МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ WCO

№8,

Экономические науки

Бобровничий Владислав Сергеевич


Научный руководитель: Каимова И.В., старший преподаватель кафедры управления ГКОУ ВО «Российская таможенная академия»


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; КОРРУПЦИЯ; МЕРЫ; ВСЕМИРНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; CUSTOMS; CORRUPTION; MEASURES; WORLD CUSTOMS ORGANIZATION.


Аннотация: В статье определены основные направления борьбы с коррупцией как в таможенных органах Республики Беларусь, так и на республиканском уровне. Проанализирован ряд программных документов по данной проблематике. Актуализирован вопрос совершенствования мер по борьбе с коррупцией в таможенных органах РБ.

Коррупция ― одна из трудноразрешимых проблем современности, которая подрывает доверие народа к власти, порождает оправдательную философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности. Учитывая, что таможенные органы играют важную роль в пополнении государственного бюджета, а также в обеспечении национальной безопасности, контролируя перемещаемые через границу товары и транспортные средства, проявление коррупции в таможенных органах может нанести серьезный ущерб экономической и политической стабильности в стране.

Законодательство Республики Беларусь, посвященное противодействию коррупции, постоянно совершенствуется. В нем находят отражение не только нормы, устанавливающие уголовную ответственность за криминальные проявления коррупции, но и меры по предотвращению данного явления [2].

Базовыми документами, на основе которых организуется антикоррупционная деятельность в Республике Беларусь, в том числе и противодействие коррупции в таможенных органах, являются Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. №165-З «О борьбе с коррупцией», Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. №305-З «О борьбе с коррупцией» [1]. Важную роль для всех государственных органов исполнительной власти имеют утверждаемые президентом Республики Беларусь государственные программы по противодействию коррупции, предусматривающие комплекс конкретных организационно-правовых, социально-экономических и организационно-практических мероприятий. Например, целью программного документа «Основные направления развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 года», утвержденных Приказом Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 8 апреля 2011 г. №125-ОД «Об утверждении основных направлений развития таможенной службы Республики Беларусь на период до 2015 г. и Программы мер по их реализации», является модернизация таможенной службы в целях снижения коррупционных рисков при применении таможенного законодательства и технологий таможенного контроля [3].

Значительную роль в борьбе с коррупцией в таможенных органах Республики Беларусь играет принятая в 1993 г. Всемирной таможенной организацией (WCO) Декларация о честности действий таможни (Декларация по надлежащему управлению и борьбе с коррупцией на таможне), больше известная как Арушская декларация Всемирной таможенной организации (WCO) [4]. В Арушской декларации обозначены десять основных принципов, подлежащих применению таможенными органами при разработке своих национальных программ «по обеспечению честности на таможнях». В 2003 г. была принята новая редакция документа. Основу документа составляют ряд ключевых элементов, реализация которых хоть и носит для национальных таможенных служб рекомендательный характер, но подчеркивает важность их последовательного внедрения в практику таможенной службы. Обозначим эти принципиальные направления указанной антикоррупционной стратегии: руководящая роль и преданность делу; регулятивная основа; прозрачность; автоматизация; реформирование и модернизация; аудит и проведение расследований; кодекс поведения; управление людскими ресурсами; моральное состояние и организационная культура; взаимоотношения с предпринимателями и бизнес-сообществом.

Среди указанных выше принципов Арушской декларации ключевая роль отводится седьмому элементу: «разработка, обнародование и принятие комплексного кодекса поведения, устанавливающего практичные и однозначные правила поведения всего таможенного персонала». Иногда его называют Модельным кодексом этики и поведения сотрудников таможенной службы, определяющего международные стандарты профессионального поведения должностных лиц любой мировой таможенной администрации.

В Республике Беларусь на рассмотрение Президента впервые в 2003 г. был представлен проект Кодекса этики государственных служащих Республики Беларусь. Однако дальнейшая судьба Кодекса и то, на какой стадии находился его окончательный вариант, были неизвестны. В октябре 2009 г. в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что Генпрокуратура направила свои предложения в Министерство юстиции Республики Беларусь о разработке и принятии Кодекса поведения и этики государственных служащих, несмотря на то, что в актах антикоррупционной направленности неоднократно указывалось на необходимость принятия Этического кодекса государственного служащего. В 2016 году представителями Академии управления при Президенте Республики Беларусь подготовлен очередной проект Этического кодекса государственного служащего Республики Беларусь, определяющий систему нравственных и этических стандартов профессионального поведения и моральных обязательств, которые должны выполняться государственными служащими. Кроме того, в настоящее время, в Республике Беларусь нормами закона «О государственной службе в Республике Беларусь» определено, что государственный служащий обязан соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики [5].

Таким образом, целый ряд этических норм так или иначе внедрены в нормы действующего законодательства. Тем не менее, исчерпывающего перечня норм служебной этики государственных служащих, в том числе, должностных лиц таможенных органов, иных органов исполнительной власти, которые являются самой многочисленной и одновременно самой разобщенной категорией государственных служащих, на законодательном уровне не установлено, хотя с их несоблюдением связана возможность применения соответствующих мер ответственности [6].

Таким образом, в настоящее время в Республики Беларусь сформирована система, направленная на противодействие коррупции в таможенных органах, которая включает в себя антикоррупционную нормативно-правовую базу, определяющую порядок и механизм противодействия коррупции. Также бороться с коррупцией в таможенных органах помогает внедрение современных информационных технологий, в том числе, электронное декларирование товаров, которое не только упрощает саму процедуру таможенного оформления, но и исключает личный контакт должностного лица таможенного органа с декларантом.


Список литературы

  1. Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О борьбе с преступностью в сфере экономики и с коррупцией» // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. — №26. — 318с.
  2. Закон Республики Беларусь от 26 июня 1997 г. № 47-3 «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. — 1997. — №24.
  3. Указ Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2013 г. №485 «О Государственной программе по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013–2015 гг.» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 2013. — №118.
  4. Материалы международного семинара по предупреждению коррупции и борьбы с ней в рамках Программы ТАЙЕКС, г. Минск / Официальный сайт ГТК Республики Беларусь. URL: http://gtk.gov.by/ru/press-center/news (дата обращения: 16.05.2017).
  5. Маликова А.Ш. Причины и условия, способствующие возникновению коррупции. URL: http://sapanet.ru/ Kafedra/Podrazd/malikov.doc (дата обращения: 12.06.2017).
  6. Василевич, Г. А. Противодействие коррупции – одна из главных задач государства и общества / Г. А. Василевич // Научно-практический журнал «Право.by». — 2014. — № 5.