ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

№3,

Юридические науки

Вайс Надежда Анатольевна
Шведчикова Елена Викторовна


Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ; КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА; МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ; PROFESSIONAL STANDARD; COMPETENCE OF A TEACHER; PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER; METHODICAL ACCOMPANY.


Аннотация: Введение федерального образовательного стандарта вызвало необходимость конкретизации трудовых функций и обязанностей педагогов. В статье рассматриваются вопросы методического сопровождения педагогов, выявление их образовательных дефицитов с целью повышения качества образования. Особое внимание уделяется вопросу взаимосвязи профессионального стандарта и эффективного контракта педагога.

С 01 января 2017 года вводится профессиональный стандарт педагога, жаркие дискуссии по этому поводу не прекращаются до сих пор. У многих, неприятие вызывает сам термин «стандарт», поскольку считается, что в связи с принятием стандарта из содержания педагогической деятельности уйдут свобода и творчество, все ее многообразие будет сведено к нескольким формализованным функциям. Другие высказывают опасения и по поводу чрезмерного завышения требований к учителю, выполнение которых не под силу одному человеку. Находятся и те, кто видит в профессиональном стандарте только инструмент манипулирования педагогами, закрепления их зависимости от административных решений.

Однако, обращение к истории профессиональных стандартов говорит о востребованности этих документов, их актуальности в современных условиях, когда серьезные изменения претерпевает и содержание, и технологии педагогической деятельности, возникает целый ряд новых компетенций, без овладения которыми невозможно обеспечить достижение целей образовательного процесса.

Рассматривая актуальность и необходимость введения профессиональных стандартов, следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт, «эффективный контракт» и наконец, профессиональный стандарт педагога – все это звенья одной цепи и вся эта система действительно будет эффективной лишь в том случае, когда все ее элементы находятся во взаимосвязи и стремятся к единой цели: повышению качества образования.

На сегодняшний день начальное, общее и среднее образование столкнулось с очевидными проблемами:

— отсутствия понятных (прозрачных) критериев, позволяющих оценивать уровень квалификации учителей и создавать на этой основе систему стимулирования качества профессиональной деятельности и профессионального развития;
— оторванности подготовки педагогических кадров от реалий образования и перспектив его развития;
— необходимостью качественных изменений в системе переподготовки педагогических кадров.

Введение профессионального стандарта является как раз тем ресурсом, который позволит выстроить принципиально новый подход к решению этих проблем.

Во-первых, на основе профессионального стандарта педагога должны перерабатываться федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, по которым обучаются будущие учителя.

Во-вторых, в соответствии с профессиональным стандартом будут обновляться образовательные программы профессионального образования, и в-третьих, профстандарт должен применяться при формировании кадровой политики, проведении аттестации, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций, установлении систем оплаты труда в образовательных организациях.

Особо следует обратить внимание на то, что профессиональный стандарт педагога содержит требования к деятельности, а не к личности, описание бизнес-процесса (в широком понимании этого слова) в целом. Все представленные в профессиональном стандарте функции отнюдь не должен выполнять один специалист-универсал. Они распределяются между всеми сотрудниками, вовлеченными в педагогическую деятельность. Руководитель организации обеспечивает выполнение функций за счет рациональной комплектации штатов, повышения квалификации своих сотрудников, адекватного распределения зон ответственности между ними. Таким образом, профессиональный стандарт позволяет, «набирать» функции отдельного сотрудника с учетом его квалификации, интересов и, конечно же, потребностей образовательной организации.

Необходимо иметь в виду, что правила общих норм Кодекса [2] могут быть дополнены или частично ограничены положениями, содержащимися в его специальных нормах, например, ст. 251 Трудового кодекса.

С учетом вышеизложенного образовательные организации обязаны применять профессиональные стандарты:

— в отношении должностей, включенных в план по организации применения профессиональных стандартов;
— в отношении должностей, квалификационные требования по которым прямо предусмотрены Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (например, должность контрактного управляющего);
— если Трудовым кодексом, иными федеральными законами предусмотрено право работников на предоставление им компенсаций, льгот или каких-либо ограничений, то наименование должностей, на которых работают данные работники, должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в профессиональных стандартах.
— В случае несоблюдения указанных правил образовательной организации после 1 января 2017 года может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также оно может быть привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ [1].

Еще одним проблемным вопросом для руководителя является дальнейшее пребывание работника в организации, если он не соответствует требованиям профессионального стандарта. Согласно разъяснениям Минтруда, если в результате принятия профессионального стандарта будет установлено, что образование работника не соответствует требованиям стандарта, то уволить его на этом основании работодатель не имеет права, поскольку такого основания Трудовым кодексом не предусмотрено.

Необходимо отметить, что быстрых результатов в педагогике не бывает. Только административным ресурсом сложные проблемы образования не решаются. Поэтому необходимо учесть, что поэтапное введение профессионального стандарта невозможно без создания управленческой модели внедрения. Отсутствие такой модели, как показал весь опыт реформирования отечественного образования, ведет к искажениям первоначального замысла, приводит к формализации исполнения и бюрократическим извращениям на местах.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016), (с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 03.10.2016)
  2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2010 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016), (с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 03.10.2016)
  3. Егоров С.А. Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов / С.А. Егоров // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 4. -С. 150 — 155.
  4. Матюшева Т.Н. Конституционные основы конкретизации статуса педагогического работника в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» / Т.Н. Матюшева // Современное право. 2015. N 4. -С. 47 — 52.
  5. Постыляков С.П. Правовой статус педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность/ С.П. Постыляков // Публично-правовые исследования: электрон. журн. 2015. N 3. С. 156 — 182.
  6. Тихомиров М.Ю. Перевод на другую работу и иные изменения условий труда: практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ М.Ю. Тихомиров. М.: 2015. -146 с.