КОЛЛИЗИИ И ПРОБЕЛЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
№9,
Юридические науки
Миягашев Павел Николаевич
Ключевые слова: ФИЗКУЛЬТУРА; СПОРТ; МАССОВЫЙ СПОРТ; ШКОЛЬНЫЙ СПОРТ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА; НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; СУБЪЕКТ РФ; PHYSICAL EDUCATION; SPORT; MASS SPORT; SCHOOL SPORT; ACTIVITIES IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT; LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES; THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION.
Предметом настоящего исследования является анализ российского законодательства в области физкультуры и спорта и выявление проблем нормативно-правового регулирования деятельности в этой сфере.
Согласно конституционному положению, в российском государстве поощряется деятельность, которая способствует развитию физической культуры и спорта [1] (ч. 2 ст. 40 Конституции РФ).
Нормативно-правовое регулирование деятельности в области физической культуры и спорта регламентировано федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон физической культуре и спорте).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона о физической культуре и спорте, законодательство РФ в этой сфере основывается на Конституции РФ и состоит из:
1) Закона о физической культуре и спорте;
2) иных федеральных законов;
3) принимаемых в соответствии с федеральным законодательством, законов субъектов РФ [3].
В рамках общего конституционного подхода, в случае, когда международным договором РФ установлены правила иные, чем законодательством РФ, то применяются правила международного договора РФ (ч. 4 ст. 4 Закона о физической культуре и спорте).
Нормативно-правовое регулирование деятельности в области физической культуры и спорта на уровне субъекта закреплено в Конституции РФ, поскольку в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
Необходимо отметить, что изначально, нормативно-правовое регулирование деятельности в области физической культуры и спорта на уровне субъекта РФ было регламентировано еще Основами законодательства РФ о физической культуре и спорте (ст. 1) [7].
Новеллой нормативно-правовое регулирование деятельности в области физической культуры и спорта 2007 г. можно назвать положение Закона о физической культуре и спорте о том, что в части вопросов деятельности в области физической культуры, спорта могут приниматься муниципальные правовые акты (ч. 3 ст. 4).
Однако принятие муниципальных правовых актов в области физкультуры и спорта было закреплено законодателем еще в 2003 г.
Так в частности, муниципальные правовые акты принимаются по вопросам местного значения, согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об общих принципах организации местного самоуправления).
К вопросам местного значения законодательством РФ отнесено обеспечение условий для развития на территории муниципального поселения, района, городского округа физической культуры, школьного спорта, массового спорта [2] (п. 14 ч. 1 ст. 14, п. 26 ч. 1 ст. 15, п. 19 ч. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Отметим, что обеспечение условий для развития массовой физической культуры и спорта было изначально отнесено к вопросам местного значения с момента принятия закона в 2003 г.
Соответственно возникает вопрос, почему правовое обеспечение развития в области физкультуры и спорта на уровне муниципального образования было регламентировано Законом о физической культуре и спорте только в 2007 г., а не ранее, в Основах законодательства РФ о физической культуре и спорте.
Принятый в 1999 г. Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ (ред. от 30.06.2007) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», отменивший Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте, вообще не содержал норму в части законодательства о физической культуре и спорта [8], что считаем явным упущением законодателя.
Налицо коллизия и пробел законодательства в части нормативно-правового регулирования в области физкультуры и спорта на уровне муниципального образования.
Следует обратить также внимание, что Закон об общих принципах организации местного самоуправления оперирует такими понятиями как «школьный спорт», «массовый спорт».
Причем, понятием «школьный спорт» в Законе об общих принципах организации местного самоуправления, законодатель стал оперировать только с 2015 г., изменив редакции соответствующих статей, дополнив их понятием «школьный спорт» федеральным законом от 29.06.2015 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5].
Однако понятие «школьный спорт» законодатель ввел еще в 2011 г. федеральным законом от 03.12.2011 №384-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [4].
Представляется, соответствующие изменения следовало внести и в Закон об общих принципах организации местного самоуправления.
Понятие «массовый спорт» на законодательном уровне введен только в 2007 г. Законом о физической культуре и спорте.
Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте, Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации от 1999 г. такое понятие не регламентируют, что тоже можно отнести к пробелам российского законодательства того периода в области физкультуры и спорта.
Как справедливо отмечается в научной литературе, определенный перелом относительно к массовому спорту государственной власти произошел в только начале XXI в. [9], что и нашло отражение в законодательстве.
Поддерживаем В. Д. Иванова, В. З.Смирнову, М. А. в необходимости устранения пробелов в законодательстве о физической культуре и спорта, единого, точного толкования, понимания законов [10, с. 108].
Таким образом, анализ российского законодательства в области физкультуры и спорта позволяет сделать вывод о том, что нормативно-правовому регулированию в этой сфере, на определенных этапах становления и развития российского спорта, были присущи коллизии и пробелы.
Существовавшие проблемы нормативно-правового регулирования в области физкультуры и спорта послужили одной из причин развития физкультуры и спорта в РФ не на должном уровне.
Упущение законодателя в части правового регулирования массового, школьного спорта, в т.ч. на уровне муниципального образования привело в конце XX в.- начале XXI в. к утрате позиций российского спорта на мировом уровне.
Ни для кого не секрет, что только развитие массового, школьного спорта позволит выявлять таланты и самородки в этой сфере и никакие иностранные легионеры не смогут обеспечить славу российскому спорту.
Представляется, в настоящей статье выявлены и освещены далеко не все существующие проблемы в области правового регулирования деятельности в области физической культуры и спорта.
В частности, весьма актуальна, в последние годы, проблема антидопинга в российском спорте, что вызвана именно, как раз недостаточным правовым регулированием этого понятия.
Само понятие «антидопинговое обеспечение» было введено в законодательство РФ только в 2010 г., было дополнено в 2013 г. и 2016 г. Необходимо отметить, что общероссийские антидопинговые правила разработаны лишь в 2016 г., и то в рамках приказа Минспорта России [6], что считаем недостаточным. Полагаем, что проблема антидопинга должна регулироваться только на уровне федерального закона.
Но это будет предметом отдельного исследования.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
- О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 26.07.2017) // СЗ РФ. – 2007. – № 50. – Ст. 6242.
- О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: Федеральный закон от 03.12.2011 № 384-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // СЗ РФ. –2011. – № 49 (ч. 5). – Ст. 7062.
- О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 29.06.2015 № 204-ФЗ // СЗ РФ. – 2015. – № 27. – Ст. 3995.
- Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил: Приказ Минспорта России от 09.08.2016 № 947 (ред. от 17.10.2016) // Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ. –2016. – № 8.
- Основы законодательства РФ о физической культуре и спорте (утв. ВС РФ 27.04.1993 № 4868-1) (ред. от 24.12.1993). Утратили силу. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 22. – Ст. 784.
- О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ (ред. от 30.06.2007). Утратил силу // СЗ РФ. – 199. – № 18. – Ст. 2206.
- Гречишникова А. Л. Понятие «массовый спорт» как объект рассмотрения социологии // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. – [Электронный ресурс] – URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15789 (дата обращения 06.10.2017).
- Иванов В. Д., Смирнова В. З., Райн М. А. Проблемы правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2017. – Т. 2. № 2. – С. 108-111.