ЗЕМНОЕ УСТРОЙСТВО В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

№7,

Культурология

Леснова Евгения Евгеньевна


Научный руководитель: Александрина В.А., старший преподаватель ФГБОУ ВО ХГУ


Ключевые слова: НАРОДЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ; ЗЕМНОЕ УСТРОЙСТВО В МИФОЛОГИИ; ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ; THE PEOPLES OF ANCIENT RUS; EARTHLY DEVICE IN MYTHOLOGY; TRADITIONAL BELIEFS.


Аннотация: В статье дается представление древних славян о Земле и ее происхождении. Описывается структура Земли и примыкающей к ней небесам, а также дается представление народов Древней Руси о космологическом строении мира.

Находки археологов, отдельные записи старинных обычаев и поверий, в той или иной степени точности, позволяют выстроить систему представления древних славян о земном устройстве. На основании известных, по вышеназванным источникам, фактов можно сделать вывод о том, что в представлении славян-язычников земное устройство было очень сложным и запутанным.

Славяноведы сходятся в том, что мир в представлении народов Древней Руси представлял собой некое большое яйцо, аналогичное мировоззрение присутствует у некоторых соседних народов, при этом, в представлении этих родственных народов яйцо-мир было снесено «космической птицей». В верованиях славян сохранились легенды о Великой Матери, некоего демиурга-создателя – родительнице Земли и Неба и соответственно праматери Богов и людей. Сохранилось и ее имя, однако в разных источниках оно несколько разниться: «Жива» или «Живана». В мифологии Великая Матерь удаляется после рождения Земли и Неба и далее в системе мифов и мифологии по факту не рассматривается.

В центре славянской Вселенной расположена сама Земля. Верхняя часть Земли: живой мир или мир людей, нижняя сторона Земли: Нижний Мир, Ночная Страна или Мир Мертвых. В представлении славян, когда в Нижнем Мире день, то в Верхнем Мире ночь, при этом для того, чтобы попасть в Нижний Мир необходимо или переплыть Океан – море, окружившее Землю или прорыть насквозь колодец [1]. Таким образом, древние славяне имели правильное представление о геометрической форме Земли и более того правильное представление о смене дня и ночи.

Представление о мире как о яйце продолжается при описании его структур, так вокруг Земли, наподобие скорлупы вокруг желтка располагаются небеса в виде скорлупы, однако таких «скорлуп»-небес в видении славян девять. Каждое из девяти небес в мифологии народов Древней Руси имеет особое предназначение: одно – для Солнца и звезд, другое – для ветров и туч и т.д. По счету седьмое небо славяне считали прозрачным дном «небесного Океана» и называли его «твердью» [2]. На нем хранятся запасы воды – источник дождей, отсюда и выражение «разверзлись хляби небесные». Под «хлябью» понимается морская бездна (водный простор).

По верованиям славян, для того чтобы попасть на любое из небес, достаточно взобраться по Мировому Древу, которое связывает все девять небес с Землей и подземным Миром. Мировое Древо для древних славян представлялось в виде огромного раскидистого дуба, но на котором зреют семена всевозможных деревьев и трав. Дерево Миро было важным составляющим в славянской мифологии, помимо связи всех трех уровней мира оно также простиралась своими ветвями на все стороны света и по его «состоянию» символизировалось настроение людей и Богов. Так зеленое древо означало благополучие, достаток и хорошую судьбу, а засохшее наоборот символизировало уныние.

На вершине Мирового Древа, поднимающейся над седьмым небом, располагается остров. Остров в разных источниках носит наименование «ирий» или «вирий», ученые полагают, что именно от данного наименования происходит употребляемое в настоящее время понятие «рая», связанное с христианской религией. Таким образом, славянская мифология перекликается с понятиями христианства и служит основой для новых слов, пришедших из чуждой для народов славян религии.

По мнению славян, именно на небесный остров осенью улетают перелетные птицы, туда же возносятся души убитых во время охоты зверей. По традиционным верованиям охотник должен быть благодарен добычи за шкуру и мясо, и с уважением относиться к зверю, не издеваться над ним в последние минуты его жизни. Если охотник благодарил зверя, то они рассказывали об этом на небесном острове и «старшие» звери, живущие там, быстро отпускали животное опять на Землю, таким образом, у человека не переводилась добыча для охоты [3].

Земля в понимании славян была сложной системой, со своей иерархий и взаимосвязью элементов. При этом некоторые представления о строении мира дошли до нас в фрагментарной форме, что свидетельствует о не изученности данной проблемы.


Список литературы

  1. Толстой, Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. – М.: Индрик, 1995. – 534 с.
  2. Глинка, Г.А. Древняя религия славян. Митава, 1804. – 311 с.
  3. Кайсаров, А.С. Славянская и Российская мифология. – М., 1810. – 184 с.