ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

№3,

Юридические науки

Банщиков Евгений Сергеевич
Шведчикова Елена Викторовна


Ключевые слова: НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ; ПРЕСТУПНОСТЬ; ПРОЦЕСС ПЕРЕВОСПИТАНИЯ; ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ; JUVENILE OFFENDERS; CRIME; RE-PROCESS; PERSONALITY TRAITS.


Аннотация: Проблема подростковой преступности является одной из важнейших проблем современного российского общества. Для понимания причин роста числа правонарушений совершенных несовершеннолетними и повышения эффективности процесса перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей необходимо понимание личностных особенностей несовершеннолетних правонарушителей.

В настоящее время одной из важнейших задач российской уголовно-исполнительной системы является исправление осужденных, возвращение их в общество в качестве людей созидателей, способных без посторонней помощи и контроля вести жизнь, достойную человека.

Огромной проблемой для российского общества остается подростковая преступность, являясь одной из самых существенных социально-правовых проблем современности. Современное состояние преступности среди несовершеннолетних, состояние их здоровья, пьянство, наркомания, уровень образования и развития требует от правительства, силовых структур, ученых, общественных организаций неотложных мер, не декларативного, а реального характера.

Процесс перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей и его эффективность напрямую зависит от знания личностных особенностей данных правонарушителей, поэтому рассматриваемый вопрос в настоящее время является, безусловно, актуальным для современной юридической науки.

Составной частью современной преступности является преступность несовершеннолетних, но следует отметить, что она имеет свои специфические особенности: соматическое, психическое и нравственное развитие несовершеннолетних и их социальная незрелость.

Именно наличие этих специфических особенностей, делает изучение вопросов связанных с правонарушениями несовершеннолетних невозможным без изучения личности правонарушителя.

От того насколько качественно изучена личность несовершеннолетнего правонарушителя зависит успех профилактической деятельности осуществляемой внутренними органами государства. Осуществляя профилактические мероприятия эти органы должны особое внимание уделять именно личности правонарушителя, а не факторам внешнего воздействия. Это в полной мере относится к несовершеннолетним преступникам [14, с.90].

Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего правонарушителя – возраст, так как именно возраст и определяет психологические и биологические особенности личности, влияет на уровень интеллекта, характер увлечений и физические возможности совершения правонарушений.

Практически с момента рождения человек становится частью общества, и с первых лет его жизни начинается процесс социализации.

С самого раннего детства человек начинает примерять на себя и реализовывать социально-значимые роли и именно это формирует его специфические качества.

В детстве человек складывается как общественное существо, у него развиваются интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, способность предвидеть возможные последствия своих поступков; вырабатываются волевые качества: настойчивость, целеустремленность, самоконтроль, активность, инициатива; формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности [9, с.182].

В. Малинин отмечает совершенно обратное, и не связывает особенности возрастного поведения личности со спецификой и изменениями возрастных отношений. Бесспорным является тот факт, что в течении всей жизни под влиянием событий и обстоятельств происходят существенные изменения личности. Кроме возрастных особенностей выделяются физиологические, психологические и даже педагогические так же зависящие от возраста человека. Причем в каждый конкретный период эти возраста не совпадают, что и способствует возникновению внутренних конфликтов личности, которые в свою очередь и провоцируют противоправное поведение. Следует отметить, что конкретного среднестатистического возраста совершения правонарушений не существует.

Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности [12, с.209].

Определяя возрастные особенности правонарушителей, специалисты выделяют две возрастные группы: малолетние 14-15 лет и несовершеннолетние от 16 до 18 лет.

Рассматривая специфические особенности поведения малолетних следует отметить, что именно в этот возрастной период наибольшее влияние на поведение человека оказывает сфера их ближайшего окружения, условия жизни и особенности воспитания. Активное воздействие на формирование модели поведения оказывают молодые взрослые.

Рассматривая личности несовершеннолетних и взрослых правонарушителей, можно отметить наличие общих черт поведения. Это объясняется отсутствием возможности разграничения между правонарушителями двух возрастных периодов: 16-17 лет и 18-20 лет. Грань между данными возрастными группами является весьма условной.

В данном случае вполне допустимо вести речь о единой возрастной группе, если использовать понятие неполного совершеннолетия [9, с.185].

Как правило, среди несовершеннолетних правонарушителей, преобладают лица мужского пола. Причиной этого являются различие социальных связей с обществом и условий нравственного формирования личности, психические и психологические особенности пола, большая степень социальной активности и т.д.

Как следует из статистических данных, большая часть, около 90% несовершеннолетних правонарушителей являются лицами мужского пола, и только 9% девушки. Но при этом за последние годы существенно возросло количество и расширился круг преступлений совершаемых девушками.

Это не случайно, как не случайно и то, что увеличилось число подростков женского пола, которые занимаются проституцией, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, неизбежным следствием чего является преступное поведение [13, с.70].

Немаловажным фактором в данной характеристике является место жительства. Согласно данным статистики большая часть подростков совершающих правонарушения, проживает в городах, что составляет 75% против 25% проживающих в сельской местности. На такое процентное соотношение, безусловно, влияют и экономический уровень жизни и условия проживания и житейские традиции. Но наиболее значимым фактором, влияющим на такое цифровое соотношение, является нерациональное использование подростками свободного времени, ослабление социального контроля и уверенность подростков в безнаказанности за совершенные деяния, а так же практические трудности в реализации принципа неотвратимости наказания за противоправные действия. Что касается различий между городскими и деревенскими жителями, то процессы миграции и урбанизации практически стирают их.

В настоящее время городской образ жизни активно внедряется в деревне, поэтому в историческом смысле фактически деревни либо перестают существовать, либо становятся поселками городского типа.

В связи с этим наблюдается более быстрый рост сельской преступности по сравнению с городской, кроме того, все больше и больше селян совершают преступления в городе, что именуется «городской» преступностью [15, с.117].

Научные источники достаточно часто отмечают прямую зависимость между уровнем образования и личностью правонарушителя. Так как от уровня образования, прежде всего, зависят перспективы и возможности его самореализации в обществе.

Говоря об уровне образования несовершеннолетних правонарушителей, следует отметить его несоответствие уровню образования сверстников. Достаточно часто правонарушители являются второгодниками, вообще не оканчивают школу, обучаются во вспомогательных школах и училищах. Кроме того, более 30% потенциальных правонарушителей вообще не учатся и не работают, и никогда не были заняты социально полезной деятельностью.

Проблема трудовой занятости подростков в стране остается довольно напряженной, и прогноз в этом направлении не утешителен [10, с.153].

Практически значимым является изучение особенностей жизни несовершеннолетних правонарушителей в семье. Так как именно семья формирует все социально-значимые личностные характеристики. Сегодня, большая часть несовершеннолетних правонарушителей воспитывается в социально неблагополучных семьях: с постоянными ссорами, взаимными оскорблениями, пьянством и наркоманией. Каждый 10 рецидивист, начавший свой преступный путь с несовершеннолетия, как правило, в пьянство и преступную деятельность был вовлечен родителями, старшими братьями, близкими родственниками. Именно неблагополучная семья оказывает разрушительное влияние не только на своих детей, но и на их друзей. Происходит фактическое подражание дурным примерам.

Очень важными критериями характеризующими личность подростков являются особенности их правового сознания. Следует отметить, что уровень правосознания несовершеннолетних правонарушителей является низким, для них характерны глубокие дефекты правосознания, которые обусловливаются двумя причинами: общей правовой неграмотностью несовершеннолетних и негативным социальным опытом несовершеннолетних. Искажения правового сознания несовершеннолетних правонарушителей основаны на отсутствии желания соблюдать закон и предписанные им нормы и негативном к ним отношении. Отсутствие правовых знаний у таких подростков правовых знаний, ведет к неуважительному отношению к законам, которые, по их мнению, являются несправедливыми.

Особое воздействие на поведение несовершеннолетних правонарушителей оказывают окружающие их люди, как правило, ранее судимые, склонные к пьянству и наркомании и социальным болезням.

Очень важной является проблема свободного времени, которого более чем достаточно у таких подростков. А по мере увеличения свободного времени, жизненные интересы подростка постепенно приобретают негативный характер. Процент вероятности совершения преступления таким подростком напрямую зависит от количества у него свободного времени.

Более 53% подростков состоящих на учете в полиции ничем не заняты более 6 часов в день. Очень часто вместо активного досуга подростки и совершают правонарушения.

Таким образом, считаем необходимым отметить, что мотивация поведения несовершеннолетних правонарушителей напрямую зависит от их личностных характеристик. В современный период в мотивации преобладают:

— желание показать себя бесстрашным взрослым и тем самым стать выше сверстников, стремление получить дорогие вещи которые невозможно получить другим путем;
— плохое настроение и отсюда желание причинить вред другим;
— неправильное понимание чувства товарищества;
— стремление поднять свой престиж среди взрослых и т.д.

Необходимо понимать, что мотивация несовершеннолетних постоянно меняется, подросток взрослеет, накапливает собственный преступный опыт. Исчезают наивные детские мотивы, и возрастает и становится все более непреодолимым разрыв между правонарушителем и обществом.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ // Собр. Законодательства РФ. — 2014. — № 15. — Ст. 1691.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24.05.1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 05.06.1996 г.: в ред. Федер. закона от 30.03.2016 г. № 78 -ФЗ // Рос. газ. — 1996. — 18 июня; 2016. – 12 марта.
  3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18.12.1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25.12.1996 г: в ред. Федерального закона от 28.11.2015 № 358-ФЗ // Рос. газ. -1997. — 16 янв; 2015. – 12 дек.
  4. Бабаев М.М. Исследование возрастных психологических особенностей и проблема ответственности несовершеннолетних правонарушителей / М.М. Бабаев // Государство и право. — 2007. — № 3. – С.29-34.
  5. Громов Н.А. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. / Н.А. Громов. М.: ГроссМедиа, 2012. – 1014 с.
  6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской федерации части второй/ Отв. ред. В.К. Малков. М.: Контракт, 2012. – 759 с.
  7. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под ред. Н.А. Петухова, Г.И. Загорского. М.: ИКФ ЭКМОС, 2011. – 629 с.
  8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: в 2 т. (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова. М.: Проспект, 2015. – 1089 с.
  9. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В. Н. Кудрявцева, проф. Е. Ф. Эминова. М.: 2007. -412с.
  10. Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. М.: 2008. -334с.
  11. Малеин Н.С. Неотвратимость и индивидуализация ответственности / Н.С. Малеин // Государство и право. — 2011. — № 11. С.50-54.
  12. Малинин В. Энциклопедия уголовного права. Том 11. Уголовная ответственность несовершеннолетних. / В. Малинин, Т. Чапурко. -М.: 2008. -1115с.
  13. Предупреждение пенетенциарной преступности / Под ред. Ю.И. Калинина. М.: 2007. — 454с.
  14. Чапурко Т.М. Уголовно-правовые проблемы предупреждения преступлений. / Т.Н. Чапурко. Ростов на Дону, 2006. -400с.
  15. Чуфаровский, Ю.В. Криминология в вопросах и ответах / Ю.В. Чуфаровский. М.: 2004. -293с.