ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

№9,

Философские науки

Громов Егор Валерьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ENVIRONMENT; ENVIRONMENTAL EDUCATION; ENVIRONMENTAL EDUCATION; ENVIRONMENTAL ACTIVITY.


Аннотация: Статья посвящена роли и месту экологического просвещения в системе факторов формирования современной экологической культуры.

Экологическая культура представляет собой одну из наиболее сложных частей духовной культуры современного человека. В её формировании участвует целый ряд факторов, таких, как экологическая политика государства, деятельность многочисленных природоохранных организаций, знания населения об окружающей среде и проблемах её охраны, степень его благосостояния и социальной активности. Традиционно среди факторов формирования экологической культуры первое место отводится экологическому просвещению [1; с.7]. Оно включает в себя развитие системы экологических знаний, экологическое воспитание и образование, популяризацию знаний об окружающей среде и об её взаимодействии с обществом через средства массовой информации и коммуникации и через деятельность общественных природоохранных организаций. Все эти компоненты экологического просвещения также могут рассматриваться в качестве особых факторов. Из них наиболее исследованной является роль системы образования и воспитания в развитии экологической культуры общества и отдельного человека. Это объясняется тем влиянием, которое формирующаяся экологическая культура оказывает на процесс становления человеческой личности. Формирование экологической культуры должно начинаться с самого раннего возраста, когда важнейшую роль играет деятельность окружения ребёнка во взаимодействии со средой обитания, так как в этом возрасте основу деятельности ребёнка составляет под¬ражание окружающим взрослым. В области отношений со средой обитания это проявляется в подражании их эколо¬гической деятельности и, отчасти, в участии в ней. По мере расширения круга общения ребёнка при взрослении, он усваивает не только навыки экологической деятельности своей семьи, но и способы хозяйствования всех социальных систем, в которые он со временем включается. Усваивая их, ребёнок усваивает и тот уровень развития экологической культуры или ее предпосылок, который характерен для данного общества. Не менее важна роль системы образования и воспитания в качестве социального института, обусловливающего непрерывность традиций природопользования и преемственность тенденций становления экологической культуры. Именно благодаря деятельности институтов образования происходит передача накопленных экологических знаний и опыта оптимального взаимодействия с окружающей природной средой между поколениями. Одной из важнейших задач, которую должна решать система образования в этом процессе — выработка умения соотносить экологические знания с повседневной деятельностью, а также выбирать между обыденными и теоретическими знаниями.

Система экологических знаний сама по себе также является важным фактором формирования экологической культуры. Хотя в полном объёме этими знаниями, как и знаниями в других областях науки, обладает лишь относительно небольшое число специалистов в данной области, именно их точка зрения должна оказывать наибольшее влияние на процессы экологизации культуры всего общества. Кроме того, доступность информации в современном обществе способствует расширению круга людей, владеющих этими знаниями хотя бы поверхностно. Наконец, именно носители теоретического знания о законах функционирования отдельных экосистем и всей биосферы в целом играют роль экспертов при выработке глобальных и национальных стратегий устойчивого социально-экологического развития, разрабатывают модели мировой динамики, провозглашают основные идеи и ценности ноосферного экологического сознания и дают оценку существующим тенденциям взаимодействия общества и природы. Результаты их деятельности проявляются в освещении экологической проблематики средствами массовой информации, в доктринах международной и государственной экологической политики, в программах образования и экологического воспитания. Так, например, модели мировой динамики серии «Мир», разработанные и применённые Дж. Форрестером, легли в основу, последовательно, постулатов доклада «Пределы роста» [2], концепции экоразвития, выводов «Нашего общего будущего», модели устойчивого развития и сформированных на ее основе национальных экологических доктрин, включая Экологическую доктрину Российской Федерации от 2002 года [4]. Все вышеперечисленное делает представителей данной группы специалистов своеобразными лидерами в процессе формирования экологической культуры.

Сложнее оценить роль, которую играют в формировании экологической культуры обыденные экологические знания, стихийно вырабатываемые в процессе природопользования. С одной стороны, именно они являются отправной точкой в процессе формирования теоретического знания, а для многих людей обыденное экологическое знание в течение всей их жизни имеет больший вес по сравнению с теоретическим. С другой, как справедливо отметил Дж. Даймонд, их роль сокращается в процессе становления индустриального общества: охотники-собиратели Новой Гвинеи обладают значительно более всеобъемлющими знаниями о полезных свойствах различных растений и животных, чем жители земледельческих районов острова, а те, в свою очередь, превосходят в этом отношении приезжих европейцев [3]. Таким образом, обыденное экологическое знание играет существенную роль в условиях преобладания природоодухотворённого экологического сознания, тогда как становление развитой экологической культуры неизбежно связано с усилением и актуализацией ноосферных элементов.

Знания играют важную роль в формировании экологической культуры и в качестве одного из источников общественного мнения. Последнее формируется, главным образом, под влиянием средств массовой информации и под влиянием общественных природоохранных организаций. Первые информируют население о наиболее насущных экологических угрозах, создавая тем самым благоприятную среду для принятия экологических культурных ценностей и императивов. Через посредство СМИ осуществляется ознакомление населения с постулатами социально-экологических стратегий, становятся общеизвестными принципы экологически корректной и безопасной деятельности, распространяются сведения о работе природоохранных организаций. СМИ также участвуют в распространении и популяризации экологических знаний, хотя их деятельность в данном направлении не может быть однозначно оценена. Эта ее неоднозначность определяется, во-первых, сочетанием широкого распространения лженауки в современном обществе с низким уровнем научной культуры многих деятелей СМИ, во-вторых, экономической и политической конъюнктурой, обусловливающей зачатую неполное, искажённое или одностороннее освещение многих экологических проблем.

Столь же неоднозначной представляется и роль экологических общественных организаций в качестве фактора формирования экологической культуры. С одной стороны, многие такие организации сыграли безусловно положительную роль в осознании мировым сообществом степени опасности, связанной со чрезмерной антропогенной нагрузкой на окружающую среду. Так, деятельность Римского клуба привела к выработке ряда важнейших принципов развития человечества, занявших одно из центральных мест в экологической культуре современного общества. Однако, с другой стороны, зачастую эпатаж, сопровождающий деятельность таких организаций, только вредит освещению экологических проблем и препятствует усвоению обществом ценностей экологической культуры. В этом отношении особенно негативный эффект имеет деятельность многочисленных маргинальных организаций, для которых экологические лозунги являются лишь частью экстремистской социальной, политической или религиозной идеологии, что характерно, например, для различных групп, примыкающих к движению «New Age».


Список литературы

  1. Алексеев С.В. Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения [Текст] / С.В. Алексеев // Формирование экологической культуры и развитие молодёжного движения / Под. ред. В.М. Захарова. [Текст] / С.В. Алексеев — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. С. 15.
  2. Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ / Джаред Даймонд; пер. с англ. М. Колопотина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: CORPUS, 2010. – 720 с.
  3. Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. / Донелла Медоуз, Йорген Рандерс, Денис Медоуз// Пер. с англ. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2007.
  4. Экологическая доктрина Российской Федерации (обобщенный вариант). – М., 2001. – 16 с.