ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

№7,

Культурология

Тарасенко Юлия Михайловна


Научный руководитель: Александрина В.А., старший преподаватель ФГБОУ ВО ХГУ


Ключевые слова: НАРОДЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ; ЖИЗНЬ НАРОДА; КУЛЬТУРА НАРОДА; THE PEOPLES OF ANCIENT RUSSIA; THE LIFE OF THE PEOPLE; THE CULTURE OF THE PEOPLE.


Аннотация: В статье рассматриваются отдельные элементы культуры древних славян и ее происхождение. Описывается ведическая основа культуры народов древней Руси. Раскрываются особенности письменной и устной культуры.

Понятие «культура» многогранно и является предметом изучения философии, политологии, педагогики, лингвистики, этнологии, психологии, экономики и многих других научных направлений, в том числе, конечно же, и культурологии.

При изучении основ культуры древних славян и ее происхождения стоит помнить все вышеобозначенные области. Древние славяне, по своей сути, являлись народом ведической культуры, поэтому более правильным наименованием религии древнеславянского народа стоит считать, не язычество, как форму противопоставления христианству, а ведизм.

По происхождению слово «веды» – созвучно слову «ведать» или знать. Ведизм – это мирная религия земледельческого народа, которым несомненно являлись и древние славяне. Славянский ведизм является родственным и другим религиям ведического семейства – Древней Индии, Ирана и ряда других стран.

Основой культуры славян выступают сказания, священные песни и мифы. Сложность изучения древнеславянской культуры заключается в том, что большая часть произведений того времени была бесследно утрачена в связи с процессом христианизации Руси и отнесения традиционных верований к запретным [1]. Народные песни, сказки и другие источники культуры славян начинают интенсивно собирать лишь в начале XIX века.

Ведическое мировоззрение славян включает в себя основы диалектического натурфилософского учения, построенного на принципе дихотамии. Таким образом, мир представлен в виде системы противоположностей, определяющих социальную, бытовую и мифологическую составляющую культуры.

Так, например, в славянском пантеоне богов есть явные персонажи-антагонисты: Белобог и Чернобог, символизирующие в себе извечную борьбу света «Яви» и тьмы «Нави». Явь представляет собой «белый свет» – символ всего того, что сотворено справедливым законом или Правью, и все то, что человек делает с любовью и творчеством. Все что не относится к порождению Правьи носит наименование «Нави» – темной силы, которая представляет собой тьму или «тот свет». В мифологии славян имеются и другие противопоставления в пантеоне богов и мифических сил. Так, бог Род дарует жизнь и приносит плодородие и долголетие, в противовес ему славянский пантеон богов включает богиню Марену, символизирующую смерть и темную силу – Навь [2].

Важным элементом культуры славян является представление о преемственности, недаром бог Род, символизирующий не только жизнь, но и родство поколений, является одним из ключевых богов славянской мифологии. Сами по себе идеи близости всего сущего между собой, и всего живущего со всеми жившими, пронизывают всю культуру славян. Вышеобозначенное единство является, однако, хрупкой гармонией миров: земного и небесного. Хрупкость равновесия олицетворяется в борьбе Правды и Кривды.

Народные праздники представляют неотъемлемый атрибут любой культуры. Жизнь древних славян тесным образом была связана с землей и сельским хозяйством, поэтому важными для них всегда были события, непосредственным образом влияющие на урожаи, точки отсчета для новых годов, и другие события, связанные с годовым циклом солнца.

Так в древней Руси началу года был посвящен праздник – коляда, символизирующий поворот солнца с зимы на лето. Церковное происхождение праздника, олицетворяющее в современном понимании рождество Христово, по-видимому появилось значительно позже периода его активного празднества.

Важным элементом культуры и источником ее передачи конечно же является письменность. В случае древних славян вопрос о происхождении письменности во многом является спорным. По мнению ряда исследователей, письменность на Руси связывается с миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия, однако есть мнение, что Кирилл и Мефодий не были создателями письменности, а лишь реформировали ее [3].

В славянской культуре есть интересный феномен, называемый «узелковой письменностью». Знаки в данном случае не записывались, а передавались с помощью завязанных узелков, которые в свою очередь заматывались в некоторый клубок – прообраз книги. На наличие такого рода письменности указывает и лингвистика, так в русском языке употребляются следующие фразы, непосредственно указывающие на ее наличие: «узелок на память», «нить повествования» и т.д.

Наследие древних славян представляет собой мощный культурный пласт, частично исчезнувший из современных реалий, частично перемешавшийся с христианством, но оказавший значительное влияние на жизнь народов, возникших на территории древней Руси.


Список литературы

  1. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1981. – 406 с.
  2. Срезневский, И.И. Исследование о языческом богослужении древних славян. – СПб.: Наука, 1948. – 204 с.
  3. Бернштейн, С.Б. Константин-Философ и Мефодий. – М.: Московский университет, 1984. – С. 78.