ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
№8,
Педагогические науки
Бочкарева Татьяна Николаевна (Кандидат педагогических наук)
Ключевые слова: ОДАРЕННОСТЬ; КОМПЕТЕНЦИЯ; УМЕНИЕ; ЗНАНИЯ; УЧИТЕЛЬ; ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ; СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ; TALENT; COMPETENCE; SKILLS; KNOWLEDGE; TEACHER; BUILDING COMPETENCIES; STRATEGIC COMPETENCIES.
Среди явлений природы одаренность детей находится на одном из привлекательных для исследования направлений. Проблемы своевременного выявления и оптимального развития таких детей всегда находились в центре внимания педагогического сообщества. Для современного общества также является актуальным интерес к детской одаренности, что связано не только с общественными потребностями, но и прежде всего, с потребностью общества в неординарных творческих личностях. Изменения, произошедшие в современном мире потребовали от человека высокой активности, умеющих нестандартно мыслить и творить, способных развивать общество.
Несмотря на то, что ребенок является одаренным, он нуждается в обучении. Для работы с одаренными детьми нужен особый педагог, поскольку существует ряд проблем, усложняющих образовательно-педагогический процесс. Для обучения одаренных детей необходимы индивидуализированные программы и поэтому для работы с такими детьми, педагог должен проходить соответствующую подготовку. Больше всего необходим «свой» учитель ребенку с высоким интеллектом. Не компетентность педагога приводит к тому, что он не умеет «видеть» одаренности у детей, не понимает их и не знает их особенности. Зачастую такой педагог нагружает «особых» детей не качественно, а количественно.
Профессиональная готовность педагога к работе с одарёнными детьми выделяется в отдельную проблему по ряду причин. Как отмечают М.М. Кашапов [3], Н.С. Лейтес [4], во-первых, одаренные дети характеризуются специфическими личностными особенностями, в силу которых и личностные характеристики, знания и умения педагога приобретают особую значимость. Во-вторых, особенности развития познавательной сферы одаренных детей требуют специальной организации образовательной деятельности, для которой необходима дополнительная подготовка педагога, связанная с приобретением компетенций по применению разнообразных форм и технологий обучения.
В научной литературе можно выделить исследования, раскрывающие теоретико-методологические основы одаренности у детей [5,9,10], отражающие результаты отечественных и зарубежных исследований в области детской одаренности, современные взгляды мировой науки, а также опыт работы педагогов с такими детьми.
В работах таких ученых, как Д.В. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин и др., раскрываются технологии работы с одаренными детьми, разрабатываются методы обучения и развития таких детей [1,4,5]. В разработках Е.Е. Мерзон, А.Н. Панфилова, В.М. Панфиловой, Р.Х. Шайморданова, О.М. Штерц и др. созданы практические модели и проекты подготовки педагога к работе с одаренными детьми [6,8].
Среди нерешенных задач формирования компетенций педагога для работы с одаренными детьми необходимо отметить следующие:
— в понимании феномена детской одаренности в науке нет единого подхода;
— нет единых требований к личности педагога, работающего с одаренными детьми;
— нет целенаправленной системы формирования компетенций педагога для работы с одаренными детьми, способной формировать не только теоретические знаний, но и выработать практические навыки успешного сотрудничества с одаренными детьми.
Идея повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций в сфере педагогики и психологии одаренности отражена и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [2]. Она органично переплетается с общим направлением модернизации педагогического образования путем реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников, отмеченном в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. [7].
Учителю, работающему с одаренными детьми, часто приходится работать с детьми, более знающими и способными, чем он сам и поэтому он должен обладать следующими качествами:
— конструктивно отвечать на вызовы, уметь реагировать на критику и не впадать в стресс;
— верить в свою компетенцию, способность решать появляющиеся проблемы, готовность отвечать за свои решения;
— уважать способность детей самостоятельно решать свои проблемы, верить в их положительные намерения, ценить и уважать их чувство собственного достоинства;
— развивать потребность к интеллектуальному самосовершенствованию, самообразовании и саморазвитии, готовность изучать опыт работы других педагогов.
Необходимо определить системообразующие компетенции не только учителя, работающего с одаренными детьми, но и студента – будущего учителя, обучающегося сейчас в учреждении высшего образования. Рассмотрим составляющие системообразующих компетенций:
1. Социально-прогностическая компетенция, которая включает в себя умения по прогнозированию результатов обучения, выявлению возможных склонностей у обучающихся, а также на основе цели взаимодействия умения определять методы, приемы и средства работы;
2. Диагностическая педагогическая компетенция, которая включает в себя умения по анализированию природы достижений и неудач, по определению условий применения технологий обучения, воспитания и мотивации;
3. Тьюторская компетенция, включающая в себя знания по методам и приемам тьюторского сопровождения талантливых детей, умение определять оптимальное отношение руководства педагога и самостоятельности учащихся в работе;
4. Компетенция самосовершенствования, включающая в себя умение по анализу собственной профессиональной деятельности, знание рефлексивных технологий для оценки уровня своего профессионального и личностного развития, а также умение формировать траекторию собственного самообразования и самосовершенствования.
С учетом указанных компетенций, возникает необходимость составления анкеты по выявлению приоритетов системообразующих компетенций. Заполнение студентами анкеты по выявлению приоритетов системообразующих компетенций будет ориентировочной основой в учебной деятельности студентов. Она перспективно знакомит с целью работы студента, реализация которой начинается по мере его подготовленности и позволяет выбрать доступные для него задачи. Так же она является индивидуальным рабочим материалом для учебы студента в вузе. Проведения анкетирования среди действующих учителей, работающих с одаренными детьми даст возможность получения сведений о возможной корректировке своей деятельности.
Респондентам предоставляется возможность оценить в каждом семестре степень сформированности у них тех компетенций, которые были запланированы в рамках учебного плана. Оценка производится следующим образом:
0 баллов — полное отсутствие умения;
1 балл – есть представление, ознакомление;
2 балла — есть представление из каких действий слагается умение;
3 балла — есть представление из каких действий слагается умение; и частичное развитие умения; овладение;
4 балла — умение развито частично, с определенными усилиями использует умение в несложных ситуациях;
5 баллов — умение развито, обдуманно применяется в массовой ситуации.
В течение семестра студенты ведут краткую запись обо всех учебно-воспитательных формах и лично выполняемой творческой работе.
Таблица 1
Анкета по выявлению приоритетов системообразующих компетенций
№ |
Компетенции |
Умения |
Степень овладения умениями (от 0 до 5 баллов) |
1. |
Социально-прогностическая компетенция | Умение прогнозировать результаты обучения и воспитания. | |
2. |
Умение выявлять возможные склонности у обучающихся. | ||
3. |
На основе цели взаимодействия умение определять методы, приемы и средства работы | ||
4. | Диагностическая педагогическая компетенция | Умение по анализу природы достижений и неудач. | |
5. | Умение по определению условий применения технологий обучения, воспитания и мотивации | ||
6. | Тьюторская компетенция | Знания по методам и приемам тьюторского сопровождения талантливых детей | |
7. | Умение определять оптимальное отношение руководства педагога и самостоятельности учащихся в работе | ||
8. | Компетенция самосовершенствования | Умение по анализу собственной профессиональной деятельности | |
9. | Знание рефлексивных технологий для оценки уровня своего профессионального и личностного развития | ||
10. | Умение формировать траекторию собственного самообразования и самосовершенствования |
Анализ анкетирования покажет, разницу в оценках студентов и учителей, что позволит выявить функциональные взаимосвязи выделенных компетенций и распределить их по группам. На основе корреляционного анализа составляется плеяда компетенций педагогической деятельности студентов и учителей. Кроме того, в ходе эксперимента удастся получить изменения в уровне развития компетенции студентов от 1 к 5 курсу обучения в вузе.
Критериальные характеристики измерения развития компетентности студентов и учителей позволят сформировать уровни системообразующих компетенций будущих и действующих педагогов, что повысит эффективность профессиональной подготовки студентов и деятельности учителей.
Проведение мониторинга формирования компетенций студента – будущего педагога и педагога для работы с одаренными детьми необходимо в первую очередь для обеспечения непрерывности педагогического сопровождения одаренных детей. В современном обществе, вступившем в эпоху нарастающих изменений во всех сферах жизнедеятельности человека, особую ценность приобретает специалист, обладающий профессионализмом, мобильностью, способностью к творческой переработке возрастающего потока информации и ее компетентного использования в практике, самостоятельно пополняющий и совершенствующий профессиональные знания и умения. В связи с этим становится актуальной проблема формирования компетенций для работы с одаренными детьми у студентов в процессе профессиональной подготовки.
Список литературы
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. — Самара: Издательский дом «Федоров», 2009. – 416 с.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. – Электронный ресурс // http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 30.06.2017).
- Кашапов М.М. Стадии творческого мышления профессионала. Монография. – Ярославль: Ремдер, 2009. – 380 с.
- Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Материалы Всероссийской научно¬практической конференции. — М., 2003. — С. 27-34.
- Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пос. — М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с.
- Методология и методы психолого-педагогической диагностики одаренности: учебно-методическое пособие // Сост. Е.Е. Мерзон, А.Н. Панфилов, В.М. Панфилова, О.М. Штерц. — Елабуга: Изд-во Елабужского института КФУ, 2014. — 522 с.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг.– Электронный ресурс // http://base.garant.ru/71044750/ (дата обращения: 30.06.2017).
- Шаймарданов Р.X. Технология личностно ориентированной профессиональной подготовки будущего учителя // Вестник ТГГПУ. — 2004. -№3. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-lichnostno-orientirovannoy-professionalnoy-podgotovki-buduschego-uchitelya (дата обращения: 30.06.2017).
- Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. — М.: Изд- во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. — 334 с.
- Юркевич В.С. Работа психолога с одаренными детьми и подростками // Одаренный ребенок. — 2004. — No 4. — С. 16.