К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

№8,

Экономические науки

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)

Сидорова Юлия Андреевна


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ПОКАЗАТЕЛИ; ОЦЕНКА; МОНИТОРИНГ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ИСПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ; CUSTOMS SERVICE; INDICATORS; ASSESSMENT; MONITORING; OPERATION; PERFORMANCE; EFFICIENCY; EXECUTION OF CONTROL TASKS.


Аннотация: В статье проанализированы отдельные наиболее значимые показатели оценки эффективности таможенной деятельности. Проводимый с помощью них мониторинг реализуемых таможенными органами направлений деятельности позволяет выявить степень достижения поставленных перед подразделениями ведомства целей.

В настоящее время деятельность региональных таможенных управлений (далее – РТУ) и таможен, непосредственно подчинённых Федеральной таможенной службе России, (далее – ТНП) оценивается с помощью системы показателей. К их числу относятся показатели результативности деятельности, показатели эффективности деятельности и индикативные показатели, утверждённые Приказом Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС России) от 02.12.2016 № 2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, на 2017 год» [1]. Установленные данным документом показатели целесообразно сгруппировать по четырём основным направлениям таможенной деятельности, а именно [3]:
— показатели фискальной деятельности;
— показатели расходно–финансовой деятельности;
— показатели правоохранительной деятельности;
— показатели деятельности по проведению таможенного оформления и таможенного контроля.

Далее будут представлены особенности расчёта ключевых показателей, характеризующих каждое из выделенных направлений. Так, основным критерием оценки фискальной деятельности таможенных органов является, показатель результативности №1 «Исполнение контрольного задания по перечислению доходов в федеральный бюджет» (далее — ПР №1). ПР №1 отражает эффективность деятельности таможенных органов по исполнению контрольного задания в доходной части федерального бюджета, администрируемых таможенными органами [2]. По состоянию на 2017 год ПР №1 должен быть равен не менее 95% от запланированного значения. Расчёт ПР №1 производится согласно представленной далее формулы:

[latex]D=\frac{F}{K}\times 100\%[/latex], (1)

где: D – значение показателя по исполнению контрольного задания в доходной части федерального бюджета;
F – общая сумма фактически зачтённых денежных средств по всем видам платежей в отчётном квартале;
K – контрольное задание на отчётный квартал.

Для оценки расходно–финансовой деятельности таможенных органов применяют показатель результативности № 24 «Равномерность расходования бюджетных средств» (далее — ПР №24). ПР №24 отражает эффективность деятельности таможенных органов по равномерному расходованию бюджетных средств. Администрирует ПР №24 Главное финансово-экономическое управление ФТС России [10]. По состоянию на 2017 год на все кварталы года установлена допустимая норма выполнения ПР №24, равная 100% от запланированного значения. Фактическое значение ПР №24 в i-м квартале рассчитывается на основании данных о бюджетной отчётности согласно представленной далее формулы [7]:

[latex]P=\frac{E}{B\times G_{i}}\times 100\%[/latex], (2)

где: E – кассовое исполнение расходов федерального бюджета в отчётный период;
B – бюджетные ассигнования согласно бюджетной росписи с учетом внесенных в нее изменений по состоянию на конец отчетного периода;
Gi – установленное значение отношения кассового исполнения расходов федерального бюджета в i-м периоде.

Ключевым критерием оценки правоохранительной деятельности является индикативный показатель №36 «Количество уголовных дел, возбуждённых в ходе и (или) по результатам проверочных мероприятий подразделений таможенного контроля после выпуска товаров» (далее – ИП №36). ИП №36 характеризует деятельность таможенных органов по возбуждению уголовных дел в ходе и (или) по результатам проверочных мероприятий, проведённых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров [8]. Администрирует ИП №36 Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России. Фактическое значение ИП №36 рассчитывается согласно представленной далее формулы [6]:

[latex]K=K_{T}+K_{I}[/latex], (3)

где: KT – количество уголовных дел, возбуждённых таможенными органами в ходе и (или) по результатам проверочных мероприятий, проведённых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров в отчётном периоде, или информация о возбуждении которых по завершённым проверочным мероприятиям поступила в отчётный период;
KI – количество уголовных дел, возбуждённых иными контролирующими органами по материалам, переданным таможенными органами по результатам проверочных мероприятий, проведённых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров, информация о возбуждения которых поступила в отчётном периоде.

Для оценки процессов таможенного оформления и таможенного контроля применяется показатель результативности № 22 «Средняя длительность процедуры принятия решения» (далее – ПР №22). ПР №22 характеризует качество предоставления таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – государственная услуга) [5]. Администрирует ПР №22 Управление товарной номенклатуры ФТС России [11]. ПР №22 рассчитывается ежеквартально в отношении предварительных решений, принятых по заявлениям, поданным как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

Фактическое значение ПР №22 определяется в днях (с точностью до целого значения) как среднее (по таможенному органу в отчётном квартале) количество дней между датой регистрации заявления и датой принятия предварительного решения (не учитывается время постановления срока оказания государственной услуги на получение необходимой дополнительной информации от заявителя) [9]. При расчёте ПР №22 не учитываются заявления, по которым отказано в принятии предварительного решения или принято решение об отклонении. Если в отчётном квартале предварительные решения не принимались, ПР №22 не рассчитывается.

В отчёте кроме фактического значения приводятся сведения о соблюдении сроков процедур, предусмотренных административным регламентом по предоставлению государственной услуги. Если ПР №22 не выполнен, в приложении к отчёту приводятся причины невыполнения и принятые меры [4]. Для расчёта ПР №22 используется специальная программная задача в составе информационно-аналитической системы «Тарифы-1». Всем региональным таможенным управлениям (кроме Северо-Кавказского таможенного управления) и Центральной энергетической таможни на все кварталы 2017 года установлено значение ПР №22 – менее 42 дней от запланированного значения.

Таким образом, система показателей оценки эффективности деятельности таможенных органов на данный момент времени является важной отраслью таможенного дела, так как проводимый с помощью неё мониторинг позволяет выявить степень достижения поставленных перед подразделениями целей и задач, а также максимизировать оборот внешнеторговой деятельности и создавать условия для развития экономики страны. Исследовав систему показателей результативности, показателей эффективности и индикативных показателей можно констатировать, что таможенная деятельность в целом эффективна и имеет положительный результат.


Список литературы

  1. Приказ ФТС России от 02.12.2016 № 2270 «О показателях результативности деятельности, показателях эффективности деятельности и индикативных показателях региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, на 2017 год».
  2. Кнышов А.В. Совершенствование системы показателей оценки деятельности таможенных органов, особенности ее разработки и применения: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 164 с.
  3. Актуальные проблемы экономики таможенного дела: учебник / А.Я. Черныш, Е.А. Терехова, А.В. Павлова и др. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. — 348 с.
  4. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  5. Кнышов А.В. Совершенствование научно-методического аппарата и практических рекомендаций по разработке и применению системы показателей оценки деятельности таможенных органов: дис….канд. экон. наук. — М., 2013. — С. 52-53.
  6. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.
  7. Кнышов А.В. Оценка обеспеченности таможенной службы России трудовыми ресурсами за период 2000-2010 гг. // Таможенные, экономические и правовые аспекты функционирования таможенного союза: Материалы IV Международной научно-практической конференции молодых учёных. Российская таможенная академия, Ростовский филиал. — 2011. — С. 95-98.
  8. Кнышов А.В. К вопросу об уточнении и интерпретации понятия деятельности таможенных органов // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2012. — С. 53-57.
  9. Кнышов А.В. Формирование категориального аппарата для оценки эффективности таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. — 2012. — № 3. — С. 65-70.
  10. Кнышов А.В. Оценка эффективности таможенного контроля после выпуска товаров // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 134-136.
  11. Кнышов А.В. Проблемные вопросы и рекомендации по совершенствованию оценки эффективности деятельности таможенных органов России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2017. — № 2 (96). — С. 33.