СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ

№7,

Культурология

Леснова Евгения Евгеньевна


Научный руководитель: Александрина В.А., старший преподаватель ФГБОУ ВО ХГУ


Ключевые слова: НАРОДЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ; МИФОЛОГИЯ; ТРАДИЦИОННЫЕ ВЕРОВАНИЯ; THE PEOPLES OF ANCIENT RUSSIA; MYTHOLOGY; TRADITIONAL BELIEFS.


Аннотация: В статье раскрываются особенности формирования славянской мифологии. Поясняются основные причины, по которым в настоящее время славянская мифология является одной из самых не изученных.

Мифология представляет собой отражение взглядов народов на отношение к миру. Миф является ненаучным способом описания мира, включающим в себя систему народных знаний о мире, накопленных народом с момента его становления как этноса. Таким образом, мифологию можно считать в некоторой степени «народной наукой». Мифология всех народов пытается ответить на разные вопросы человеческой жизни и происхождении мира. В качестве основных выступают вопросы об устройстве мира и происхождении отдельных его частей: почему светит солнце, идет дождь, гремит гром? Также для человека важен вопрос о его происхождении и о том, что произойдет с ним после смерти. Эти и многие другие вопросы находят отражение и ответы в мифах народов.

Часть представлений и ответов на вышеобозначенные вопросы совпадают у разных этносов, часть из них отличаются в корне, при этом, некоторые из них, в различных мифологиях рассмотрены лишь фрагментарно. В соответствии с этим каждый народ имеет свою сложную систему мифов. Древнегреческая, скандинавская, древнеиндийская и некоторые другие мифологии дошли до нас в виде подробных рассказов в которых подробным образом описывается пантеон богов и основные представления о сотворении мира [1].

Система славянских мифов сложилась к периоду формирования государства – Древняя Русь. Данный процесс можно считать полностью завершенным в X веке. Разделение восточных славян на отдельные нации – русские, белорусы и украинцы, началось значительно позднее (в XII – XIV веках) формирования славянской мифологии. Таким образом рассмотрение славянской мифологии не стоит проводить с разделением на отдельные нации [2].

Славянская мифология коренным образом отличается от других, наиболее существенными отличиями можно назвать две ее особенности: формирование в рамках господствующей религии – христианства и устная форма передачи системы мифов.

Под мифологией обычно воспринимаются языческие, нехристианские, традиционные верования народа. Христианство, как религия получило значительное распространение в начале I тысячелетия, именно на данном этапе оно стало официальной религией, сперва в Римской империи, а, затем, и на всей территории Европы. В этот период времени, дошедшие до нас системы мифов Древней Греции и Рима можно считать полностью сформированными. Письменность у греков и римлян возникла задолго до распространения христианства, таким образом, все мифы были в полной мере зафиксированы в письменном творчестве этих народов. Древняя Русь, принявшая христианство в 988 году, прошла незначительный путь развития в качестве отдельного этноса, поэтому и система мифов и традиционных верований славян сложно считать полностью сформировавшейся. Принятие христианства привело к запрету язычества, что ограничивало завершенность системы мифов славян.

Вторым важным отличием славянской мифологии является факт ее представления и существования исключительно в устной форме. До принятия христианства на территории Древней Руси отсутствовала письменность, данный факт в значительной степени затрудняет изучение славянской мифологии. Например, в настоящее время практически полностью отсутствуют сведения о мифологии славян в период до VI века нашей эры, в незначительной степени сохранились сведения и свидетельства, относящиеся к VI – XI вв. нашей эры.

Все сведения, описывающие быт и мифологию славян, как правило, извлечены из отдельных описаний, принадлежащих перу древнеримских и византийских авторов, а также отдельным произведениям христианского периода, в которых языческие мифы описывались фрагментарно. Таким образом история, культура и мифология славян является крайне малоизученной, что лишний раз делает эту тему интересной для исследования.


Список литературы

  1. Толстой, Н.И. Очерки славянского язычества. – М.: Индрик, 2003. – 624 с.
  2. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1981. – 406 с.