ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА

№9,

Юридические науки


Туник Евгения Владимировна


Ключевые слова: ГРАЖДАНСТВО; ГОСУДАРСТВО; ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА; ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ; ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА; CITIZENSHIP; STATE; STATE POLICY; INNOVATION STRATEGIES; ACQUISITION OF CITIZENSHIP.


Аннотация: Вопросы гражданства неразрывно связаны с самим существованием государства. Его развитие, изменения в его политической, экономической, социальной и культурной сферах предполагает собой и инновационные пути развития института российского гражданства.

Новый Закон о гражданстве РФ 2002 г. принимался уже в иных политических и социально-экономических условиях, с учетом которых были закреплены основные положения об отечественном гражданстве, отвечающие международным правовым актам. Однако некоторые несоответствия в системе правового обеспечения российского гражданства могут оказывать негативное воздействие на обеспечение основ российской государственности, ее политической и экономической безопасности. В связи с этим российским государством были выработаны стратегические пути обеспечения безопасности, инновационные пути развития социально-экономической сферы, нашедшие законодательное закрепление.

Так, летом 2006 г. по поручению Президента Российской Федерации Государственным советом была разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которая была утверждена в ноябре того же года российским правительством. Цель ее разработки заключается в «определении путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008–2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе» [1]. В общих чертах она представляет собой стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития страны (до 2020 года). Концепция в качестве одного из важнейших пунктов определяет развитие человеческого потенциала, куда относятся:

– «управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики, в том числе:
– содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
– привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в Российской Федерации;
– оптимизация миграционных процессов в связи с формированием общего рынка труда в рамках интеграционных процессов на евразийском пространстве, создание цивилизованных условий труда и жизни для мигрантов, защита их гражданских прав». [1]

Целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является «создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат, инфраструктуры рынка труда» [1]. То есть для эффективной работы российского рынка труда необходимы следующие условия:

– «обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы в зависимости от профессии (специальности), совершенствование механизма выдачи разрешений и расширение перечня профессий (специальностей, должностей) по видам экономической деятельности, на которые не распространяются квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации;
– формирование в обществе толерантного отношения к трудовой миграции и мигрантам, создание системы социализации мигрантов, условий для их адаптации, обеспечение эффективного контроля за соблюдением законодательства в отношении трудовых мигрантов;
– упрощение процедур выдачи рабочих виз для высококвалифицированных категорий иностранных граждан;
– организация за рубежом центров содействия иммиграции в Россию, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, российской культуры и российского законодательства;
– реализация комплекса мероприятий, направленных на стимулирование возвращения в Россию квалифицированных российских специалистов, выехавших из страны в связи с поиском работы». [1]

Согласно данной Концепции бизнесмены-иностранцы, иностранные выпускники российских вузов, а также квалифицированные специалисты и их семьи могут получать российское гражданство в упрощенном виде. Основные положения Концепции нашли отражение в новом российском законодательстве. [2] Так, главным условием для иностранных выпускников российских вузов считается их востребованность на российском рынке труда. Для подтверждения их востребованности они должны быть официально трудоустроены и проработать по специальности в РФ три года. В связи с интеграцией российской экономики в мировое хозяйство важное значение приобретает конкуренция на международном рынке труда. За счет повышения территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышения конкурентоспособности зарубежным индивидуальным предпринимателям также можно приобрести российское гражданство. В основном они могут заниматься делами в сфере различных инновационных технологий в экономике или менеджменте, а также в области современного строительства. Одним из существенных условий для них будет являться то, что открытое иностранным бизнесменом предприятие на рынке предоставляемых услуг должно профункционировать три года и приносить ежегодную прибыль в размере 10 млн. руб. Только в таком случае зарубежный предприниматель сможет получить упрощенное гражданство в России. Получить упрощенное гражданство в России могут и иностранные инвесторы, у которых размер уставного капитала предприятий составляет 100 млн. руб. В данном случае доля иностранного инвестора должна составлять 10% от указанной суммы. Дополнительно инвесторы могут работать в различных сферах, которые согласованы с российским правительством. «В течение всей трудовой коммерческой деятельности на территории РФ инвесторы должны осуществлять финансовые взносы в налоговую и социальные службы, пополняя при этом бюджет России не менее, чем на 6 млн. руб. за три года». [2]

Упрощенная схема получения российского гражданства распространяется и на иностранных квалифицированных специалистов. Ежегодно российское правительство определяет список представителей конкретных специальностей, которые имеют полное право въезжать на территорию России с целью получения гражданства. Проработав легально три года в России, они имеют право на гражданство. Последней категорией на получение упрощенного гражданства в России считаются семьи вышеперечисленных категорий или родственники граждан России, подтверждающие данный статус.

Также Законом предусматривается «разрешение на временное проживание на территории России (РВП), которое выдается на определенный срок: трудовым мигрантам – 1 год, квалифицированным специалистам – 2 года, высококвалифицированным специалистам – 3 года». [2] Мигрант, приехав в Россию, официально трудоустраивается и при наличии договора о трудоустройстве получает РВП в России. Спустя три года такой мигрант может получить гражданство в России. Но при расторжении трудового договора мигрант должен найти новую работу в течение одного месяца, в ином случае он станет нелегалом.

Другим инновационным путем развития института российского гражданства можно считать Стратегию развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия), которая была разработана на основе положений Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №62/126 от 05.02.2007 г. Разработка данной Стратегии осуществлялась также на основе следующих внутригосударственных документов: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Стратегия призвана определить цели, приоритеты и инструменты государственной политики в отношении российской молодежи. Молодежь на современном этапе рассматривается как активный субъект преобразований общества, «драйвер развития и лидерства страны». [3]

Касательно нашей темы отметим, что в данной Стратегии вопросы гражданства затрагиваются в некоторой степени. Например, «адаптация молодых мигрантов, как внутренних, так и внешних, к условиям жизни в новых местах жительства (психологическая и юридическая помощь, организация для приезжей молодежи программ социального образования, обучения русскому языку и др.)». [3] Это также означает, что в недалеком будущем иностранная молодежь захочет принять российское гражданство. По подсчетам ученых, «человеческий капитал молодежи в РФ вырастет на 4-6% к 2025 г.» [3], для чего требуется разработка федеральных программ и проектов, обеспечивающих развитие межрегионального диалога молодежи.

Таким образом, инновационные пути развития института российского гражданства на современном этапе проявляются в разработке инновационных стратегий и концепций на долгосрочный период, утвержденных российским правительством и послуживших основой для внесения изменений в отечественное законодательство. Изменения затрагивают иностранных выпускников российских вузов, квалифицированных специалистов и бизнесменов и их семей в принятии российского гражданства в упрощенной форме, что крайне необходимо в условиях жесткой конкуренции в мировой экономике и на мировом рынке труда.


Список литературы

  1. Распоряжение правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (ред. от 10.02.2017) [Электронный ресурс] // Система «Консультант Плюс» [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 05.04.2017 г.).
  2. Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. №71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 05.04.2017 г.).
  3. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. Ч. 1 [Электронный ресурс] // Методобъединение [сайт]. URL: http://www.vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (дата обращения: 05.04.2017 г.).