«ТАМОЖЕННАЯ УСЛУГА»: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
№9,
Экономические науки
Воронин Антон Алексеевич
Ключевые слова: СТРАТЕГИЯ; ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; CUSTOMS SERVICES; CUSTOMS BODIES; PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY.
В современном мире перспектива развития Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС) определяется основными тенденциями, складывающиеся в мировой политике и экономике. Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО) и принятие Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия) во многом определило направление совершенствования деятельности таможенных органов. В частности, в Стратегии определяются цели и задачи совершенствования системы государственных услуг в области таможенного дела. Таможенные органы выходят на принципиально новый уровень взаимодействия с участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), направленный на поддержку развития бизнеса, сокращение издержек участников ВЭД и увеличение прозрачности таможенных операций.
При этом, на данный момент нет единого понимания термина «таможенная услуга» и нормативно-правовой базы, определяющей понятие «таможенные услуги». При сравнительном анализе Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) наблюдается отсутствие определения термина «таможенная услуга», при этом в ряде документов, определяющих направления развития и совершенствование деятельности таможенных органов Российской Федерации наблюдается использование данного термина.
В связи с тем, что нет четко закрепленного определения термина «таможенная услуга», каждая из сторон, совершающая таможенные операции, трактует данный термин по-своему. Участники ВЭД могут понимать термин «таможенная услуга» как особый вид услуги, направленный на удовлетворения потребностей участников ВЭД и сокращение времени таможенного оформления. Таможенный орган, в свою очередь, может понимать вышеуказанный термин как услуги особого рода, связанные с обеспечением интересов национальной экономики и защитой экономической безопасности государства.
Соответственно, данная множественность в определении, что такое «таможенная услуга», обуславливает путаницу и в каком-то роде тормозят развитие системы предоставления государственных услуг в таможенном деле.
Понимая данную проблему, ученые пытаются выявить правильное определение спорного термина и внести ясность в его сущность, чтобы облегчить понимание термина «таможенная услуга» в нормативно-правовых актах.
Например, в учебнике Макрусева «Таможенный менеджмент» дается определение таможенной услуги, как деятельности, направленной на принятие конкретных решений по таможенным вопросам в рамках административных регламентов исполнения государственных функций и регламентов предоставления государственных услуг [2, с. 81].
Также, часто встречается следующее определение:
«Таможенные услуги»– это услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности государства, с обеспечением интересов национальной экономики и направленные на развитие внешнеэкономических связей [7].
В своей статье О.В. Гречкина и С.А. Агамагомедова трактуют термин «таможенная услуга», как административная деятельность, реализуемая специальными таможенными инструментами по запросам заявителей с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД и участников внешнеторговой деятельности [3, с. 20]. Таким образом, даже в научной литературе наблюдается разрозненность понятия, что в очередной раз подтверждает необходимость закрепления данного понятия на законодательном уровне.
Что же касается видов предоставления таможенных услуг, то их можно условно разделить на государственные и не государственные. Перечень государственных таможенных услуг четко закреплен в нормативно-правовых актах и включает в себя [4]:
– ведение реестров (представителей, владельцев СВХ, перевозчиков, объектов интеллектуальной собственности и др.);
– принятие предварительного решения о стране происхождения товара;
– принятие предварительных решений по классификации товаров;
– информирование и консультирование;
– и др.
Не государственные услуги в свою очередь включают в себя:
– консалтинговые услуги;
– брокерские услуги (услуги таможенных представителей);
– услуги транспортных и экспедиционных компаний;
– услуги складов временного хранения (далее – СВХ);
– и др.
Затрагивая направления совершенствования таможенных услуг, нельзя не отметить значимость электронного документооборота. Введение в 2014 году обязательного электронного декларирования в значительной мере ускорило оформление деклараций на товары, что в свою очередь снизило издержки участников ВЭД.
В связи с тем, что ФТС предоставляет государственные услуги, опираясь на мировой опыт в области взаимодействия с бизнес-сообществом, основными целями развития системы предоставления услуг являются:
– повышение уровня удовлетворенности участников ВЭД результатами взаимодействия с таможенными органами;
– упрощение процедур взаимодействия с таможенными органами;
– повышение открытости и доступности таможенных услуг для граждан и
организаций, участвующих во внешнеэкономической деятельности.
Поставленных целей можно добиться проводя работы по уменьшению времени совершения таможенных операций, оптимизации проведения таможенного контроля, упрощение таможенного законодательства, внедрение перспективных информационных технологий.
В частности, одной из основных информационных технологий является технология удаленного выпуска товаров, с использованием Центров электронного декларирования (далее – ЦЭД). Введение данной технологии позволило сократить сроки совершения таможенных операций, обеспечило автоматическую обработку сведений, повысило оперативность принятия решений и существенно повысило уровень информационного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
Не менее важное направление совершенствования таможенных услуг является развитие системы предварительного информирования. Предварительная информация, содержащая в себе все необходимые сведения, является ключевым инструментом для минимизации случаев применения дополнительных инструментов контроля со стороны таможенных органов. В настоящее время уже введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС автомобильным, железнодорожным и воздушным видами транспорта. На товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, предварительное информирование обязательно только в отношении свободного порта Владивосток.
В целом можно наблюдать тенденцию совершенствования услуг в сфере таможенного дела к более открытой системе, направленную на улучшение качества предоставляемых услуг.
Дальнейшее развитие системы предоставления таможенных услуг с учетом требований ВТО по обеспечению безопасности и содействия бизнесу приведет к улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, что положительно скажется как на пополняемости бюджета, так и развитии экономики в целом.
Список литературы
- Гупанова Ю.Е.Управление качеством таможенных услуг: учеб.пособие / Ю.Е. Гупанова .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2013 .— 187 с.
- Макрсуев В.В. Таможенный менеджмент: учебник / В.В. Макрусев. – М.-Берлин: Дирек-Медиа,2015. – 401 с.
- Государственные таможенные услуги: понятие, базовые характеристики, виды / О.В. Гречкина, С.А. Агамагомедова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – № 3-39. – С. 17–30
- Перечень государственных услуг [Электронный ресурс]: // Официальный сайт ФТС России // — Режим доступа: http://www.customs.ru
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза [Электронный ресурс]: / Консультант Плюс // — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
- Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]: / Консультант Плюс // — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94890/
- Услуги таможни [Электронный ресурс]: / Таможенный брокер // — Режим доступа: http://www.brokert.ru/material/uslugi-tamozhni-struktura