что нормативно-правовому регулированию в этой сфере, на определенных этапах становления и развития российского спорта, были присущи коллизии и пробелы.

Существовавшие проблемы нормативно-правового регулирования в области физкультуры и спорта послужили одной из причин развития физкультуры и спорта в РФ не на должном уровне.

Упущение законодателя в части правового регулирования массового, школьного спорта, в т.ч. на уровне муниципального образования привело в конце XX в.- начале XXI в. к утрате позиций российского спорта на мировом уровне.

Ни для кого не секрет, что только развитие массового, школьного спорта позволит выявлять таланты и самородки в этой сфере и никакие иностранные легионеры не смогут обеспечить славу российскому спорту.

Представляется, в настоящей статье выявлены и освещены далеко не все существующие проблемы в области правового регулирования деятельности в области физической культуры и спорта.

В частности, весьма актуальна, в последние годы, проблема антидопинга в российском спорте, что вызвана именно, как раз недостаточным правовым регулированием этого понятия.

Само понятие «антидопинговое обеспечение» было введено в законодательство РФ только в 2010 г., было дополнено в 2013 г. и 2016 г. Необходимо отметить, что общероссийские антидопинговые правила разработаны лишь в 2016 г., и то в рамках приказа Минспорта России [6], что считаем недостаточным. Полагаем, что проблема антидопинга должна регулироваться только на уровне федерального закона.

Но это будет предметом отдельного исследования.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
  3. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. – 2007. – № 50. – Ст. 6242.
  4. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: Федеральный закон от 03.12.2011 № 384-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // СЗ РФ. –2011. – № 49 (ч. 5). – Ст. 7062.
  5. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.06.2015 № 204-ФЗ // СЗ РФ. – 2015. – № 27. – Ст. 3995.
  6. Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил: Приказ Минспорта России от 09.08.2016 № 947 (ред. от 17.10.2016) // Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ. –2016. – № 8.
  7. Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте (утв. ВС РФ 27.04.1993 № 4868-1) (ред. от 24.12.1993). Утратили силу. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 22. – Ст. 784.
  8. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ (ред. от 30.06.2007). Утратил силу // СЗ РФ. – 199. – № 18. – Ст. 2206.
  9. Гречишникова А. Л. Понятие «массовый спорт» как объект рассмотрения социологии // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. – [Электронный ресурс] – URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15789 (дата обращения 06.10.2017).
  10. Иванов В. Д., Смирнова В. З., Райн М. А. Проблемы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2017. – Т. 2. № 2. – С. 108-111.