ТАТАРСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСОНАЛИСТСКОГО ПОДХОДА

№9,

Философские науки

Сабиров Аскадула Галимзянович (Доктор философских наук)


Ключевые слова: ФИЛОСОФИЯ; ТАТАРСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; КОНТЕКСТ; ПЕРСОНАЛИСТСКИЙ ПОДХОД; PHILOSOPHY; TATAR PHILOSOPHY; CONTEXT; PERSONALISTIC APPROACH.


Аннотация: В статье рассматривается татарская философия в контексте персоналистского подхода, который позволяет показать ее формирование и развитие посредством изучения творчества известных татарских философов, внесших вклад в развитие теоретических взглядов на мир и места человека в нем.

Проблема изучения татарской философии в контексте персоналистского подхода активно рассматривается в историко-философской литературе (см., например, [1-4] и др.). В ней рассмотрены биографии многих татарских философов в контексте влияния биографических факторов на возникновение и развитие их философских идей. Вместе с тем, в ней татарская философия недостаточным образом рассмотрена в контексте анализа биографии и творчества всех известных татарских философов, живших в различные исторические эпохи. В данной статье предпринята попытка решить указанную проблему. В ней были использованы некоторые материалы, опубликованные нами в прежних работах [5, 6].

Персоналистский подход – это специальный метод исследования, позволяющий рассмотреть историко-философский процесс посредством анализа биографий и творчества известных философов, внесших вклад в развитие определенного философского учения. С его помощью становится возможным реализовать важный принцип изучения любой философской системы, который сформулировал И.Фихте. Он писал, что «выбор некой философии зависит от того, каков человек, в философии живет дух человека, выбирающего философию» [7, с. 677]. Рассмотрим основные этапы формирования и развития татарской философии в персоналистском аспекте.

Истоки татарской философии находятся в философии Волжской Булгарии. Волжско-булгарские философы Абу Хамит аль Булгари (XI – начало XII веков), Сулейман ас-Саксини (XII век), Бурхан аль-Булгари (XII – начало XIII веков), Сулейман ибн Дауд (XII – начало XIII веков) и др. явились предшественниками татарских философов. Большое влияние формирование татарской философии оказали тюркско-татарские философы и поэты Йусуф Баласагуни (1016 или 1018 – после 1070 годы), Ахмад Йасави (12 век) и Кул Гали (около 1183 – 1236 или 1240 годы). Их идеи впоследствии будут заимствованы и развиты первыми татарскими философами. К таким идеям относятся, прежде всего, идеи об Аллахе как создателе мира, о «добродетельном городе», о возможности мистического постижения истины, о равенстве философии и религии в познании законов мира и т.д.

Позднее эти идеи были развиты философами Золотой Орды и Казанского ханства. В Золотой Орде философия формировалась и развивалась благодаря таким философам и мыслителям, как Махмуд Булгари (XIV век), Кутб (XIV век), Хусам Кятиб (XIV век), Рабгузи (XIV век) и Сайф-с-Сараи (XIV век) и др. Именно этих философов можно считать первыми татарскими философами. В Казанском ханстве философия развивалась, прежде всего, Махмудом Мухаммадьяром (1496 или 1497 – 1552 годы). Впоследствии в связи с падением Казанского ханства татарская философия длительное время находилась в тени ислама.

Возрождение татарской философии началось с творчества таких мыслителей и философов, как Мавля Колый (2 половина XVII века) и Габдерахим Утыз Имяни (1754 – 1834 годы). В их философии преобладала религиозно-духовная проблематика. Они в первую очередь решали проблемы доказательства существования Бога, необходимости веры в него.

В конце XXVIII – середине XIX веков татарская философия стала самостоятельной формой духовного освоения действительности. Ее видными представителями были Габдерахим Утыз Имяни (1754 – 1834 годы), Абу Наср Курсави (1776 – 1812 годы), Шигабуддин Марджани (1818 – 1889 годы), Хусаин Фаизханов (1828 – 1866 годы) и Каюм Насыри (1825 – 1902 годы). А.Н. Юзеев указывает, что «татарская философия конца XVIII – XIX вв. оформилась в самобытную, философскую мысль – наиболее интеллектуальную область духовной культуры народа, что свидетельствует о достаточно высоком для своего места и времени развитии татарской культуры эпохи Нового времени» [8, с. 189]. В это время татарская философия представляла собой метафизическую часть религиозного реформаторства, т.е. была, по сути, религиозной философией.

Во второй половине XIX века в татарской философии появилось просветительское направление. Ее представляли, прежде всего, Хусаин Фаизханов (1828 – 1866 годы), Шигабуддин Марджани (1818 – 1889 годы) и Каюм Насыри (1825 – 1902 годы). Постепенно оно переросло в качественно новую форму – джадидизм. Сторонники джадидизма критиковали социально-экономическую отсталость и духовный застой в общественной жизни, выступали за ее качественное реформирование. Известными мыслителями и философами-джадидами были Муса Акъегетзаде (1864 – 1923 годы), Галимжан Баруди (1857 – 1921 годы), Муса Бигиев (1875 – 1949), Зыя Камали (1843 – 1942), Габдулла Буби (1871 – 1922), Гатаулла Баязитов (1846 – 1911 годы), Шамсутдин Культяси (1856 – 1930 годы), Ризаэтдин Фахретдин (1859 – 1936 годы), Джамал Валиди (1887 – 1932 годы), Фатих Карими (1870 – 1937 годы) и другие. Эти философы начали рассматривать не только религиозно-духовную проблематику, но и онтологические и социально-этические вопросы. Они приложили огромные усилия для того, чтобы рациональным образом реформировать основные положения господствующей религии, т.е. ислама и приспособить религию к изменяющимся условиям окружающего мира. В это время «классиками татарской философии были признаны Мавля Колый, Г.Утыз Имяни, А.Курсави, Ш.Марджани, Х.Фаизханов, К.Насыри, Ш.Культяси» [2, с. 133].

В начале XX века и особенно после Октябрьской революции 1917 года некоторые идеи диалектического и исторического материализма стали переносить в татарскую философию Мулланур Вахитов (1885 – 1918 годы), Галимжан Ибрагимов (1887 – 1938 годы), Гафур Кулахметов (1881 – 1918 годы), Галимжан Сайфутдинов (1882 – 1918 годы), Хусаин Ямашев 1882 – 1912 годы) и др. Вместе с тем, идеи материализма часто усваивались ими поверхностно, допускалась возможность его синтеза с некоторыми положениями ислама. Татарские мыслители и философы, не разделявшие идеи марксистско-ленинской философии, были или репрессированы, или были вынуждены эмигрировать в другие страны. В этот период времени были репрессированы такие татарские мыслители и философы, как Джинжагир Абзгильдин (1870 – 1938 годы), Фатих Карими (1870 – 1937 годы), Мирсаид Султан-Галиев (1892 – 1940 годы) и другие. Эмигрировать были вынуждены Муса Бигиев (1873/75 – 1949 годы), Джамал Валиди (1887 – 1932 годы), Гаяз Исхаки (1878 – 1954 годы), Садри Максуди (1878 – 1957 годы), Ризаэтдин Фахретдин (1859 – 1936 годы) и другие.

Позднее в советский период татарскую философию развивали такие татарские философы, как Мансур Абдрахманов (1912 – 1972 годы), Харис Сабиров (родился в 1925 г.), Камиль Фасеев (1919 – 2005 годы), Рашид Амирханов (1939 – 2000 годы), Яхья Абдуллин (1920 – 2006 годы), Равиль Балтанов (1927 – 1998 годы), Булат Галеев (1940 – 2009 годы), Казбек Гизатов (1925 – 2013 годы), Марат Садыков (1932 – 2009 годы), и другие. Они в основном занимались преимущественно историко-философскими или логико-методологическими проблемами.

В настоящее время определенные философские идеи продолжают развивать многие татарские философы. Они разрабатывают следующие философские проблемы: Алексей Ахтямов – теорию познания, философские вопросы естествознания; Гульнара Балтанова – проблемы исламоведения; Наиль Биккенин – социальную философию и политологию; Фан Валишин – новую онтологию-динамизм; Фларит Зарипов – философию искусства; Равиль Исхаков – антропологию; Элионора Камалдинова – теорию личности; Ринат Нугаев – философию науки; Аскадула Сабиров – социально-философскую антропологию; Рафаиль Тагиров – вопросы философии религии; Эмилия Тайсина – теорию познания; Лейла Тухватуллина – проблемы человека в татарской философии, Камиль Хайруллин – философскую антропологию, Рафаэль Хакимов – проблемы федерализма и национального развития; Эдвард Хакимов – философские проблемы естествознания, Айдар Хайрутдинов, Айдар Юзеев и Мунир Юсупов – историю татарской философии и т.д.


Список литературы

  1. Гайнуллин М.Х. Каюм Насыри. – Казань: Татар. кн. изд-во. – 1975. – 47 с.
  2. Камалов Т.Р. Зия Камали: мыслитель, просветитель, религиозный деятель. – Казань: Иман, 1997. – 53 с.
  3. Юзеев А.Н. Шихаб ад-дин Марджани: мыслитель, религиозный реформатор, просветитель. – Казань: Иман, 1997. – 60 с.
  4. Юзеев А.Н., Мухетдинов Д.В. Хусаин Фаизхан – первый татарский просветитель. – Нижний Новгород, Медина, 2011. – 274 с.
  5. Сабиров А.Г. Татарская философия: сущность, история, роль в духовном развитии татарского народа. Монография. – Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2012. – 158 с.
  6. Sabirov A.G. Heuristic Potentials of Biographical Method in Historical and Phlosophical Studies // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. Vol. 6, No 3S3. – Р. 249 – 254.
  7. Фихте И. Сочинения в 2-х т. Т. 1. – СПб.: Мифрил, 1993. – 687 с.
  8. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII – XIX вв. – Казань: Татар.кн.изд-во, 2001. – 192 с.