ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№3,

Юридические науки

Шведчиков Павел Геннадьевич
Шумских Лидия Вячеславовна


Ключевые слова: ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА; ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА; ПРИЧИНЫ ПРИНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА; THE CONCEPT OF THE SOCIAL STATE; THE PRINCIPLES OF THE WELFARE STATE; THE REASONS FOR THE SOCIAL STATE.


Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы становления социального государства в Российской Федерации. Проанализированы и выявлены основные проблемы становления социального государства в РФ. Обоснована необходимость в создании собственной модели социального государства.

Принцип социального государства закреплен в статье 7 Конституции РФ.

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты [2].

Основная задача социальной политики российского государства обеспечение достойной жизни каждому человеку, создание равных возможностей для развития личности. Эта задача может быть реализована только при условии эффективной экономической политики. Именно эта задача и определяет сущность и основные направления социальной политики Российской Федерации от реализации, которых зависит формирование нового типа государства – социального государства. Таковыми направлениями являются: поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; пенсионное обеспечение граждан; социальная защита населения; и реализация иных социальных гарантий.

В настоящее время большинство европейских государств реализуют социальную сущность. Социальная сущность является приоритетной в основных международных нормативных документах. Основополагающим документом является Декларация прав и свобод человека и гражданина [1], в которой впервые и была определена сущность социального государства.

Социальным называется государство, политика которого направлена на создание каждому гражданину условий, обеспечивавших бы ему достойную жизнь, социальную защищенность независимо от экономического, финансового положения, уровня образования и других факторов [4, с.290].

На практике, почти все европейские государства в качестве основного вида деятельности направленной на обеспечение социальной справедливости используют перераспределение социальных благ, с целью сглаживания резкой социальной дифференциации общества.

Следует отметить, что в современной России процесс формирования социального государства не окончен, происходит постоянное реформирование социальной сферы, отмечается неустойчивость достижений в социальной сфере, возникают многочисленные проблемы препятствующие формированию социального государства в России.

Среди наиболее распространенных проблем следует отметить:
1) Несформированность гражданского общества;
2) Отрицание властью активной роли гражданского общества и сведение этой роли только к легитимации этой власти;
3) Отсутствие социальных инициатив граждан;
4) Необходимость коренного преобразования социально-экономической сферы и прежде всего отношений собственности;
5) Преодоление негативных последствий социального кризиса.

Рассмотрим указанные проблемы подробнее.

В указанных условиях низкой правовой активности общества, незнания гражданами своих прав или нежелания их реализовывать, политическая сфера становиться частично обособленной от общества. И многие государственные деятели практически уверены в отсутствии возможности возникновения их ответственности за нерешенные социальные и экономические проблемы. Поэтому, сущностью их деятельности стала исключительно борьба за власть и проблема ее удержания. Напротив, в случае стимулирования государством правовой и политической активности граждан, совместные усилия государства и общества могли бы способствовать более эффективному решению реальных проблем. Граждане, заинтересованные в решении конкретных проблем и знающие их изнутри в состоянии вносить конкретные предложения по решению социальных проблем. И именно их предложения могут составить конкуренцию формальным предложениям чиновников по решению насущных вопросов социального государства.

В современной России практически все основные сферы общества требуют коренного преобразования. И прежде всего, необходимо ограничить монополию бюрократической собственности и обеспечить комфортное сосуществование всех секторов экономики. Осуществление данных мер невозможно без совершенствования политической сферы: формирование истинно демократического режима основанного на народовластии. Ибо, не будучи правовым, государство не может стать социальным.

Основным препятствием на пути создания истинного правового государства в современной России, безусловно, является кризис основных сфер общественной жизни.

Среди проблем особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п. [3,с. 395].

Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. Неповторимая самобытность российского общества, исторические традиции, специфические современные условия, все это может свести к минимуму эффективность идей западных социальных государств. Эти идеи должны быть, как минимум изменены. А наиболее правильным является решение о создании собственной, принципиально специфической модели социально государства.

Моменту установления социального государства в современной Российской Федерации будет предшествовать долгий и возможно сложный путь по формированию гражданского общества, общества социально активных граждан независимых от государства, общества, приоритетным большинством в котором являются представители среднего класса. Основным достижением данного общества является создание равных возможностей для свободного развития и достойный уровень жизни в соответствии с международными стандартами обеспечения прав и свобод человека с учетом исторических, культурных и религиозных традиций российского общества.

И только в результате преодоления нашей страной всех указанных трудностей в Российской Федерации будет создано правовое социальное государство основанием которого станет истинно демократическое гражданское общество.


Список литературы

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением ВС РСФСР № 1920-1 от 22 ноября 1991 г.)
  2. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
  3. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство. Учебник. — М.: 2003. — 414 с.
  4. Права человека и правовое социальное государство в России / отв. ред. Е.А. Лукашева. — М.: Норма: ИНФРА-М. 2011. — 400 с.
  5. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование // Государство и право. — 2008. — № 5. — С.11-20.
  6. Гончаров П. Станет ли Россия социальным государством? // Российская Федерация сегодня. 1999, — № 7. — С.54-55.