СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

№9,

Юридические науки


Миягашева Аланго Владимировна


Ключевые слова: СУБЪЕКТ РФ; ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РФ; СТАНОВЛЕНИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ; ПРАВИТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТА РФ; ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ; РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ; THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION; EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION; FORMATION OF EXECUTIVE BODIES; THE GOVERNMENT OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION; THE GOVERNMENT OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA; REGIONAL AUTHORITY.


Аннотация: Исследование становления органов исполнительной власти Республики Хакасия. Исполнительные органы субъекта РФ, входящие в систему государственных органов региона занимают важное место в государственных публичных правоотношениях. В последнее время налицо кризис публичной региональной власти, выражающийся отставкой ряда региональных правительств (Республика Хакасия, Красноярский Край и др.), в связи с чем, особо актуально исследование этого института, в том числе в историческом аспекте.

Природа публичной власти, применительно к Российскому государству, характеризуется наличием 2-х ее уровней, государственного и местного. Государственная публичная власть, в свою очередь, проявляется на федеральном и региональном уровнях [12].

Региональная власть в РФ законодательно закреплена, прежде всего, в Конституции РФ. Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти [1].

Необходимо отметить, что исполнительные органы субъекта РФ, входящие в систему государственных органов региона, занимают важное место в государственных публичных правоотношениях.

В соответствии с конституционным принципом, система исполнительных органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно в рамках основ конституционного строя РФ, общими принципами организации исполнительных органов государственной власти субъекта РФ.

Как отмечают в юридической научной литературе, процесс становления исследуемых правоотношений является весьма сложным, и не завершен до сих пор [11, с. 3]. Республика Хакасия не стала исключением. Как, справедливо указывает В. Н. Шеломенцев, проблемы эволюционного развития Республики Хакасия, вопросы становления, развития федеративных, региональных правоотношений субъекта являются очень сложными, многогранными [14, с. 5].

Представляется, положение о том, что процесс становления органов исполнительной региональной власти сложен и многогранен, подтверждается острейшим кризисом публичной региональной власти, выражающийся, в частности, отставкой ряда региональных правительств, например, Республики Хакасия, Красноярского края и др.

Так, в частности, об отставке правительства Республики Хакасия заявил глава Республики Хакасия Виктор Зимин весной 2017 г., указав, что, это было крайне непростое решение, «я его принял, так как не вижу иного способа встряхнуться и начать работать в совершенно ином ключе» [13].

В связи с этим, особо актуально исследование института исполнительной региональной власти, в том числе в историческом аспекте.

Предметом настоящего исследования является история становления органов исполнительной власти Республики Хакасия.

Республика Хакасия – это субъект в составе РФ, статус которого определен Конституцией РФ и Конституцией Республики Хакасия.

Хакасия насчитывает многовековую историю. Первое хакасское государство на территории Южной Сибири, возникло уже в IV-III в.в. до н. э.

Процесс вхождения Хакасии в состав России называют в исторической литературе длительным и противоречивым. ХХ век историки по праву называют переломным в истории Хакасии, это, так называемый период Советской власти.

Согласно исторической справке [8], Президиум ЦИК принял в 1923 г. декрет, согласно которому был создан Хакасский уезд Енисейской губернии [2]. Исполнительным органом власти стал Хакасский уездный революционный комитет, который был создан по решению аппарата Енисейского губисполкома. Образование в Хакасском уезде чрезвычайного органа диктатуры пролетариата, временного органа власти полувоенного характера, а не традиционных органов государственной власти, которые были предусмотрены Конституцией РСФСР 1918 г., как отмечалось в советской литературе, было обусловлено специфическими условиями борьбы с политическим бандитизмом [7, с. 6].

В 1925 г. Хакасский уезд был преобразован в Хакасский округ в составе Сибирского края [6]. Согласимся с В. Н. Шеломенцовым, Хакасия поднялась на новую, более высокую ступень государственного устройства, получила право на особое представительство в Совете национальностей ЦИК СССР, в Президиуме ВЦИК [14, с. 18]. Образование Хакасского округа стало новым шагом и в становлении национального государственного устройства, поскольку соответствовало указанию В. И. Ленина о необходимости создания автономных округов даже с самой небольшой величины с цельным единым национальным составом [10, с.148]. Далее в 1930 г. Хакасский округ был преобразован в Хакасскую автономную область (далее по тексту – ХАО), которая в 1991 г. была соответственно преобразована в Хакасскую ССР [3]. Высшим органом исполнительной власти в советский период с 1925г. по 1991 г. был Хакасский областной комитет КПСС. Систему исполнительно-распорядительных органов Советов ХАО образовывали исполнительные комитеты областного, районных, городских, сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся, их отделы, управления, за исключением исполкомов сельских Советов.

Отметим, что, в целом советская власть, ее система исполнительных органов сыграла положительную роль в развитии региона, который, пусть и формально, но получил свою национальную государственность.

Настоящий правовой статус «Республика Хакасия», регион получил только в 1992 г., когда 29.01.1992 г. Верховный Совет Хакасской ССР постановил Хакасскую ССР впредь именовать «Республика Хакасия» в составе РФ. 31 марта 1992 г. 86 субъектов РСФСР подписали Федеративный договор, тем самым заложив фундамент нового федеративного устройства России. Соответственно, 31.03.1992 г. можно назвать исторической датой создания Республики Хакасия, когда Республика Хакасия (далее по тексту – РХ), подписала Федеративный договор и стала полноправным субъектом Российского государства.

В 1995 г. была принята Конституция Республики Хакасия (далее по тексту – Конституция РХ), регламентировавшая правовой статус РХ.

Конституция РХ – это основной закон республики, нормативно-правовой акт высшей юридической силы, которым закреплены основы конституционного строя, основы правового статуса человека, гражданина, статус, административно-территориальное устройство, система, принципы организации, деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления).

Следует отметить, что принятие Конституции РХ было связано с преобразованием Хакасской автономной области в Хакасскую ССР [9, с. 5].

Согласно Конституции РХ, исполнительную власть в Республике Хакасия осуществляет Правительство РХ, которое возглавляется Главой РХ – Председателем Правительства РХ (ч. 1 ст. 89 Конституции РХ). Правительство РХ – это высший исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия (ст. 1 Закона РФ «О Правительстве Республики Хакасия»). В систему исполнительных органов государственной власти РХ, помимо Правительства РХ входят министерства, государственные комитеты РХ и иные органы исполнительной власти (ч. 2 ст. 89 Конституции РХ) [4].

Как ранее было отмечено, для современного процесса реформирования государственного регионального устройства присущи кризисные явления.

Применительно, к Республике Хакасия, к правовым последствиям кризиса региональной исполнительной власти РХ можно отнести изменение структуры исполнительной власти в РХ.

Так, в частности, согласно постановлению Правительства РХ от 28.07. 2017 г. № 388 «О реализации постановления Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия от 14.07.2017 № 41-ПП «О внесении изменения в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 № 07-ПП «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия» изменена структура органов исполнительной власти в РХ, в части, например:
1) организации новых структур (Государственного комитета по делам молодежи РХ);
2) реорганизации существующих структур (Министерство экономического развития РХ реорганизовано путем присоединения Государственного комитета по тарифам и энергетике РХ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РХ соответственно путем присоединения к нему Государственной ветеринарной инспекции Республики Хакасия и др.) [5].

Будем надеяться, что изменение структуры исполнительной власти РХ соответствует целям ее реформирования и положительно скажется на политическом, экономическом, социальном состоянии нашей республики.

Таким образом, в рамках настоящего исследования рассмотрены процессы реформирования государственного устройства на примере Республики Хакасия, в частности этапы становления ее органов исполнительной власти, от советского периода по настоящий день.

Представляется, в процессе государственного реформирования, Хакасия прошла большой путь – была уездом, округом, автономной областью, и наконец, стала республикой [14, с. 18].

Соответственно долгий путь реформирования и становления прошли и органы исполнительной власти Республики Хакасия – от чрезвычайного революционного комитета, партийного комитета до законодательно регламентированных структур, как на федеральном, так и региональном уровнях.

Безусловно, исследование исторического аспекта института региональных исполнительных органов власти на примере Республики Хакасия, крайне важно, как в теоретическом плане, так и в целях правоприменения.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Об образовании Хакасского уезда Енисейской губернии: Постановление Президиума ВЦИК. Утратило силу. [Электронный ресурс] – URL: http://www.libussr.ru/index.htm (дата обращения: 01.10.2017).
  3. О преобразовании Хакасской автономной области в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР: Закон РСФСР от 03.07.1991 № 1538-1. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 27. – Ст. 933.
  4. Конституция Республики Хакасия (принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия (первого созыва) 25 мая 1995 года) (с изменениями и дополнениями) // Бюллетень «Вестник Хакасии». – 1995. – № 25. – С. 2-11.
  5. О реализации постановления Главы Республики Хакасия — Председателя Правительства Республики Хакасия от 14.07.2017 № 41-ПП «О внесении изменения в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 07-ПП «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия»: Постановление Правительства Республики Хакасия от 28.07.2017 № 388 // Бюллетень «Вестник Хакасии». – 2017. – №52 (1785).
  6. Белоусова Л. И. Первые улицы г. Абакана в 1923-1930 годы. 8 с. [Электронный ресурс] – URL: http://arhiv.r-19.ru/assets/files/Doklad/pervylica.pdf (дата обращения: 01.10.2017).
  7. Ефремова Н. И. Образование Хакасской автономной области: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Томск, 1973. – 21 с.
  8. Историческая справка о Республике Хакасия. Официальный сайт Правительства Республики Хакасия. [Электронный ресурс] – URL: http://www.r-19.ru/about-khakasia/history (дата обращения: 01.10.2017).
  9. Конституция: история и закон: к 20-летию принятия Конституции Республики Хакасия: рекомендательный указатель / М-во культуры Респ. Хакасия, ГБУК РХ «НБ им. Н.Г. Доможакова», сост. И.Н. Андреева. – Абакан, 2015. – 40 с.
  10. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Издание 5. Т. 24. – М., 1973. – 568 с.
  11. Мамаев Р. Б. Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики как субъекта Российской Федерации (федеральные стандарты и республиканское регулирование): дис. …канд. юрид. наук. –Ростовр н/Д, 2004. – 191 с.
  12. Миягашева А. В. Понятие и сущность публичных правоотношений. 2017 // Научный журнал «Novaum». № 9. [Электронный ресурс] – URL: http://novaum.ru/public/p355 (дата обращения: 30.09.2017).
  13. Правительство Хакасии отправлено в отставку. [Электронный ресурс] – URL: http://www.19rus.info/index.php/vlast-i-politika/item/66030-pravitelstvo-khakasii-otpravleno-v-otstavku (дата обращения: 30.09.2017).
  14. Шеломенцев В. Н. Конституционно-правовой статус Республики Хакасия: Теоретический и историко-сравнительный анализ: Автореф. канд. юрид. наук. – М., 1999. – 26 с.