РОЛЬ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБЫ В РАЗВИТИИ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ЭТАПЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№8,

Педагогические науки

Панамарчук Никита Кириллович


Ключевые слова: СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА; СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ; ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ; СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ; THE NORDIC WALKING; THE STRENGTH ABILITIES; THE PHYSICAL EDUCATION; HEALTHY LIFESTYLE; DISEASE PREVENTION; THE STRUCTURE OF MOTOR ACTION.


Аннотация: В данной статье рассматривается использование Скандинавской ходьбы в качестве средства, способного развивать силовые способности детей младшего школьного возраста. Проанализированы характерные особенности данного средства физического воспитания, и то, каким образом он способен воздействовать на организм. Выявлена основная причина применения Скандинавской ходьбы на уроках по физической культуре.

В современной системе общеобразовательного обучения, основополагающим источником в развитии физических способностей и укреплении общих оздоровительных функций организма ребёнка по-прежнему остаются занятия по физической культуре. В отличие от других научных дисциплин входящие в состав школьной программы, занятия данной направленности во время обучения способны задействовать не только когнитивные процессы головного мозга ребёнка, но и весь его организм, включая деятельность отдельных органов и систем, повышая таким образом адаптационно-приспособительные возможности всего организма. Особая исключительность отличает этот урок не только использованием специфических средств и методов физического воспитания, но и последствия, которые не всегда являются благоприятными. Например, в процессе освоения сложных двигательных навыков не редко возникают ситуации, когда ребёнок получает травму, приводя дальнейшее развитие своего организма к неправильному, патологическому формированию. Причинами таких явлений для лиц младшего школьного возраста могут выступать многие факторы. Один из которых связан с неравномерным и гетерохронным развитием физических способностей юного школьника.

Этап младшего школьного возраста, это тот самый промежуток времени, когда силовые способности для лиц как мужского, так и женского пола развиваются весьма затруднительно. В результате, это сказывается на работе всей опорно-двигательной системы, которая под воздействием статического или динамического напряжения не оказывает обратного должного сопротивления данным внешним нагрузкам. В последствие, это затрудняет не только дальнейшее обучение определённых двигательных навыков, но и может привести костный аппарат к различным деформациям. Неотъемлемое участие силы так же сопровождается и в сочетании с проявлением других физических качеств. Например, скорости, при осуществлении сгибательных и разгибательных движений во время передвижения. Именно поэтому учителя по физической культуре должны уделять развитию силовых способностей особое внимание, и использовать в своём уроке такие упражнения, которые являются допустимыми, безопасными и более продуктивными для данного школьного возраста. Одним из таких является использование «Скандинавской ходьбы» [3].

Его основная сущность заключается в выполнении двигательной активности с дополнительным использованием специальных модифицированных палок и особой техники передвижения, простота освоения которой не требует наличия других дополнительных спортивных навыков. Появление такого рода упражнения в системе тренировочного процесса впервые зародилось в Финляндии, когда молодым спортсменам-лыжникам в 40-годах XX века требовалось поддерживать свои физические кондиции на максимально высоком уровне в условиях, которые не позволяли им осуществлять тренировки с главным и необходимым оборудованием. Для решения данной проблемы и послужило дальнейшее использование лыжных палок в сочетании с классической пробежкой или же обычной ходьбой заменяющие лыжную технику передвижения. В свою очередь, это приводило к тому, что с одной стороны данная работа исключала важный элемент скольжения, ввиду отсутствия лыж, но с другой, она позволяла лыжникам развивать и совершенствовать другие необходимые двигательные элементы для данного вида спорта. Позднее такая система подготовки была признана весьма результативной, и использовалась в профессиональном лыжном спорте на вооружении у многих профессиональных тренеров [1].

Впоследствии окончательный переход данного технического элемента из разряда упражнений произошёл в 1997 году с участием преподавателя по физической культуре Марко Кантанева. Именно он смог систематизировать накопленную информацию о данной двигательной активности превратив ходьбу с палками в обособленный вид спорта имеющий позднее собственный соревновательный регламент, и получивший название «Sauvakävely».

В настоящее время, основным снаряжением для Скандинавской ходьбы по праву считается использование палок, изготовленные из таких материалов как: алюминий и углепластик. Их длинна имеет определённые фиксированные размеры, а также может варьироваться у разновидностей, имеющие специальные выдвигаемые сегменты. На их конце крепится специальный резиновый наконечник. Распространенным вариантом в качестве основополагающего снаряжения для любителей этого занятия чаще всего выступают классические лыжные палки [5].

В России, Скандинавская ходьба рассматривается прежде всего как современная разновидность фитнес-направления, применение которого характерно для любого возрастного контингента, начиная с этапа младшего школьного возраста. Практикующие специалисты данного физкультурно-оздоровительного искусства уделяют важное значение формированию правильной техники передвижения. Так как положительного результата можно добиться только лишь с её полноценным освоением [4].

Начало выполнения Скандинавской ходьбы обуславливается работой нижних конечностей, стопы которых соприкасаясь с твёрдой поверхностью, во время перекатывающего движения пятки, выполняют главную опорную функцию организма. Затем наступает фаза отталкивания, сопровождаемая частичным переносом центра тяжести на переднюю ногу. При этом вынос передней руки вместе с палками оказывают важное значение не только в повышении общей скорости передвижения. Данное техническое действие позволяет разгрузить 30-35% массы всего тела, распределив его первоначальный объём в ближайшее подручное оборудование. В свою очередь это уменьшает нагрузку в грудном и поясничном отделе позвоночника, а также тазобедренном, коленном и голеностопном суставе занимающегося. А амплитудный разворот плечевого звена, совершаемый во время циклического перемещения передней и задней палки, позволяет распрямить диафрагму, увеличив таким образом её внутренний объем. При этом активизируемая деятельность внутренних физиологических процессов, возникающая посредством выполнения техники Скандинавской ходьбы, значительно повышает питательную функцию хрящевой ткани, восстанавливая наличие повреждённых суставов, до их исходного состояния. Так же следует отметить и важность поддержания выпрямленной спины во время передвижения данной ходьбой. Поскольку именно в этом случае, у занимающегося образуется правильный мышечный корсет в шейном, грудном и поясничном отделе [2].

Наличие вышеупомянутых целебных свойств, получаемые организмом при занятии Скандинавской ходьбой, позволяет рассматривать данный вид фитнес направления, в качестве главного адаптивного средства, оказывающий профилактику в лечении таких серьёзных заболеваний как:

— остеохондроз;
— сколиоз;
— бронхиальная астма;
— вегетососудистая дистония;
— сахарный диабет и т.д;

Другой важнейшей прерогативой этого физкультурно-оздоровительного средства физического воспитания, является его непосредственное участие в развитии общей физической подготовленности человека. Важно подчеркнуть то, каким образом техника Скандинавской ходьбы способна повлиять на развитие именно силовых способностей у детей младшего школьного возраста [1].

Главной причиной внедрения представленного средства на урок физической культуры послужили особенности анатомо-физиологического развития младшего школьного возраста. Известно, что костеобразование у детей 7-11 лет состоит из преобладающего наличия органических веществ. Это позволяет костной ткани быть более эластичной, но и в тоже время хрупкой, в следствии недостаточного содержания необходимых минеральных веществ. Поэтому если слаборазвитые участки костной системы будут подвергаться значительному внешнему воздействию, то их дальнейшее формирование может сопровождаться определенными деформациями. В качестве примера может являться установление таких диагнозов, как сколиоз, или образование межпозвоночных грыж у детей младшего возраста.

По данным исследований, проводимые специалистами научного журнала «Research quarterly for exercise and sport» было установлено, что включение скандинавских палок в двигательную работу верхних конечностей, увеличивает расход потребляемой энергии в условиях аэробной нагрузки на 20%, по сравнению с обычной классической ходьбой. Объяснением такого существенного изменения представленных функциональных показателей связанно в первую очередь с интенсивной работой мышечных волокон задействованные в технической структуре Скандинавской ходьбы. При этом следует отметить, что осуществление толчковых возвратно-поступательных действий благодаря активному использованию палок, оказывает специфическое воздействие на мышцы плечевого пояса задействованные во время работы, нагружая их таким образом, который сопоставим с методом «Непредельных отягощений». Данный метод является весьма распространенным в бодибилдинге и применяется для развития силовых способностей. И поскольку он включает в себя преодоление сопротивления в условиях, при которых оказываемая нагрузка не является максимально допустимой, то таким образом, всевозможные гантели, гири и другие дополнительные источники отягощения, воздействующие на костную систему, могут быть заменены более безопасным средством повышения силовых способностей для детей младшего школьного возраста, а именно Скандинавской ходьбой с использованием палок. При длительной скоростно-силовой работе, лыжные палки помимо отталкивания постепенно начинают оказывать колоссальную силовую нагрузку на большие и малые группы мышц [3].

Следует отметить, что совершаемая во время передвижения скоростно-силовая работа оказывает с одной стороны динамическое напряжение для мышц верхних и нижних конечностей, а с другой, статическое, укрепляя таким образом мышечный корсет всего позвоночника. В результате этого, Скандинавская ходьба является безопасным средством развития силовых способностей на этапе данного возрастного периода.

Из вышесказанного следует сделать вывод. Занятия по физической культуре с использованием Скандинавской ходьбы должны учитывать индивидуальные возможности каждого ребёнка. Проведение занятий следует начинать с комплексных общеразвивающих упражнений. Нагрузка должна быть строго дозирована.


Список литературы

  1. Гужова Т.И., Арепина Н.Ю., Клунко В.В. скандинавская ходьба популярный и самый доступный вид двигательной активности // Физическая культура и спорт верхневолжья . — 2015. — №8-2. — С. 76-78
  2. Зыгмант И.В., Коваленко Ю.Л., Кашкина В.В., Минин А.С., Остапюк Е.С., Сазоник В.В. терренкур и скандинавская ходьба как форма физической активности проведения занятий для студентов СМГ УО «ВГМУ» // Материалы 72-ой научной сессии сотрудников университета. Витебский государственный медицинский университет. 2017 «Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации». — Витебск: Витебский государственный медицинский университет, 2017. — С. 201-103
  3. Копылов Ю.А. Скандинавская ходьба с палками // Физическая культура в школе. — 2014. — №6. — С. 47-50
  4. Любомирова Л.П., Садовский В.В., Ивахина О.В. Скандинавская ходьба — одно из доступных средств оздоровления // Cборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Вопросы образования и науки в XXI веке». — Пенза: ООО «Консалтинговая компания Юком» , 2013. — С. 80-81
  5. Меркулов С.Е., Танжурова Б.Н. Причины и характер травм, приведших к госпитализации. //Ж. «Проблемы управления здравоохранением». – 2007.- .№ 5. – С. 68-73
  6. Федякин, А.А. Особенности оздоровительно-тренировочного воздействия ходьбы с палками (Nordic Walking) на организм человека // Вестник Адыгейского государственного университета. — 2012. — № 2 (97). — С. 231-236