К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛАВЯН

№7,

Культурология

Тарасенко Юлия Михайловна


Научный руководитель: Александрина В.А., старший преподаватель ФГБОУ ВО ХГУ


Ключевые слова: НАРОДЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ; ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛАВЯН; THE PEOPLES OF ANCIENT RUS; THE ORIGIN OF THE SLAVS.


Аннотация: В статье поясняются отдельные гипотезы происхождения славян. Даются попытки объяснить некоторые из них и связать их с историческими событиями древнего мира.

В настоящее время распространено очень много, зачастую противоречивых, гипотез о происхождении славян. По некоторым из них славян относят к скифам и сарматам – выходцам из Средней Азии, другие исследователи считают их ариями и германцами, некоторые же вовсе относят их к кельтам. По теории, выдвинутой немецкими учеными (Байер, Миллер и Шлецер) в XVIII веке, славяне представляют собой индоевропейский народ, ранее входивший в «германо-славянскую» общность, но при Великом переселении народов, отколовшийся от него. Данная гипотеза происхождения славян получила наименование «норманской». По ней славяне, оказавшиеся на задворках Европы и потерявшие тесные связи с преемственностью цивилизации Рима, заметно отстали в общественном и культурном развитии и не могли самостоятельно создать собственное государство, что и послужило причиной приглашения варягов (викингов) на правление [1].

Норманская теория по своей сущности является крайне политизированной, как и сформированный ей в противовес антинорманизм, при этом обе концепции всерьез рассматриваются лишь на территории постсоветских стран, за рубежом они считаются несостоятельными по причине отрицания полиэтнической основы происхождения славян и взаимовлияния отдельных этносов [2].

По мнению Мавро Орбини исход славян из исторической родины произошел в 1460 году до нашей эры. В его произведении «Славянское царство» описывается достаточно сложный и длинный путь славян, так по мнению Орбини, славяне в своем историческом развитии очень много времени провели в войнах и битвах: нападали на Персию и Египет, правили Азией и Африкой и имели претензии на очень многие древние государства. [3].

Несколько другой подход к времени определения славян, как отдельного этноса, содержится в «Повести временных лет». Монах Нестор в качестве точки отсчета для происхождения славян выбрал библейское предание о вавилонском столпотворении [4].

Подчинив себе территорию Сарматии (одно из исторических названий Восточной Европы) славянское племя в последующем разделилось на несколько отдельных племен: анты, аланы, готы, венеды, славяне, поляке, чехи, московиты (или русские), болгаре и др. Таким образом, славянский язык распространился на значительные территории. Подобные «сведения», содержащиеся в отдельных летописях, конечно, наталкивали исследователей на определенные гипотезы, но не могли в полной мере достоверно ответить на вопрос исторического происхождения славян. Для этих целей были в дальнейшем предприняты попытки на основании лингвистики, археологии и ряда других наук ответить на вопросы происхождения и «возраста» славян как этноса. В настоящее время принятым считается мнение о том, что славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, по-видимому, вышла из междуречья Днепра и Дона порядка семи тысяч лет назад и распространилась на территорию вплоть до Уральских гор, но вопрос о локализации выхода славян по-прежнему остается открытым.

Еще через одно тысячелетие данная индоевропейская общность распалась на три группы: кельты и романцы (Западная Европа), индо-иранцы (Восточная Европа) и германцы, славяне и балты (Центральная и отчасти Восточная Европа). Из последней группы примерно 3 тысячелетия назад и стал формироваться славянский этнос со своим языком.

Однако, одной лингвистики для определения этноса мало, для выделения этноса должна непременно соблюдаться преемственность в археологической культуре. Наиболее древним элементом в цепочке славянской археологической культуры стоит считать культуру «подклошовых погребений». Название культуры произошло от древнего обычая племен накрывать останки кремированных крупным сосудом, по-польски «клеш» т.е. «верх дном». Данная традиция отмечается на территории между Вилсой и Днепром в V-II веках до нашей эры и сохраняется до средневековья. Погребальный обряд поистине является одним из ключевых народных обрядов во многих культурах и именно по нему, можно определить преемственность культурных элементов быта славянского народа.

Интересным является и происхождение самого термина «славяне». Оно прочно укрепляется в обиходе в VI веке нашей эры, так у византийских историков того времени есть немало историй, рассказывающих о недружеских племенах – славянах. Сами же славяне вовсю используют термин славяне, как самоназвание в период средневековья, если судить по рассказам, в том числе «Повести временных лет», при этом само слово «славяне» по-видимому происходит или от слова «слава», что в происхождении близко к одному из индоевропейских корней «kleu» или «слышать».

Вопрос происхождения славян по-прежнему является спорным, многие исторические летописи поясняют или пытаются пояснить его, однако, без детальных исторических, археологических и лингвистических исследований ответ на этот вопрос будет получен еще не скоро.


Список литературы

  1. Меркулов, В.И. Откуда подом варяжские гости? (генеалогические реконструкции по немецким источникам). – М., 2005. – С. 33-40.
  2. Katie Lane Vikings in the East Scandinavian influence in Kievan Rus // Senior seminar paper. — Western Oregon University, 2005. — 49 pp.
  3. Орбини, М. Славянское царство (историография). М.: ОЛМА Медиа Групп. – 2010. – 576 с.
  4. Алексеев, С.В. Обретение истории: «Повесть временных лет» // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». – 2011. – №2 (март – апрель).