ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ АКТУАЛЬНОСТИ ДЛЯ РОССИИ

№8,

Юридические науки

Шошин Сергей Владимирович (Кандидат юридических наук)


Ключевые слова: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ГЕРМАНИЯ; УНИВЕРСИТЕТ; БЕСПЛАТНОЕ; ФИНАНСИРОВАНИЕ; HIGHER EDUCATION; GERMANY; UNIVERSITY; FREE; FUNDING.


Аннотация: Позитивным можно считать опыт организации финансирования процесса получения высшего образования, свойственный современной Германии. Абитуриент из любой страны мира имеет право бесплатно поступить в немецкий университет. При успешном обучении такой студент сможет бесплатно окончить свое обучение.

Из множества самых разнообразных систем и практики организации деятельности высшего образования в условиях сегодняшнего вариативного мира, наше внимание привлек опыт Германии. Страна с экономикой, достигшей высокого уровня своего развития, тем не менее, не останавливается на достигнутом показателе, активно привлекая в собственную национальную систему высшего образования абитуриентов со всего мира. Возможность бесплатно получить документ, подтверждающий получение высшего образования по итогам обучения на немецком языке в этой европейской стране с насыщенной историей – радует поступающих и их родителей. Отсутствие каких-либо вступительных испытаний, которые сопровождали бы процесс подобного поступления такого абитуриента в многочисленные ряды студентов немецких университетов (и иных высших учебных заведений Германии), также, несомненно, положительно оцениваются всеми заинтересованными в этом лицами. Не вызывает сомнения у компетентных лиц при этом в степени соблюдения целевого расходования значительных денежных средств на финансирование столь значительного по объему ежегодно принимаемых на обучение в немецкие университеты (и иные высшие учебные заведения) студентов. Все разрешается по существу очень просто и, следуя традиционной для немцев педантичности, точности, с высокой степенью объективности и конкретности. Максимально доверяя итоговым оценкам, полученным такими вновь принятыми студентами в средней школе, в немецкой высшей школе оценивается уровень знаний лишь по итогам первой экзаменационной сессии. При этом не имеет особого значения форма собственности конкретного немецкого высшего учебного заведения – государственное, лишь субсидируемое правительством Германии, или – полностью частное. Во всех из них – практически единая реализуется практика получения полноценного качественного высшего образования. Каких-то приоритетов при приеме на обучение в такой университет (или иное высшее образовательное учреждение) в Германии для национального или иностранного абитуриента – не имеется. Требование при подаче заявления на подобное обучение от иностранного абитуриента дополнительного предоставления документального подтверждения знания языка, на котором будет вестись преподавание – также не имеется возможности считать каким-то ограничением. Организаторы финансирования деятельности по предоставлению возможности получения немецкого высшего образования, безусловно, вправе ожидать наличие достаточных знаний немецкого (в первую очередь) языка. При необходимости, для нуждающихся в обучении немецкому языку абитуриентов организуются дополнительные углубленные образовательные программы, предшествующие процессу непосредственно началу обучения в ВУЗе Германии.

В конечном итоге, на деле, оказывается реализованной концепция равенства возможностей всех лиц, желающих получить подобное образование в немецких высших учебных заведениях. Коррупционные проявления при приеме в ВУЗ Германии на подобных условиях – не только невозможны практически, но и даже теоретически невозможно предположить. Прозрачность процесса приема на обучение по программам получения высшего образования в Германии — сопровождается отсутствием при этом каких-то привилегий для неких групп.

После окончания самой первой экзаменационной сессии во всех немецких ВУЗах принимаются организационные решения по кадровому вопросу. Соответственно, успевающие выполнить учебную программу студенты – продолжают обучение. Иные обучающиеся, получившие менее позитивное отношение объективных немецких экзаменаторов на первой сессии – планируют свое дальнейшее развитие в образовательном плане самостоятельно. Вариантов для принятия решения о дальнейшем развитии событий для неуспевшего освоить материал немецкого студента здесь имеется множество. Среди них – попытка получить высшее образование в какой-то иной стране мира, в том числе – на условиях частичной или полной оплаты стоимости такого обучения; вновь вернуться к процессу поступления в немецкое высшее учебное заведение позднее и т.д.

Какие имеются положительные моменты подобной системы организации высшего образования? Привлекаются абитуриенты как, собственно, с территории Германии, так и со всех остальных государств и территорий мира. В итоге привлекаются значительные по величине денежные средства абитуриентов (и иных заинтересованных в получении высшего немецкого образования лиц), поступающие на территории Германии в виде платежей. Указанные платежи осуществляются: за предоставление услуг проживания, средств связи (коммуникации); за оплату продуктов питания, транспортных и коммунальных услуг, услуг в сфере культуры (посещение музеев, картинных галерей и т.д.) и многое другое. Высокий уровень жизни, свойственный сегодняшней немецкой реальности, делает привлекательной и приобретение такими студентами недвижимости в этом государстве, и покупку (аренду) автотранспортных средств. Востребованными в период обучения в немецком ВУЗе у студентов оказываются и разнообразные услуги, предоставляемые банками. Отдельного тщательного анализа, кстати, достойны отличия процентных ставок и иных условий предоставления банковских услуг на территории Германии (в отличии, например, от аналогичных показателей, существующих в условиях современной Российской Федерации).

В период получения высшего образования, иностранные студенты, традиционно, по мере возникновения потребности в этом, совершают поездки домой, на Родину. Итогом такой реализации любви к родным местам становится поступления денежных средств в фонды транспортных компаний. Выгоду, соответственно, снова получает бюджет в Германии от поступления налогов.

Положительное впечатление о качестве полученного в Германии высшего образования быстро распространяется по каналам связи (коммуникаций) среди населения государств (территорий), с которых прибыли такие обучающиеся. Социальные сети, существующие сегодня в значительном количестве, широко распространенные в Германии, также способствуют продвижению указанной информации в широкие массы будущих абитуриентов немецких университетов и иных высших учебных заведений. Позитивно можно оценить и реализуемую немецкими высшими учебными заведениями практику обучения фактически лучших студентов, прибывших на обучение из любой точки планеты. Соответственно, некоторое число выпускников немецких высших учебных заведений, после успешного окончания ими соответствующих образовательных программ, не только планируют, но и фактически останутся жить на территории Германии или иных государств ЕС.

В результате реализации указанной концепции высшего образования в современную Германию прибывают молодые (как правило) социально активные и достаточно обеспеченные абитуриенты, имеющие достаточный уровень прежнего образования. Для их легального пребывания в период продолжения процесса получения высшего образования в немецких ВУЗах, в основном, не требуются какие-либо значительные средства из бюджета Германии на какие-либо социальные расходы.

Структура высшего образования в условиях современной Германии, помимо указанного выше, реализует и компетентностный подход. Весьма позитивно можно оценить, как минимум, некоторые его отдельные элементы:
— переход от количественного метода передачи значительного объема информации – к качественному, при котором обучаемый (ая) сам (а) осмысливает всю совокупность полученных им (ей) знаний и, принимая во внимание внешние условия, оказывается способным выработать верное решение, порой и отличающееся от прежде разработанных схем (алгоритмов) решения сложившейся проблемы;
— максимально необходимое насыщение процесса обучения, в рамках получения высшего образования, анализом кейсов, практических фабул, в значительной степени схожих с реальными явлениями, сталкиваться с которыми придется в своей практической деятельности будущему выпускнику;
— применение для целей повышения качества результатов процесса обучения новейших технологий (в том числе – информационных), например, e-learning.

Безусловно, названными выше моментами не следует ограничивать высокую актуальность и позитивную значимость для будущего анализируемой модели высшего образования, функционирующей в сегодняшней Германии. Немецкое высшее образование насчитывает не один десяток лет в своей истории и обладает достаточным потенциалом оригинальных стратегических и тактических решений. Их анализ, несомненно, представляет значительный интерес не только для российских исследователей.

Как минимум, указанные выше позитивные стороны немецкой модели высшего образования являются перспективными для внедрения в российскую реальность. Много копий было сломано в России по поводу выработки комплекса мер, направленных на противодействие проявлениям коррупционных отношений в сфере высшего образования. Внедрение в российскую практику немецкой модели высшего образования делает потенциально невероятной саму даже лишь возможность проявления каких-либо коррупционных рисков на этапе, как минимум, приема абитуриентов в число студентов высшего учебного заведения. Внедренная прежде процедура сдачи выпускниками российских средних учебных заведений единого государственного экзамена (ЕГЭ), хотя и имеет значительное число противников, однако, свидетельствует о весьма объективной оценке сущности познаний подобных абитуриентов.

Внедрение в российскую практику подобной немецкой модели высшего образования способно повысить авторитет российского высшего образования среди иностранных потенциальных абитуриентов. Принцип равенства будет, в итоге, максимально широко распространен на всех без исключения лиц, желающих поступить в высшее учебное заведение. Наличие вероятности каких-либо неслужебных отношений между абитуриентом и приемной комиссией высшего учебного заведения в подобной ситуации становится практически равным нулю. Уровень качества знаний, полученных выпускниками российских ВУЗов, поступивших по такой немецкой модели формирования студенческого коллектива, должен оказаться значительно выше, чем у выпускников, поступавших по прежней, российской (традиционной) методике комплектования студенчества. Обусловлено это будет высоким уровнем контроля фактически входных знаний таких абитуриентов, проводимого по итогам первой экзаменационной сессии.

Можно предположить наличие и значительного числа противников подобной идеи. Она, как и многие иные инициативы, предполагающие процесс реформирования в структуре столь знакового социального института, как национальное высшее образование, способна вызвать и весьма ожесточенную критику своих контрагентов. Только по итогам ее практического воплощения можно будет сделать итоговый вывод о позитивном эффекте. В качестве первоначальной, промежуточной меры, можно, в частности, рекомендовать внедрении такой немецкой модели лишь в структуре бюджетного высшего образования в РФ. В сфере внебюджетного высшего образования, на первом этапе такой инновационной деятельности, возможно оставить и существующую сегодня практику, сформированную годами в приемных комиссиях российских ВУЗах. Затем, после проверки временем, процесс реформирования сможет затронуть и всю оставшуюся часть системы российского высшего образования. Здесь для реализации столь инновационных корректив системы высшего образования станут требоваться и нестандартные подходы в сфере организации бюджетного финансирования соответствующего уровня, и оригинальные концепции принятия решений в процессе государственного управления.