ОГРАНИЧЕНИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ТРУД ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ НА ТЕРРИТОРИИ РФ
№9,
Юридические науки
Шулбаева Людмила Олеговна
Ключевые слова: ПРАВО НА ТРУД; РЕАЛИЗАЦИЯ; ОГРАНИЧЕНИЕ; ИНОСТРАНЦЫ; RIGHT TO WORK; REALIZATION; RESTRICTION; FOREIGNERS.
Основы регулирования труда иностранцев в Российской Федерации – это конституционные нормы о равном праве на труд. Но, любое право, в том числе, право на труд, имеет свои пределы реализации.
Во–первых, свободное пользование правами ограничивается там, где начинаются права других лиц. Предоставленное правило сформулировано в ст.17 Конституции России: «осуществление прав и свобод человека и гражданина, не должно нарушать права и свободы других лиц» [1].
Во-вторых, права и свободы граждан могут быть ограниченны в исключительных случаях, когда в этом существует бесспорная необходимость. В то же время данные ограничения допускаются лишь на основании федерального законодательства, они не могут быть введены нормативными актами государственных органов (ст.55 Конституции) [1].
Итак, рассмотрим ограничения в реализации права на труд для иностранцев на территории РФ более подробно.
Для иностранных граждан фиксирован общий разрешительный порядок реализации труда на территории России. Исключения из национального режима в части запрета привлечения труда иностранцев на любые выборные должности в органах государственной власти и управления; должности судей, прокуроров, следователей, нотариусов и т.д. являются абсолютно справедливыми.
Вызывающим сомнения относительно «обеспечения национального режима для иностранцев является регламентация режима административной процедуры получения разрешения на осуществление трудовой деятельности с 1 января 2015 года, путем получения патента – документа, предоставляющего право на труд, имеет срочный, оплатный характер, ограничен территориально и выдается только на определенный вид деятельности» [3, с. 18].
Проблемы, связанные с защитой прав иностранцев в Российской Федерации, имеют место быть на разных этапах их миграции. Сложности при въезде в и выезде из Российской Федерации обусловлены административной процедурой.
«Законно находящиеся иностранные граждане и апатриды имеют право на свободное передвижение по территории Российской Федерации в личных и деловых целях, за исключением нахождения на тех территориях, въезд на которые подразумевает специальное разрешение» [2].
Таким образом, временно проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства для выполнения работы должны получить специальное разрешение. Кроме того, лица, не имеющие российского гражданства, не могут занимать государственные и муниципальные должности. Граждане, получившие временный вид на жительство, не должны получать разрешение на работу и имеют свободный доступ на внутренний рынок труда. Иностранцы, находящиеся в России на основании разрешения на временное проживание, обязаны осуществлять трудовую деятельность в пределах того субъекта, в котором им разрешено проживание.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г. : в ред. Законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ, от. 05 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Российская газета – 2009. – 21 января; Российская Газета. – 2014. — № 163.
- Федеральный закон от 27.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002 . — № 30. — ст. 3032.
- Гулевич И.В. Позитивные тенденции в трудовом законодательстве Российской Федерации, как шаг к регламентации обеспечения трудовых прав иностранных граждан / И.В. Гулевич, И.П. Новохацкая // Евразийский союз ученых. — №5. — 2015. — С. 17-20.