МОНОГОРОД: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

№8,

Юридические науки

Козлова Валерия Николаевна


Ключевые слова: ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ; МОНОГОРОДА; О МОНОПРОФИЛЬНЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ; TERRITORY OF ADVANCED SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT; MONOTOWN; SINGLE-PROFILE MUNICIPAL ENTITY.


Аннотация: В статье рассмотрены основные направления развития моногородов как монопрофильных муниципальных образований. Автор указывает на необходимость распространения преференций, предоставляемых территориям опережающего социально-экономического развития, на все моногорода, а также предлагает другие способы развития и перепрофилирования моногородов.

Экономический кризис и последовавший за ним дефицит бюджета Российской Федерации выявили через ряд проблем, связанных с финансированием определенных территорий и субъектов, среди которых одна из важных – проблема развития и перепрофилирования моногородов.

Как известно, до распада Советского Союза моногорода считались одной из эффективных форм управления имуществом и развития хозяйства, что не лишено аргументов. Действительно, монопрофильное производство легче развивать; заранее известно, какие специалисты и в каком количестве требуются, какие технологии необходимы и т.д.

Однако в настоящее время значимость моногородов снижается. Некоторые находятся на грани внутреннего экономического кризиса, поскольку их деятельность не востребована или неконкурентоспособна, а в развитие монотерриторий необходимо вкладывать значительно больше средств, поскольку финансирование должно быть направлено на перепрофилирование производства и рабочей силы. Основные проблемы моногородов, естественно, помимо их монопрофильности, — это недостаточная бюджетная обеспеченность и непривлекательность соответствующих территорий для инвесторов. «Не хватает средств на содержание городского имущества, и стареющая с каждым годом инфраструктура создает непривлекательный облик таких городов, что отталкивает миграционные потоки» [3, с. 51].

Осознавая указанные проблемы, государство создает правовые и экономические предпосылки для поддержки и нового развития моногородов. Наибольшее значение в этом плане, как представляется, имеет Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 г. № 1398-р «Об утверждении Перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» [2], которое предусмотрело разделение моногородов на три категории в зависимости от сложности социально-экономической ситуации. Перечень моногородов пересматривается и обновляется ежегодно.

В целях поддержания деятельности и развития моногородов принято Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 г. № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» [1].

Подобный подход к развитию моногородов представляется достаточно эффективным. Действительно, в настоящее время все большее внимание уделяется функционированию и развитию индустриальных, промышленных парков, особых экономических зон, привлечению на указанные территории инвесторов и предпринимателей. Механизмы предоставления налоговых льгот и иных преференций особенно важны для расширения сферы деятельности моногородов и повышения их инвестиционной привлекательности.

Следует положительно оценить закреплением Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 г. № 614 критериев, лишь четкое соответствие которым позволяет создать территорию опережающего социально-экономического развития (далее — ОСЭР) на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации. К главным таким критериям относятся:
— наличие потенциальных резидентов территории ОСЭР;
— наличие у моногорода обеспечить резидентов земельными участками и иными необходимыми ресурсами, в том числе кадрами;
— направление моногородом доходов в бюджет субъекта РФ и/ или в федеральный бюджет;
— отсутствие на территории моногорода иных льготных режимов.

Проверка моногорода на соответствие указанным критериям позволит избежать злоупотреблений со стороны муниципалитетов и их органов управления и предоставление статуса территории ОСЭР только тем моногородам, у которых есть для этого соответствующие ресурсы.

При этом, как видится, предоставление моногородам статуса территории ОСЭР является перспективным направлением развития таких муниципальных образований.

Придание моногороду статуса территории ОСЭР позволит резидентам этих территорий воспользоваться, во-первых, налоговыми льготами: 1) налог на прибыль взимается по ставке 0 процентов; 2) налог на добавленную стоимость возмещается в заявительном порядке); 3) резиденты освобождаются от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога; во-вторых, преференциями в имущественных отношениях: 1) льготные ставки арендной платы на имущество, принадлежащее управляющей компании территории ОСЭР; 2) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры; в-третьих, применением таможенной процедуры свободной таможенной зоны; в-четвертых, иными льготами и преимуществами, предоставляемыми Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Представляется перспективным распространение названных льгот на все монопрофильные муниципальные образования, особенно отнесенные к первой категории моногородов.

Вместе с тем анализ существующих проблем деятельности моногородов и их потенциального развития позволяет сформулировать и иные направления, учет которых будет способствовать наиболее эффективному функционированию рассматриваемых муниципальных образований.

В первую очередь, необходимо создавать комфортные условия для проживания в моногородах населения. Благоприятные условия, наличие социально-ориентированной инфраструктуры обеспечат внутреннюю миграцию, увеличение населения монопрофильного муниципального образования за счет оттока жителей из крупных городов.

Во-вторых, необходимо выводить на самоокупаемость уже существующие в моногородах объекты инфраструктуры, прежде всего, спортивные сооружения и комплексы, которые существуют практически во всех относительно крупных моногородах.

В-третьих, необходимо стимулировать органы местного самоуправления к предложению программ развития монопрофильных городов с учетом локальных особенностей и возможностей, предоставляемых близлежащими территориями и людскими ресурсами. В этом плане можно согласиться с М.В. Сабанчевой и Л.А. Мосиной, которые отмечают необходимость повышения роли и ответственность «муниципальных органов управления в решении проблем развития депрессивных территорий и моногородов» [4, с. 27].

Как представляется, учет законодателем сформулированных предложений в конечном итоге приведет к развитию моногородов, уходу от монопрофильности и – в конечном итоге – повышению социально-экономического благополучия соответствующих территорий и региона в целом.


Список литературы

  1. Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов): Постановление Правительства РФ от 22.06.2015 г. № 614; в ред. Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 г. № 494 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2015. — № 27, ст. 4063; 2017. — № 19, ст. 2834
  2. Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов): Распоряжение Правительства РФ от 29.07.2014 г. № 1398-р; в ред. Распоряжения Правительства РФ от 13.05.2016 г. № 891-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. — № 31, ст. 4448; 2016. — № 21, ст. 3041.
  3. Ивантер А. На разных скоростях / А. Ивантер // Эксперт. – 2015. — № 22. – С. 49 — 53.
  4. Сабанчева М.В. Проблема моногородов России: теоретические и практические аспекты решения / М.В. Сабанчева, Л.А. Мосина // Государственная власть и местное самоуправление. — 2015. — № 12. — С. 23 — 27.