АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С БИЗНЕС-СООБЩЕСТВОМ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ

№9,

Экономические науки

Колобова Ирина Николаевна
Попов Владислав Валерьевич


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ; ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ; УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ; СИСТЕМА «ЕДИНОЕ ОКНО»; CUSTOMS SERVICE; CUSTOMS ADMINISTRATION; CUSTOMS REGULATION; CUSTOMS CONTROL; RISK MANAGEMENT; SINGLE WINDOW SYSTEM.


Аннотация: В данной статье проанализирован мировой опыт взаимодействия таможенных органов с бизнес-сообществом, имеющий целью повышение качества таможенных услуг. Рассмотрены основные функции, возложенные на таможенные органы Российской Федерации, которые помогут более эффективно откликаться на постоянные изменения в международной практике и на требования бизнес-сообщества и государства. Выявлена и обоснована необходимость партнерского сотрудничества и обмена накопленным опытом между таможенными органами разных стран. Особое внимание обращено на сингапурскую, шведскую и американскую прогрессивные модели таможенной деятельности, которые работают по системе «единого окна».

Таможенная служба Российской Федерации несет ответственность за исполнение возложенных на нее функций. К основным функциям относятся: правоохранительная, фискальная и функция содействия предпринимательству. Последняя указывает на то, что необходимо формировать новые подходы к таможенному администрированию, которые помогут таможенным органам Российской Федерации более эффективно откликаться на постоянные изменения в международной практике и на требования бизнес-сообщества и государства.

Для достижения этой цели был поставлен ряд задач: 1) повысить качество таможенного регулирования, тем самым способствовать повышению инвестиций в экономику страны для защиты отечественных производителей, охраны прав интеллектуальной собственности и содействия внешней торговли; 2) опираясь на международные стандарты, основанные на последних достижениях в сфере управленческих и информационных технологий, совершенствовать таможенное администрирование, в частности развивать системы управления рисками; 3) усиливать взаимоотношения с отечественными и международными органами и организациями для борьбы с терроризмом, контрафактной продукцией, контрабандой наркотиков, оружия и т.д.

Реализация этих задач позволит обеспечить стабильный правовой режим для внешней торговли на всей территории Российской Федерации. Этот режим основан на универсальных международных принципах, одобренных Всемирной таможенной организаций (ВТО). К этим принципам относятся:
1. Стандартизация. Совершенствование таможенного законодательства с учетом международных стандартов.
2. Прозрачность и предсказуемость. Все таможенные правила, нормы и процедуры применяются последовательно. Они общеизвестны, унифицированы, а также в доступной форме доводятся до всех заинтересованных сторон.
3. Минимальное вмешательство. Таможенные органы соблюдают принципы достаточности и выборочности в максимальной возможной степени, используют систему управления рисками.
4. Ориентация на потребителя. Задача таможенных органов направлена на улучшение качества таможенных процедур для участников внешнеторговой деятельности (физических и юридических лиц).
5. Партнерство и сотрудничество. В своей деятельности таможенные органы развивают сотрудничество с участниками внешнеторговой деятельности (бизнес-сообществом, государственными органами, таможенными службами других стран).
6. Обеспечение баланса между мерами, содействующими развитию торговли, и таможенным контролем, обеспечивающим безопасность.

Для повышения качества таможенных услуг необходимо использовать принципы, определенные в рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли. Эти принципы были приняты Всемирной таможенной организацией и одобрены Федеральной таможенной службой.

Существует несколько прогрессивных моделей таможенной деятельности, работающих по принципу «единого окна»: сингапурская, шведская и американская. Исследования, зарубежных экспертов показали, что внедрение этих моделей способствовало росту ВВП этих стран на 20%.

В Сингапуре все взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) происходят через уполномоченный государственный орган. В дальнейшем информация направляется в таможенные органы, банковскую и налоговую системы страны, фитосанитарную и ветеринарную службы. Электронное декларирование в этой стране работает на 100%.

Шведская система «единого окна» устроена также. Все сведения, полученные от участника ВЭД, консолидируются через таможенный орган, а затем при необходимости направляются в другие государственные органы, банковскую и налоговую системы, службы фитосанитарного и ветеринарного контроля. Более того, грузоперевозчик вправе отправить грузовую таможенную декларацию при помощи SMS сообщения.

В Соединенных Штатах Америки система «единого окна» имеет свою специфику. На сегодняшний день в США практически 100% товаров сопровождается электронным декларированием и полным электронным описанием товара. Около 60% внешнеторговых грузов оформляется на государственной границе Соединенных Штатов Америки, и около 40% товаров очищается внутри страны по желанию участников внешнеэкономической деятельности (получателей груза). Процесс оформления производится таможенными брокерами, имеющими соответствующую лицензию. Сам таможенный контроль полностью автоматизирован и проводится без вмешательства человека, централизованно.

Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» внес глобальные поправки в принципы взаимодействия бизнес-сообщества и таможенных органов. Удалось выйти на новый уровень, а именно придать этому взаимодействию партнерский характер. Это было достигнуто благодаря внедрению реинжиниринга организационных процессов в управлении таможенным делом («Дорожная карта»), позволяющему гармонизировать таможенные процедуры.

Создание благоприятного режима для участников внешнеэкономической деятельности приводит к улучшению работы всех секторов экономики, увеличению поступлений денежных средств в бюджет страны, экономит время и средства бизнес-сообщества, оптимизирует численность государственных служащих.


Список литературы

  1. Колобова И.Н., Бойкова М.В. Реинжиниринг в формировании стратегии таможенных органов. Новая наука: от идеи к результату. Часть 1. Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции 22 декабря 2016 г.
  2. Макрусев В.В., Черных В.А. Управление таможенным делом. М.: Изд-во Троицкий мост, 2012 — 448 с.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 №1125-р (ред. от 12.12.2015) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»».
  4. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).