ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ ГРАЖДАН НА ДЕЙСТВИЕ И БЕЗДЕЙСТВИЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

№8,

Юридические науки

Саркинова Наталья Олеговна


Научный руководитель: Шаляева Ю.В., Кандидат исторических наук


Ключевые слова: ЖАЛОБЫ НА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ; РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ; ВОССТАНОВЛЕНИЕ НАРУШЕННЫХ ПРАВ; COMPLAINTS AGAINST POLICE OFFICERS; THE GRIEVANCE; THE REMEDY.


Аннотация: В статье автор пишет о порядке рассмотрения жалоб граждан, поступивших на действие (бездействие) сотрудников правоохранительных органов. Рассматривает опыт зарубежных стран (Великобритании, Польши, Северной Ирландии) по вопросу порядка рассмотрения жалоб на неправомерные действия со стороны сотрудников полиции. Автор приходит к выводу о том, что из зарубежного опыта Россия может заимствовать следующее: создание общественных советов, которые будут заниматься рассмотрением жалоб (на гражданских служащих) под руководством лиц, обладающих авторитетом в стране.

Законодательство и система правоохранительных органов каждой страны призваны обеспечивать защиту прав граждан, в том числе – от неправомерных действий представителей власти. Профилактика правонарушений, которые совершают сотрудники полиции предполагает гарантированную возможность для каждого гражданина заявить о имевших место посягательствах на его права со стороны любого работника МВД. Порядок рассмотрения жалоб на действие (бездействие) сотрудников правоохранительных органов, поступивших от граждан, заслуживает особого внимания, поскольку обеспечивает восстановление нарушенных прав и интересов личности гражданина. Вопрос о порядке рассмотрения жалоб на действия представителей силовых структур актуален не только для России, но и для зарубежных стран, в связи с тем, что в нем отражается степень законности деятельности всей системы данных органов.

В России гражданин имеет право подать обращение, в том числе жалобу на действие или бездействие сотрудника правоохранительных органов как в вышестоящие полицейские инстанции, так и в иные государственные структуры. При этом рассмотрение данного обращения возможно как в административном, так и в ином порядке (в том числе в судебном). Стоит отметить, что при обращении за судебной защитой у гражданина есть возможность заявить о возмещении убытков, и компенсации вреда (в том числе морального), причиненного работником полиции. Ответственность, за организацию работы с обращениями, поступившими от граждан (в том числе персональную), несет руководитель сотрудника, принявшего обращение. Особо стоит отметить о запрете преследования гражданина, в связи с его обращением с жалобой в органы, который предусмотрен статьей 6 Федерального закона №59-ФЗ от «02» мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Российское законодательство содержит Правила подачи и рассмотрения жалоб в отношении сотрудников внутренних дел. Приказом номер 707 от 12 сентября 2013 года утверждена Инструкция «Об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства Внутренних Дел России». В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О полиции» гражданин вправе направить обращение о несогласии с действиями сотрудника полиции обратившись по своему выбору к вышестоящему должностному лицу полиции, или к работникам прокуратуры, а также в суд, за восстановлением своих прав.

Рассмотрим опыт зарубежных стран по восстановлению нарушенных прав граждан, отраженных в обращениях, содержащих жалобы в отношении сотрудников полиции. Создание специальных служб по рассмотрению обращений граждан является эффективным средством, позволяющим восстановить нарушенные права и интересы граждан. Так, например, в Великобритании существует Управление, которое рассматривает жалобы на полицию, оценивает эффективность действий сотрудников данной структуры, оно так и называется Управление жалоб на действия полиции. Интересным фактом работы данного управления является отсутствие требования к сотрудникам Управления об обязательном наличии юридического образования. Министр внутренних дел Великобритании назначает сотрудников Управления из лиц, обладающих авторитетом в стране, в том числе бывших руководителей крупных компаний.

Стоит отметить, что сотрудники Управления уполномочены принимать решения о привлечении виновных лиц не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности. Закон о полиции Великобритании определяет, что заявления о несогласии с действиями сотрудников полиции должны быть рассмотрены в других округах полиции, то есть лицами не заинтересованными в исходе дела. В 2002 году был принят закон о реформе полиции, который предусматривает обжалование действий и бездействий полицейских через Независимую комиссию. Данная комиссия входит в систему министерства внутренних дел страны, при этом является независимым органом, что в свою очередь является необходимым для принятия беспристрастных решений. Помимо этого, в Великобритании существует ведомственный и общественный контроль.

Распоряжением Совета министров Польши определен Порядок рассмотрения заявлений граждан, который в том числе регулирует принятие и рассмотрение жалоб на сотрудников полиции. Данный порядок предусматривает прием, как письменных обращений, так и обращений, поступивших в устной форме, путем составления протокола, и проставлением в нем подписи обратившегося гражданина. Текущий контроль по рассмотрению обращений граждан осуществляет, помимо местного органа правительства, компетентный министр, так как в соответствии с Законом «О совете министров» в министерствах созданы отделы, подразделения, реализующие контроль рассмотрения обращений граждан.

В Северной Ирландии жалобы на неправомерные действия со стороны сотрудников полиции рассматривает омбудсмен по вопросам деятельности полиции. Омбудсмен данной страны независим от системы полиции и в своей деятельности руководствуется только положениями Закона. При этом омбудсмен уполномочен давать рекомендации о привлечении виновного к ответственности в службу публичных расследований (данная служба вправе расследовать жалобы, поступившие на гражданских служащих). В случае рекомендации омбудсмена о привлечении сотрудника полиции к дисциплинарной ответственности, данный материал поступает на рассмотрение главному констеблю полиции. Помимо вышеуказанного, омбудсмен уполномочен, вносить предложения в полицию об улучшении деятельности правоохранительного органа.

Таким образом, в каждой стране мира уделяется огромное внимание порядку рассмотрения обращений граждан в отношении работников полиции. Из зарубежного опыта Россия может заимствовать такие методики как: принятие обращений от граждан, поданных в устной форме, создание общественных советов, которые будут заниматься рассмотрением жалоб (на гражданских служащих) под руководством лиц, обладающих авторитетом в стране. Использование опыта разных стран может быть эффективным в борьбе с преступностью в правоохранительных органах.


Список литературы

  1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: в ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 1996 г. — № 25 — Ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ // Российская газета. — 22 декабря 2001г. — №249.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. Федерального закона РФ от 03.11.2015) // Российская газета. – 05.05.2006. – №95.
  5. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, от 12 сентября 2013 года № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации // Российская газета. 17.01.2014. №9.
  6. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, от 29.08.2014 года № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // Российская газета. 27.03.2013. №65.
  7. Учебник Уголовный процесс современных зарубежных государств: Учебное пособие / К. Б. Калиновский. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2000. 48 с.
  8. Уголовный процесс западных государств / Головко Л.В., Гуценко К.Ф., Филимонов Б.А.; Под ред.: Гуценко К.Ф. — М.: Зерцало-М, 2001. — 480 c.
  9. Курс уголовного процесса / А.А. Арутюнян, Л.В. Брусницын, О.Л. Васильев и др.; под ред. Л.В. Головко. / Учебник для юридических вузов и факультетов // М.: Статут, 2016. 1278 с.
  10. Разрешительная система в Российской Федерации: научно-практическое пособие / Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева и др.; отв. ред. А.Ф. Ноздрачев. // М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2015. 928 с.
  11. Тенденции развития контроля за деятельностью публичной администрации в зарубежных государствах: монография / А.Б. Зеленцов, Н.М. Касаткина, В.И. Лафитский и др.; отв. ред. В.И. Лафитский, И.Г. Тимошенко. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 446 с.
  12. Макаров А.А., Чупров В.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран / А.А. Макаров, В.М. Чупров // Административное и муниципальное право. — 2010. N 3.
  13. Муженская Н.Е., Костылева Г.В. Заявитель — участник уголовного судопроизводства / Н.Е. Муженская, Г.В. Костылева // Законность. — 2012. — N 7.
  14. Ряполова Я.П. Процессуальные действия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью действий и решений на стадии возбуждения уголовного дела / Я.П. Ряполова // Российский следователь. -2012. — N 14.
  15. Юмашев Н.С., Юмашев А.Н. К вопросу о нарушении порядка рассмотрения заявлений о преступлениях, установленного УПК РФ / Н.С, Юмашев, А.Н. Юмашев // Российский следователь. -2015. — N 4.