ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ

№8,

Экономические науки

Каледина Анастасия Максимовна

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА; КОРРУПЦИЯ; МОТИВАЦИЯ; СТИМУЛИРОВАНИЕ; СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; МАТЕРИАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ; НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ; CUSTOMS; OFFICIALS; CORRUPTION; MOTIVATION; INCENTIVES; SOCIAL SECURITY; FINANCIAL INCENTIVES; INTANGIBLE INCENTIVES.


Аннотация: В статье проведён анализ проблемных вопросов развития и даны рекомендации по совершенствованию системы мотивации труда государственных служащих таможенных органов России. Эффективными антикоррупционными мерами в ведомстве могут выступать: получение должностными лицами различных социальных гарантий, диверсификация их социального пакета, в том числе путём применения нематериальных стимулов.

Трудовая деятельность в рамках государственной службы таможенных органах имеет ряд специфических особенностей: во-первых, она направлена на реализацию общенациональных интересов, на всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя; во-вторых, ее отличают высокая степень ответственности должностных лиц за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия [6]. Главной целью системы управления в таможенных органах является достижение безупречной слаженности действий всех должностных лиц таможенных органов, так как ведомство должно работать в рамках реализации единых направлений и обеспечивать решение поставленных перед ним задач.

Однако практика показывает, что в таможенных органах отсутствует чёткая система мотивирования и стимулирования, которая бы способствовала повышению интереса государственных служащих к труду и качества выполняемой ими работы [5]. Это является следствием того, что уровень оплаты труда должностных лиц таможенных органов значительно ниже, чем у сотрудников коммерческих структур, а дополнительные социальные гарантии не в полной мере соответствуют сложности и значимости их деятельности. Складывающаяся ситуация негативным образом влияет на уровень коррупции в таможенных органах.

Как можно судить из материалов подразделений по противодействию коррупции за 2015 г. возбуждено 403 уголовных дел, что на 32% больше, чем в 2014 году. В 2016 этот количество уголовных дел составило 409. Из них по преступлениям коррупционной направленности в 2015 году возбуждено 195 уголовных дела (140 — в отношении 89 должностных лиц таможенных органов и 55 — в отношении 59 взяткодателей). В 2016 году – в отношении 109 должностных лиц таможенных органов возбуждено 185 уголовных дел (на 32% больше, чем в 2015 году), в отношении 53 взяткодателей – 45 уголовных дел [9].

Что касается количества уголовных дел коррупционной направленности, возбуждённых по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов, то их доля в общем количестве антикоррупционных уголовных дел, возбуждённых всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, составила 90,3%. А уже в 2016 году эта доля составила 95,7% [9].

Несомненно, попытки противостояния коррупции в таможенных органах активно претворяются в жизнь. Примером этого может служить приказ Центрального таможенного управления от 30.06.2014 № 370 «Об утверждении плана по противодействию коррупции в таможенных органах центрального таможенного управления на 2014-2015 годы» [1]. Однако искать корень проблемы необходимо в недостаточном уровне развития системы мотивации и стимулирования труда персонала таможенных органов.

Конечно, материальные формы мотивации используются наиболее часто, однако, сколько бы ни повышали зарплаты госслужащим, они все равно продолжают отставать от среднестатистического уровня доходов населения страны. Во многом именно поэтому для большинства должностных лиц таможенных органов наиболее важным стимулом является не размер заработной платы, а получение причитающихся им по статусу различных социальных гарантий, к числу которых относятся служебные квартиры, служебный транспорт, бесплатное ведомственное медицинское обслуживание и до.

В качестве эффективной формы повышения мотивации в таможенных органах следует выбрать диверсификацию социального пакета — предоставление выбора в соответствии с определённым стажем работы вознаграждений, которые в наибольшей степени могли бы отвечать текущим потребностям должностных лиц. Например, предоставление основных и дополнительных гарантий (медицинское страхование, страхование жизни и ведомственное пенсионное обеспечение), дополнительных льгот (беспроцентная ссуда на приобретение жилья, оплата спортивных занятий, бесплатные обеды и др.) [8].

Кроме того, существует множество нематериальных стимулов, которые также необходимо включить в систему внутриведомственной мотивации, так как они играют немаловажную роль в повышении заинтересованности государственных служащих в результатах труда. Прежде всего, для получения наиболее полного удовлетворения своей работой и достижения максимальных значений показателей эффективности трудовой деятельности государственного служащего, получаемые результаты должны максимально соответствовать ожиданиям [4]. Для их оценки необходимо изучить актуальные потребности должностных лиц, значимость факторов удовлетворённости своей работой. Также необходимо учитывать жизненные ценности каждого конкретного государственного служащего [3].

Гибкость, учёт профессиональных и возрастных особенностей должностных лиц таможенных органов – главные черты, которые должны быть присущи эффективной системе мотивации [2]. Каждый специалист должен понимать, за что вознаграждают или наказывают в ведомстве. В системе управления трудовой мотивацией следует применять такие психологические методы, как укрепление чувства причастности к ведомству, подтверждение значимости каждого государственного служащего, формирование межличностных связей, а также содействие развитию инновационно-творческой самостоятельности специалистов [7].

Таким образом, в настоящее время необходимо стимулировать должностных лиц таможенных органов к труду и повышать их заинтересованность в получаемых результатах. Поэтому важнейшей задачей таможенной службы является создание для персонала необходимых условий для трудовой мотивации (административных, организационно-экономических, социально-психологических). Такие мероприятия будут способствовать повышению дисциплины среди государственных служащих, значительно уменьшат коррупцию в таможенных органах. Также это поможет в реализации творческого потенциала, воспитает нравственные ценности и этические принципы служебной деятельности, а это, в свою очередь, позволит повысить ответственность и результативность Федеральной таможенной службы России.


Список литературы

  1. Актуальные проблемы экономики таможенного дела: учебник / А.Я. Черныш, Е.А. Терехова, А.В. Павлова и др. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2015. — 348 с.
  2. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  3. Кнышов А.В. Жизненные ценности как социальный феномен // Сборник: Таможня: история, теория, практика; материалы конференции «Неделя науки». Ростовский филиал Российской таможенной академии. — 2007. — С. 220-223.
  4. Кнышов А.В. Подходы к теоретическому обоснованию эффективности таможенной деятельности // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2011. — С. 15-19.
  5. Чекин М.А., Гуляева Ю.А. Анализ практики разработки и применения системы материального стимулирования государственных гражданских служащих за достижение ими установленных показателей эффективности // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2011. — № 4 C. 5-15.
  6. Макрусев В.В. Теоретическая модель таможенного дела и задачи таможенного менеджмента // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. — 2013. — № 4. — С. 77-81.
  7. Кнышов А.В.; Попова Д.А. Анализ динамики уровня доходов руководящего состава центрального аппарата Федеральной таможенной службы России // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 128-133.
  8. Кнышов А.В.; Попова П.А. Социальные льготы как мотивационный фактор эффективной деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов // NovaUm.Ru. — 2017. — № 6. — С. 125-127.
  9. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» // ФТС России, 2014-2016. URL: http://customs.ru (дата обращения 24.06.2017).